русс яз «Что такое синонимы?» 2 класс
материал

ы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_sinonimy.docx176.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Конспект урока русского языка
                                        УМК: «Школа России», 2 класс

(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий  1 часть стр. 52-54)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс: 2

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Что такое синонимы?»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: организация деятельности обучающихся для осознанного восприятия, первичного усвоения и закрепления знаний о синонимах и умений их определять.

Задачи:

Образовательные: способствовать первичному усвоению и закреплению знаний и умений о синонимах, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию наглядно-образного мышления, произвольной памяти, произвольного внимания, развитию связной речи, умения применять ранее полученные знания,  умения распознавать синонимы  среди других лексических единиц, находить синонимы в тексте, применять их в речи; выделять главное, сравнивать, обобщать, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: осознают ценность учебного предмета в ряде учебных дисциплин, проявляют интерес к родному языку и истории России; осознают свою национальную принадлежность, уважительно относятся  к иному мнению, истории и культуре других народов; принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотив учебной деятельности; формирование личностного смысла учения; берут ответственность за свои поступки, имеют устойчивую мотивацию к творческому труду, к работе на результат; осознают богатство русского языка, его величие и многогранность;

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности используя ранее приобретенные знания;  выстраивают  логическую цепочку рассуждений, выделяют гипотезы и  обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно- следственные связи, владеют общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.

Предметные: находят синонимы в тексте, подбирают синонимы к словам, применяют синонимы в речи, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения; используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 2 класс, часть 1 В.П. Канакина, В.Н.Горецкий.


Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Сара Владимировна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Я рада  видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У.:  Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.

Я желаю вам удачи, заниматься нам пора.

Пусть сегодня все задачи совершаться на ура!

У.: Ребята, для чего нужно быть внимательными на уроках русского языка?

О.: чтобы говорить грамотно, узнать много нового.

У: На доске вы видите разбросанные слова, из которых надо собрать предложение.

Учитель вызывает одного обучающегося к доске, тот собирает предложение из букв.

У.: Что получилось?

О: Если потрудиться, то всё получится. 

У: Верно! Спасибо, возвращайся за рабочее место. Как вы понимаете это предложение?

О: Если стараться и трудиться, то у нас всё получится.

У: Отлично. Пусть это будет нашим девизом на сегодняшнем уроке.  

II. Актуализация умений и знаний.

1.Проверка домашнего задания.

У.: Вашим домашним заданием было упражнение № 61 на странице 49. Что вам нужно было сделать?

О.: найти в каждой группе предложений  многозначные слова.

У.: Верно. Вспомним, какие же слова называют многозначными?

О.: Слова, которые имеют два или больше лексических значений.

Работа с перфокартами (3 обучающихся)

У.: Правильно! Какое слово вы выписали из первой группы предложений?

О.: Колокольчик.

У.: Какие значения имеет это слово?

О.: Колокольчик- звоночек, колокольчик- цветок

У.: Хорошо, во второй группе?

О.: Пушистый

У.: Какие значения имеет это слово?

О.: Пушистый котёнок- котёнок с мягкой шерстью, пушистый снежок- мягкий снег.

У.: В третьей группе?

О.: Звёзды

У.: Какие значения имеет это слово?

О.: звезды- на небе, звезды- украшения из бумаги.

У.: Молодцы, ребята! Обменяйтесь тетрадями с соседом. Оцените выполненную работу друг друга, используя критерии на доске.

Отметка «5»

3 слова выписаны верно, без ошибок

Отметка «4»

3 слова выписаны верно, 1-2 ошибки в словах

Отметка «3»

2 слова выписаны верно, ошибок нет или есть 1 ошибка

Отметка «2»

Выписаны верно 1-2 слова, 2 и более ошибок в словах

У.: Поставьте на полях простым карандашом отметку соседу, обменяйтесь тетрадями обратно.

2.Минутка чистописания        

У.: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

У.: Чтобы узнать, какую букву вы будете прописывать сегодня вам нужно разгадать мою загадку. Внимательно послушайте!

Чтение загадки учителем

В море плавала акула

Ела всё, что в нём тонуло

К нам акула приплыла

Превратилась в букву ….?

О.: «а»

У: Верно. Пропишите строчную букву «а», открытые и закрытые слоги  буквы «а» с буквой «п».

