Программа внеурочной деятельности "Чистописание" 1 - 4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Программа для внеурочной деятельности для учащихся 1- 4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistopisanie.docx34.59 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Иркутской области

Управление образования Администрации города Усть-Илимска

МАОУ "СОШ № 5"

Утверждена

приказом МАОУ «СОШ № 5»

от «01» сентября 2023г. №321

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Чистописание»

для 1-4 классов начального общего образования на 2023-202 учебный год

Составитель: Никитина Галина Евгеньевна

учитель начальных классов

Усть-Илимск 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Чистописание» разработана на основе требований к результатам освоения Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ № 5» и на основе программы Н. А. Агарковой «Программа. Графический навык. Каллиграфический почерк (1-4)»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧИСТОПИСАНИЕ»

Программа ориентирована на развитие навыков письма и выработку каллиграфического почерка. В процессе изучения курса учащиеся имеют возможность расширить свои представления о каллиграфии, познакомиться с её историей и областями применения. Курс - межпредметный: наряду со сведениями из области русского языка в его содержание входят знания по технологии, искусству, истории.

Систематическое использование методов и приемов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧИСТОПИСАНИЕ»

Научить детей писать правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма через различные методы и приёмы.

Образовательные задачи курса:

Познакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия каллиграфией и приемами работы с ними.

Научить проявлять творческий подход к работе.

Научить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Развивающие задачи:

Способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев. Развивать глазомер.

Воспитательные задачи:

Воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремленность, самодисциплину.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧИСТОПИСАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Всего 135 часов: 1 класс 33 часа (1 час в неделю), 2 - 4 классы по 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. класс

п/п

Наименование раздела программы

Формы организации

Виды

деятельности

Количество часов

1.

Введение

Групповая, индивидуальная

Игровая

2

2.

Развитие мелкой моторики

Фронтальная

Игровая

2

3.

Упражнение для работы над высотой букв

Групповая, индивидуальная

Игровая

4

4.

Упражнения для работы над формой отдельных

букв

Фронтальная, групповая

Игровая

7

5.

Упражнения для работы над формой

сопоставляемых букв

Фронтальная

Творческая, проектная

9

6.

Упражнения для работы над наклоном и

параллельностью элементов букв

Групповая

Учебно- познавательная

6

7.

Практические и творческие

Групповая

Творческая,

3

работы

проектная

Итого

33ч

  1. класс

п/п

Наименование раздела программы

Формы организации

Виды

деятельности

Количество часов

1.

Элементы букв.

Групповая, индивидуальная

Игровая

17

2.

Написание схожих групп букв

Фронтальная

Игровая

15

7.

Практические и творческие работы

Групповая

Творческая, проектная

2

Итого

34ч

  1. класс

п/п

Наименование раздела программы

Формы организации

Виды

деятельности

Количество часов

1

История письменности на Руси

Индивидуальная фронтальная

учебно-

познавательная

17

2

Написание художественных соединений

групповая

игровая

15

3

Практические и творческие работы

Групповая

Творческая, проектная

2

Итого

34ч

  1. класс

№ п/п

Наименование раздела программы

Формы работы

Виды

деятельности

Количество часов

1.

Повторение

Групповая, индивидуальная

Игровая

13

2.

Узоры в письме

Фронтальная

Игровая, учебно-

познавательная

5

3.

Шрифты

Групповая, индивидуальная

Игровая

12

4.

Творческий проект

Фронтальная, групповая

Творческая, проектная

4

Итого

34ч

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЧИСТОПИСАНИЕ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностные результаты

Метапредметные результаты

- формирование чувства гордости

- принимать и сохранять цели и задачи

за свою Родину;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы;
  • уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
  • интереса к языковой и речевой деятельности;
  • представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

учебной деятельности;

  • в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;

Предметные результаты

  • представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
  • представление о правилах речевого этикета;
  • осознание значимости чтения для личного развития;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;
  • использование разных видов чтения;
  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
  • развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения.
  • формирование гигиенических навыков письма;
  • формирование умения писать графически правильно и четко;
  • формирование скорописи;
  • формирование правильного соединения букв;
  • знать происхождение русских слов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№ п/п

Тема занятия

количество часов

1

Понятие «каллиграфия». История возникновения и развития письменности.

1

2

Упражнения для осанки.

1

3

Упражнения для развития свободных движений руки.

1

4

Штриховка геометрических фигур.

1

5

Упражнения для работы над высотой букв. Штриховка

1

6

Написание заглавных букв с использованием модульной сети.

