конспект урока по русскому языку "Слова омонимы"
консультация по русскому языку (2 класс) на тему

Храмцова Вера Викторовна

Конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slova_omonimy.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

ХРАМЦОВА ВЕРА ВИКТОРОВНА, учитель начальных классов МБОУ Гимназии №72

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Тема: «Слова-омонимы»

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: информационно-коммуникационная (ИКТ); здоровьесберегающая (смена видов деятельности); проблемно-диалогическая (диалог).

Учебник «Русский язык», 2 часть, 2 класс,  С. В. Иванов, А. О. Евдакимова. УМК «Начальная школа XXІ века».

Форма организации учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: проблемный, практический, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный.

Цель: 

Вести наблюдение за словами, имеющими одинаковое звучание и написание, но разными  по значению;
Ввести термин «омоним»;
Наблюдать за использованием омонимов;

Развивать орфографическую зоркость.

                   

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

 

1.Самоопределение к деятельности

Организационный момент

2. Актуализация знаний.

3. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирова-

ние правила (определения).

Начинается урок, а каждый урок - это урок открытий. Ведь в школу вы пришли для чего?

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Создание мотивации к изучению языка.  

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
1. Словарная работа.
– Ребята посмотрите на экран. Что там написано? (буквы)

- Почему не можем назвать словами?( Слово состоит из звуков и имеет значение)

- Почему не можем прочитать эти слова? (Не хватает гласных)
– Каким образом мы будем вставлять гласные? (Вспоминаем словарные слова).
– Вставьте пропущенные буквы и запишите слова в тетрадь, выделяя орфограммы.
ПОДСКАЗКА: постарайтесь догадаться, что это за слова, а если возникнут затруднения, можете обратиться к своими «словарикам». ( Одежда. мороз, отец, народ, иней. Молоко)
Вид проверки: взаимопроверка в парах, исправление ошибок.

 - Что сейчас повторили? Зачем? ( Правописание словарных слов)

2. Введение в тему.
Ребята, если вы верно справились с заданием, то из первых букв слов у вас должно получиться новое слово. Прочитайте его
ОМОНИМ
Мы знакомились с понятием ОМОНИМ?
– Какие похожие, созвучные слова вам известны?
(Синонимы и антонимы)
– Объясните эти термины, приведите примеры.( Что такое синонимы, антонимы).

Определите, какая пара слов является синонимами, а какая антонимами.

 
Друг – товарищ (синонимы)
Друг – враг (антонимы)
– Какая пара слов лишняя? Почему?
(Это родственные слова)

– Сформулируйте тему и цель урока (зачем нам нужно это знать).Ответьте на вопросы:

- ЧТО?

- ЗАЧЕМ?

- КАК?

- На экране несколько картинок. Какие бы вы объединили в группы?

Построение проекта выхода из затруднения
Итак, у нас есть три слова «коса». Объясните их значение.
1. Коса – девичья коса, прическа
2. Коса – орудие труда для срезания травы
3. Коса – песчаная отмель
– Что общего у этих слов? (Они произносятся и пишутся одинаково)
– Чем они отличаются? (Слова имеют разное лексическое значение)
- Как же в русском языке называются такие слова?
– Что такое омонимы? (Формулируют определение, опираясь на схему)


Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы сделали вывод. Читаем правило.
– Откуда появилось слово в русском языке и что оно обозначает.
Слово омоним произошло из двух греческих слов: омос – «одинаковый» и онима – «имя».
– Как узнать значение слов-омонимов?

(В тексте, по иллюстрации, из словаря)

Реализация построенного проекта
Давайте выполним упражнение 1.
Читаем задание. Что необходимо сделать, чтобы выполнить задание? (Работать со словарной статьей)).
– Сколько значений имеет слово ключ. (Три значения). Почему? (Это многозначное слово, все значения связаны по смыслу)
– Почему слово ключ записано в словаре два раза? (Значения слов разные, значит это слова-омонимы)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  Упр.2. Прочитайте предложения. Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен?
(В слове необходимо поставить ударение)

 Наконец мы нашли старый замок ( здание).

Наконец мы нашли старый замок (что закрывает дверь).

- Какой сделаем вывод? ( Есть слова, которые похожи только на письме, но при произношении ( по месту ударения) не похожи.

(Наблюдение над омонимами - омофонами: совпадают при произнесении).

 - Кто может назвать, какие блюда можно приготовить из рыбы?

Работа в группах:

- Прочитайте упр. 4 и заполните таблицу. Вспоминаем правила работы в группе:

- Работают в группе все дети.

- Распределить роли.

 - Не мешать другим.

Включение в систему знаний и повторение.
Дифференцированная работа.
Задания на карточках, для тех, кто считает, что хорошо понял новую тему.
 Парная работа над упражнением 5 с комментированием.

 

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4.Итог урока.

Рефлексия.

– Что узнали нового на уроке? (Что такое омонимы.)

– Зачем же нужно знать , что такое омонимы?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

5. Домашнее задание.

Запомнить определение слов-омонимов. Подобрать из толкового словаря 5 слов-омонимов и объяснить их значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку для 2 класса. Тема "Омонимы"

Конспект урока для учеников 2 класса по русскому языку.Тема "Омонимы".Цель: познакомить с понятием "омонимы"....

Конспект урока по русскому языку . Тема "Омонимы" 2 класс

Урок ознакомления с новым материалом....

Конспект урока по русскому языку на тему " Омонимы" 3 класс "Школа России"

Разработка конспекта к уроку по русскому языку на тему "Омонимы"....

Конспект урока по русскому языку для 4 класса. Тема: "Синонимы. Антонимы. Омонимы".

Урок изучение нового материала в виде технологической карты. Используемые технологии: научно-поисковые, групповая, парная работа. Виды оценивания: самооценка, взаимооценивание....

Конспект урока по русскому языку по теме «Что такое омонимы»

Конспект урока по русскому языку по теме «Что такое омонимы»  3 классКоррекционная школа УМК "Школа России"...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) Тема урока: «ОМОНИМЫ».

План-конспект урока по русскому языку (3 класс)Тема урока: «ОМОНИМЫ».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомств...