русс яз «Слова -омонимы.» 2 кл
материал

ы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_omonimy.docx600.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

УМК: «Школа России», 2 класс

(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 1 часть стр. 52-54)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:14.04.2023

Время: 9:50 – 10:30

МестоМОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза С.И. Гусева»

Класс: 2 «Г»

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Слова -омонимы.»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания и применения знаний и умений о словах - омонимах.

Задачи: 

Образовательные: способствовать восприятию, осмыслению, запоминанию и применению знаний и умений о омонимах, формированию умения применять эти знания и умения в практических упражнениях

 

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, речи, умения применять ранее полученные знания, умения распознавать омонимы, применять их в речи; сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

 

Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенические условия в кабинете, чередовать виды деятельности, применять методы, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применять на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов  учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализация личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности , способности к самооценке и оцениванию других на основе критериев успешности, проявление  интереса к русскому языку, бережного отношения к нему ,осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретенные знания;    строят  логическую цепочку рассуждений, выдвигают гипотезы и  обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, владеют общими приемами решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, учебные задачи, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, корректировку выполненных учебных работ.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.

 

Предметные: овладевают понятием «омонимы», узнают типы омонимов, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения; используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи. 

 

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 2 класс, часть 1 В.П. Канакина, В.Н.Горецкий.

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие. 

У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Павловна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу. 

 У: Ребята, для чего нужно быть внимательными на уроках русского языка?

О: чтобы говорить грамотно, узнать много нового.

У: На доске вы видите разбросанные слова, из которых надо собрать предложение. 

Учитель вызывает одного обучающегося к доске, тот собирает предложение из букв.

У: Что получилось? 

О: Если потрудиться, то всё получится.

У: Верно! Спасибо, возвращайся за рабочее место. Как вы понимаете это предложение?

О: Если стараться и трудиться, то у нас всё получится.

У: Отлично. Пусть это будет нашим девизом на сегодняшнем уроке.  

 

II. Актуализация умений и знаний.

1.Минутка чистописания

У: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

У: Посмотрите на доску, пропишите до середины строки соединение буквы «о» с буквой «л» и соединение буквы «о» с буквой «м» до конца строки.

 2.Словарно – орфографическая работа

У: Ребята, посмотрите на картинки, которые я поместила на доску. Как думаете, обычные ли это слова?

О: Они словарные.

О.: записывают слова, вставляя и выделяя орфограмму, ставя ударение.

Слова: доро́галопА́та , берёза,  я́года.

Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

У.: Проверим, справились ли вы с заданием. На доске вы видите критерии. 

Отметка «10»

Все слова записаны верно, нет ошибок.

Отметка «8»

Допущена 1 ошибка

Отметка «6»

Допущены 2 ошибки

У.: На полях тетради простым карандашом поставьте отметку, которая у вас получилась.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

Переход

У: Что такое синонимы?

О: Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

У: Правильно, приведите пример.

О: прыгать-скакать и тд

переход

У: что такое антонимы?

О: Антонимы – это слова противоположные по значению.

У: Приведите пример.

О: медленный-быстрый и тд.

У:

Есть у девушки коса

Цвета спелого овса.

На траве лежит роса, -

Косит травушку коса.

У меня один вопрос:

Сколько есть на свете кос?

У: Назовите изображение предмета.

О: Коса.

У: Можно ли сказать, что слово «коса» обозначает один и тот же предмет?

О: Нет.

У: Докажите.

О: Коса – инструмент, а коса- прическа.

У: А что общего?

О: Название предметов пишется одинаково и звучит одинаково.

У: Какой вывод можно сделать об этих словах?

О: Слова одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению.

У: У вас возникает вопрос, что это за слова?

О: Да.

У: Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к учебнику стр.68.

Прочитайте правила внизу.

У: Какова же тема нашего урока?

О: Слова-омонимы.

У: Верно! Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомимся, узнаем, будем учиться.

О.: познакомимся с омонимами, узнаем, что такое омонимы, будем учиться определять значение слов омонимов.

V. Физминутка (повторить 3 раза)

На «раз»- широко открыть глаза.

На «два»- сильно зажмуриться.

На «три»- посмотреть слева - направо.

На «четыре»- посмотреть вверх - вниз.