1

7

Буквица

1

8

Вензель (применение каллиграфии в вышивке и искусстве)

1

9

Письмо с проговариванием

1

10

Упражнения для работы над формой отдельных букв. Прием работы с калькой

1

11

Упражнения для работы над формой отдельных букв. Письмо букв с нижним элементом: з, р, у, д

1

12

Упражнения для работы над формой отдельных букв. Последовательность написания букв Ф, ф

1

13

Упражнения для работы над формой отдельных букв. Варианты написания элемента буквы «ы».

1

14

Упражнения для работы над формой отдельных букв. Заглавные буквы Г,П,Т,Р

1

15

Упражнения для работы над формой отдельных букв. Особенности написания элемента «шапочка».

1

16

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: и, л

1

17

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ш, м.

1

18

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: о, ю.

1

19

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: л, я.

1

20

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: х, ж. Безотрывное написание Х, Ж.

1

21

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ч, у

1

22

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: в, з.

1

23

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: з, е.

1

24

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: с, э.

1

25

Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв.

1

26

Выполнение заданий по образцу.

1

27

Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов: нижнее соединение.

1

28

Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов: нижнее соединение.

1

29

Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов: верхнее соединение

1

30

Рациональные способы соединений в словах. Упражнения для работы над соединением букв.

1

31

Рациональные способы соединений в словах. Упражнения для

1

работы над соединением букв.

32

Написание текстов поздравления, приглашения на открытке

1

33

Написание текста объявления, визитной карточки ученика.

1

2 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1.

Что такое каллиграфия?

1

2.

Что такое каллиграфия?

1

3.

Большие и малые прямые наклонные линии

1

4.

Большие и малые прямые наклонные линии

1

5.

Прямая линия с закруглением внизу

1

6.

Прямая линия с закруглением внизу

1

7.

Прямая наклонная линия с закруглением вверху

1

8.

Прямая наклонная линия с закруглением вверху

1

9.

Малая и большая прямые наклонные линии с закруглениями вверху и внизу

1

10.

Малая и большая прямые наклонные линии с закруглениями вверху и внизу

1

11.

Большие и малые полуовалы

1

12.

Большие и малые полуовалы

1

13.

Линия с петлей вверху и внизу

1

14.

Линия с петлей вверху и внизу

1

15.

Малая и большая пламевидные прямые

1

16.

Малая и большая пламевидные прямые

1

17.

Петля на линии строки.

1

18.

Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т, г

1

19.

Группа букв: и, ш, И,Ш,п,р,т,г

1

20.

Группа букв: л,м,Л,М,я,Я

1

21.

Группа букв: л,м,Л,М,я,Я

1

22.

Группа букв:у,ц,щ,Ц,Щ,Ч,ч

1

23.

Группа букв:у,ц,щ,Ц,Щ,Ч,ч

1

24.

Группа букв с,С,е,о,О,а,.д,б

1

25.

Группа букв с,С,е,о,О,а,.д,б

1

26.

Группа букв: ь,ъ,ы,в

1

27.

Группа букв: ь,ъ,ы,в

1

28.

Группа букв: Н,Ю,н,ю,к,К

1

29.

Группа букв: Н,Ю,н,ю,к,К

1

30.

Группа букв: В,З,з,э,Э,ж,Ж,х,Х,ф

1

31.

Группа букв: В, З,з,э,Э,ж,Ж,х,Х,ф

1

32.

Группа букв:Ф,Г,У,Т,П,Б,Р,Д

1

33.

Работа по устранению графических недочетов. Конкурс по чистописанию

1

34.

Работа по устранению графических недочетов. Конкурс по чистописанию

1

3 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1.

Привет Анфиму. Берестяная грамота и точило. Письмо на бересте.

1

2.

Пергамент и тростниковая палочка.

1

3.

Как писали гусиными перьями.

1

4.

Заточка и письмо

1

5.

Металлические перья.

1

6.

Как появилась письменность на Руси. Кирилл и Мефодий.

1

7.

Русская вязь. Где мы с ней встречаемся.

1

8.

Рукописные книги Древней Руси.

1

9.

Древнерусский шрифт — устав.

1

10.

Буквица заглавная.

1

11.

Розетка как элемент оформления древнерусских книг.

1

12.

Написание художественных соединений ол,ом,оя,об,од,оф

1

13.

Написание художественных соединений ол,ом,оя,об,од,оф

1

14.

Написание художественных соединений ок,он,оп,ог,ож,оз,ос

1

15.

Написание художественных соединений ое,ой,оц,ош,ощ

1

16.

Написание художественных соединений аг,аж,аз,аб,ад,ав,ае

1

17.

Написание художественных соединений аг,аж,аз,аб,ад,ав,ае

1

18.

Написание художественных соединений ие,ий,иц,ищ

1

19.

Написание художественных соединений ие,ий,иц,ищ

1

20.