3.Словарно – орфографическая работа

У: Ребята, посмотрите на картинки, которые я поместила на доску. Как думаете, обычные ли это слова?

https://i.artfile.ru/1920x1280_714892_%5bwww.ArtFile.ru%5d.jpg https://rc-today.ru/UserFiles/Image/3a/36/1301_lopata_70_sm_krasnaya_5eb4280ba760a_6749_big.jpg https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/birch/bereza5.jpg https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkFGIn_FUbLVd4LgAwKC_TY6aKTM5SRkZCeTgDn6uOyic https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/appletree/derevoyablonya3.jpg

О: Они словарные.

О.: записывают слова, вставляя и выделяя орфограмму, ставя ударение.

Слова: доро́га, лопА́та , берёза,  я́года, Я́блоня.

 Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе. 

У.: Проверим, справились ли вы с заданием. На доске вы видите критерии.

Отметка «5»

Все слова записаны верно, нет ошибок.

Отметка «4»

Допущена 1 ошибка

Отметка «3»

Допущены 2 ошибки

Отметка «2»

Допущено 3 и более ошибок

У.: На полях тетради простым карандашом поставьте отметку, которую вы заслужили.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У:  Ребята, посмотрите на слайд. Записаны слова: храбрый, работать, родник, трудиться, ключ, смелый. Найдите среди них пары слов, которые означают одно и то же.

О:  храбрый- смелый, работать-трудиться, родник- ключ.

У:  Вы прекрасно справились с заданием! Откройте учебники на странице 52. Прочитаем, как называются эти слова.

О.: Синонимы

У: Да! Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

О: Синонимы

У: Верно! Но, прежде чем мы продолжим,  попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомимся, узнаем, будем учиться.

О.: познакомимся с синонимами, узнаем что такое синонимы, будем учиться находить и подбирать синонимы.

IV. Открытие новых умений, знаний.

Восприятие

У.: Ребята, мы вспомнили, что такое многозначные слова, а какие слова называют однозначными?

О.: Слова, у которых только одно значение.

У.: Верно. На доске вы видите много слов, которые нам нужно распределить на группы: многозначные и однозначные слова. Слова зелёного цвета расположите в отдельную колонку. Они нам очень пригодятся!

Слова : ключ, осина, дорога, язык, путь, гитара, блестеть, кисть, молния, хвост, сверкать, трамвай, лист.

О.: Работая цепочкой, распределяют слова по группам.

У.: Проверим:

Многозначные слова

Однозначные слова

?

ключ

осина

дорога

язык

гитара

путь

кисть

молния

блестеть

хвост

трамвай

сверкать

лист

У.: Как вы думаете, почему слова оказались в третьей колонке, внимательно прочитайте их.

О.: Пары слов имеют схожее значение.

У.: Верно. В нашем языке много таких слов: которые очень по-разному пишутся и произносятся, но имеют очень похожее значение. Вспомните, как звучала тема нашего урока?

О.: Синонимы

У.: Правильно! На странице 52 найдите определение в рамочке и прочитайте его.

У: Что такое синоним?

О: Синонимы- слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие.

У: Попробуйте привести примеры синонимов.

О: большой- огромный, милый- симпатичный

Работа с учебником

У: Откройте учебник на странице 53 и прочитайте упражнение 69. Прочитайте задание 

О.: обучающиеся читают задание: Прочитайте стихотворение И. Токмаковой

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

Найдите в стихотворении синонимы. Подчеркните их.

У.: Как вы поняли задание?

О.: в стихотворении нужно найти синонимы

У.: Выполните задание устно.

О.: В стихотворении синонимы: зябнет-дрожит, стынет-мёрзнет.

У.: Всё верно! Перед выполнением упражнения в тетради вспомним, что во время письма ноги под партой стоят ровно, оба локтя лежат на столе, спина прямая.  Выполните задание в тетради  письменно самостоятельно 

О.: (выполнение упражнения обучающимися).

У.: Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителем)

У.: Посмотрите на критерии на доске. Поставьте на полях тетради простым карандашом отметку, которую вы заслужили.

V. Физминутка

Упражнение для мобилизации внимания:

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

VI. Закрепление открытых умений, знаний.

Работа с учебником

У: На странице 53 найди упражнение 67 и прочитайте задание.

О.: чтение задания

У.: Что нам нужно сделать?

О.: назвать слова каждой группы, объяснить значение слов и списать одну из групп слов

У.: выполните задание устно

У.: Что означают слова первой строки?

О.: Родина, Отчизна, Отечество- так можно назвать страну, в которой мы живём

У.: Верно! Что означают слова второй строки?