 

Работа с учебником

У: Обязательно ли омонимы должны произноситься и писаться одинаково? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем упражнение 2 на стр. 69.         1.Наконец мы нашли старый замок.

2.Это была настоящая мука.

3.В магазине продавался старинный атлас.

У: Понимаете ли вы о чём идёт речь в предложениях?

О: Нам не ясен смысл предложений.

У:Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен?

О: поставить ударение.

У: Прочитайте предложение, поставив ударение на первый слог и тд.

(Ученики читают по одному предложению, обсуждая, что называется словами замок, мука, атлас.)

Замо́к– устройство для запирания двери.

За́мок – укреплённое жилище, дворец, крепость.

му́ка– мучение, страдание, терзание.

мука́– размолотые в порошок зерна.

а́тлас– собрание карт.

Атла́с– ткань.

У: Понятен ли вам смысл предложения?

О: Да.

У: Сделайте вывод.

О: Иногда различать слова-омонимы помогает значок ударения.

У: Откройте учебник на странице 70 и прочитайте упражнение 5. Прочитайте задание

О.: обучающиеся читают задание: Прочитайте стихотворение.

Веснушкам нету сноса:

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла.

Зависело б от мыла,

Веснушки я б отмыла.

У.: Как вы поняли задание?

О.: в стихотворении нужно найти слова-омонимы и выписать их.

У.: Выполните задание устно.

О.: В стихотворении омонимы: сноса-с носа; мыла -мыла; от мыла- отмыла.

У.: Всё верно! Перед выполнением упражнения в тетради вспомним, что во время письма ноги под партой стоят ровно, оба локтя лежат на столе, спина прямая.  Выполните задание в тетради письменно самостоятельно

О.: (выполнение упражнения обучающимися).

У.: Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителем)

У.: Посмотрите на критерии на доске. Поставьте на полях тетради простым карандашом отметку, которая у вас получилась.

VI. Закрепление открытых умений, знаний. 

Работа в паре (раздаточный материал)

У: На партах у вас лежит задание, вам надо написать их значение.

  На выполнение задания у вас 3 минуты.

У.: кра́н – машина для подъёма; устройство для выпуска жидкости.

клю́ч– нота; приспособление для открывания замка.

лиси́чка– животное; гриб.

ли́ст – бумага; лист дерева.

У.: Посмотрите на слайд, поставьте плюсик простым карандашом в тетради. Посчитайте ваши плюсы.

 VII. Итог урока. Рефлексия.

У.: Наш урок подходит к концу подведем итоги, с чем мы познакомились, что узнали, что учились делать.

О:  Познакомились со словами-омонимами.

Узнали что такое омонимы.

Учились определять значение слов омонимов.

 Окончание урока.

У.: Девиз нашего урока был таким: «Если стараться и трудиться, то у нас всё получится» Сегодня вы были внимательными, усердно трудились и старательно выполняли упражнения. Спасибо вам за урок! Урок окончен. До свидания! 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА. ОМОНИМЫ. КАЛАМБУРЫ".

Презентация к уроку. Развитие  речи. Авторы программы Л.Д. Мали, О.С. Арямова....

Тема. «Деятельностный подход на уроке русского языка «Слова - омонимы» (УМК «Начальная школа XXI века» 2 класс)

Тема. «Деятельностный подход на уроке русского языка«Слова - омонимы»(УМК «Начальная школа XXI века» 2 класс)...

Слова - омонимы

Урок русского языка 2кл. " Слова - омонимы"  "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века" "Слова-омонимы" , 2 класс

Данный материал содержит разработку урока по теме "Слова-омонимы" (блок "Развитие речи") и презентацию к уроку....

Презентация - урок "Однокоренные слова, формы слова, омонимы".

Презентация - урок "Однокоренные слова, формы слова, омонимы". Данная презентация пригодится на уроках русского языка во 2-х и 3-х классах....

Русский язык "Слова-омонимы"

Тип урока: изучение нового материала.Цель: первичное усвоение знаний  о словах – омонимах.Развивать речи фонематического слуха, творческого воображения, мышления.Воспитание прилежания, любознател...

конспект урока по русскому языку "Слова омонимы"

Конспект урока по русскому языку...