Безотрывное написание художественных соединений ел,ем,ег,еж,ез

1

21.

Безотрывное написание художественных соединений ел,ем,ег,еж,ез

1

22.

Безотрывное написание художественных соединений ел,ем,ег,еж,ез

1

23.

Рациональные способы соединений в словах

1

24.

Рациональные способы соединений в словах

1

25.

Написание художественных соединений яб,яр,яв,ят

1

26.

Написание художественных соединений яб,яр,яв,ят

1

27.

Письмо трудных художественных соединений юз,юг,юж,ют,юн

1

28.

Письмо трудных художественных соединений юз,юг,юж,ют,юн

1

29.

Безотрывное написание художественных соединений ль,мь,ья,ье

1

30.

Безотрывное написание художественных соединений ль,мь,ья,ье

1

31.

Написание художественных соединений Оо,Сс,Ээ

1

32.

Написание художественных соединений Оо,Сс,Ээ

1

33.

Конкурс по чистописанию

1

34.

Творческая работа.

1

4 класс

п/п

Наименование раздела.

Тема занятия

Количество

часов

1

Алфавит. Свой вариант шрифта

1

2

Свой вариант шрифта

1

3

Повторение соединений букв

1

4

Повторение соединений букв

1

5

Повторение соединений букв

1

6

Повторение соединений букв

1

7

Повторение художественного соединения букв

1

8

Повторение художественного соединения букв

1

9

Повторение художественного соединения букв

1

10

Повторение художественного соединения букв

1

11

Оформление заглавной буквы

1

12

Оформление заглавной буквы

1

13

Оформление заглавной буквы

1

14

Свои узоры при оформлении заглавной буквы

1

15

Свои узоры при оформлении заглавной буквы

1

16

Безотрывное написание различных соединений

1

17

Безотрывное написание различных соединений

1

18

Безотрывное написание различных соединений

1

19

Шрифты. Создание своего шрифта

1

20

Шрифты. Создание своего шрифта

1

21

Шрифты. Создание текста при помощи своего шрифта

1

22

Запись фразы выбранным шрифтом

1

23

Запись фразы выбранным шрифтом

1

24

Запись фразы выбранным шрифтом пером

1

25

Запись фразы выбранным шрифтом пером

1

26

Урок-конкурс «Пишу пером»

1

27

Тренировка в использовании различных видов шрифта

1

28

Тренировка в использовании различных видов шрифта

1

29

Тренировка в использовании различных видов шрифта

1

30

Тренировка в использовании различных видов шрифта

1

31

Творческий проект «Пишу красиво»

1

32

Творческий проект «Пишу красиво»

1

33

Творческий проект «Пишу красиво»

1

34

Защита творческого проекта

1

Методическое и материально-техническое обеспечение курса список литературы для педагога:

  • Агаркова Н.А.«Программа. Графический навык. Каллиграфический почерк (1-4)»
  • Богдеско И.Т. Каллиграфия — Спб.:Агат, 2005
  • Горячева И.А. Церковно-славянские прописи и уроки орнамента — Москва, Издательство Московской Патриархии, 2012.
  • Горячева И.А, Тренинг по русскому языку — Москва, Издательство «Дрофа», 2010.
  • Клеминксон Р. Каллиграфия. Рукописные шрифты запада и востока. 45 проектов с пошаговыми объяснениями. - М. Контент., 2006
  • Нечволодов А.Д. Сказание о Русской земле в 4-х книгах — Москва, Издательство Белый Город, 2009.
  • Федосова Н.А. Как исправлять почерк детей // Нач. шк. – 1990. - №4.
  • Чобитько П.П. Азбука древнерусского письма. Азбуковник. Устав, полуустав, скоропись, вязь. - Санкт-Петербург — Москва 2008.
  • Церковнославянская грамота. Учебные очерки //Спб - 1998

Список литературы для учащихся:

  • Горячева И.А. Церковно-славянские прописи и уроки орнамента — Москва, Издательство Московской Патриархии, 2012.
  • Горячева И.А, Тренинг по русскому языку — Москва, Издательство «Дрофа», 2010.
  • Нечволодов А.Д. Сказание о Русской земле в 4-х книгах — Москва, Издательство Белый Город, 2009.
  • Чобитько П.П. Азбука древнерусского письма. Азбуковник. Устав, полуустав, скоропись, вязь. - Санкт-Петербург — Москва 2008.
  • альбомы или листы для рисования;
  • линейки-трафареты с геометрическими фигурами;
  • материал для словарной работы (иллюстрации, тексты);
  • цветные мелки для учителя;
  • цветные карандаши для учащихся
  • рабочие тетради «Чистописание» 1,2,3,4 класс, авторы Игнатьева Т. В., Горецкий В.Г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...