О.: Мир, спокойствие, дружба, согласие- это добрые слова, когда всё хорошо.

У.: Молодцы! Слова третьей строки что означают?

О.: Ловкий, проворный, шустрый, юркий- это человек, который хорошо и быстро справляется с заданием.

У.: Молодцы, ребята. Как можно назвать группу слов каждой строки?

О.: синонимы.

У.: Верно, а почему?

О.: это слова одной части речи, имеющие схожее значение.

У.: молодцы! Запишите в тетрадь любую строку из упражнения на ваш выбор.

У.: Выполните упражнение письменно в тетради, запишите одну группу слов.

У: Выполним упражнение 70 на странице 54. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?

О.: подобрать к словам синонимы.

У.: Выполните упражнение письменно в тетради.

Слова: ветер, чуткий, думать, правильный

У.: Подчеркните в записанных и подобранных вами словах орфограммы. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Оцените работу соседа, используя критерии на доске.

Отметка «5»

Синонимы подобраны верно, подходят по смыслу, выделены все орфограммы, в словах нет ошибок.

Отметка «4»

Синонимы подобраны верно, подходят по смыслу, не все орфограммы выделены, в словах 1-2 ошибки.

Отметка «3»

Синонимы подобраны неправильно, не подходят по смыслу, не все орфограммы выделены, в словах 3 ошибки.

Отметка «2»

Синонимы подобраны неправильно, не подходят по смыслу, не все орфограммы выделены, в словах более 3 ошибок.

У.: Поставьте простым карандашом отметку соседу на полях. Обменяйтесь тетрадями обратно.

Работа в паре

У: Подумайте в парах, подберите и запишите к словам синонимы. На выполнение задания у вас 2 минуты.

Слова: Холод, жара, красивый, друг  

У.: Какие слова вы подобрали?

У.: Посмотрите на слайд, за каждое правильно подобранное слово (подходящие слова записаны на слайде) поставьте плюсик простым карандашом в тетради. Посчитайте ваши плюсы.

Отметка «5»

Верно подобраны 11-12 слов

Отметка «4»

Верно подобраны 8-10 слов

Отметка «3»

Верно подобраны 6-7 слов

У.: Поставьте на полях простым карандашом отметку, которая соответствует количеству ваших плюсов.

VII. Итог урока. Рефлексия. 

У: Попробуйте определить, как мы решили задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомились, узнали, учились.

О.: познакомились с синонимами, узнали что такое синонимы, учились находить и подбирать синонимы.

У: Оцените свою работу на уроке, используя таблицу.

Очень хорошо

Хорошо

Не очень хорошо

Мог бы лучше

На уроке я работал(а)

Тему урока я понял(а)

Моё настроение сейчас

Домашнее задание я смогу выполнить

У.: Подсчитаем баллы. Сложите свои отметки на полях. Посмотрите на критерии на доске. Если у вас 18 – 20 баллов – это отметка « 5». 15 – 17 баллов – отметка « 4», 12 – 14 баллов – отметка «3». Поставьте соответствующие отметки в своих тетрадях на полях ручкой.

Общее количество баллов

Отметка

18-20

«5»

15-17

«4»

12-14

«3»

VIII. Инструктаж о  выполнении домашнего задания

У.: Вашим домашним заданием будет упражнение № 68 на странице 53, а также вам нужно записать в словарик и выучить новые словарные слова: осина, синонимы.

Окончание урока.

У.: Девиз нашего урока был таким: «Если стараться и трудиться, то у нас всё получится» Сегодня вы были внимательными, усердно трудились и старательно выполняли упражнения. Спасибо вам за урок! Урок окончен. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Что такое мастер- класс?"

В докладе даётся объяснение понятия " мастер - класс" и как его применять на практике....

Что такое мастер-класс.

В данной статье даны значения слова "мастер-класс", а также отличие от других форм трансляции педагогического опыта....

Технологическая карта урока. Окружающий мир. "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3.

Технологическая карта урока по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема урока: "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3....

Рабочая программа по руссому языку УМК "РИТМ" 1 класс

Рабочая программа к учебнику Т.Г. Рамзаевой...

Классный час для инклюзивного класса (2 класс) "Что такое дружный класс"

Классный час "Что такое дружный класс" разработан дефектологом (учителем ресурсного класса) для проведения во 2-м инклюзивном классе, где обучается ребенок с расстройством аутистического спе...