Помощь в организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.
статья (4 класс)

Корнилова Екатерина Петровна

В последнее время очень часто в начальной школе говорят о проектной деятельности, проводятся различные конкурсы исследовательских работ, многие из них сейчас проводятся дистанционно. В дистанционном формате есть свои плюсы, расширяются границы проводимых конкурсов, появляется возможность выйти на международный уровень, не выходя из дома.

        Многие педагоги испытывают страх перед участием в таких конкурсах. У многих возникает вопрос: «А смогу ли я? Хватит ли мне опыта, смогу ли заинтересовать ребенка и помочь ему выбрать ту или иную тему, подготовить проект и защитить его?» Вопросы  очень распространенные и требуют детального рассмотрения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Помощь в  организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

        В последнее время очень часто в начальной школе говорят о проектной деятельности, проводятся различные конкурсы исследовательских работ, многие из них сейчас проводятся дистанционно. В дистанционном формате есть свои плюсы, расширяются границы проводимых конкурсов, появляется возможность выйти на международный уровень, не выходя из дома.

        Многие педагоги испытывают страх перед участием в таких конкурсах. У многих возникает вопрос: «А смогу ли я? Хватит ли мне опыта, смогу ли заинтересовать ребенка и помочь ему выбрать ту или иную тему, подготовить проект и защитить его?» Вопросы  очень распространенные и требуют детального рассмотрения.

      У меня, также как и у сотен  таких педагогов тоже было немало сомнений, поэтому для себя я решила более детально рассмотреть этот вопрос, чтобы в дальнейшем создать некий «алгоритм» , который поможет мне и другим педагогам подготовиться к проектам и исследовательской работе. Очень часто в образовании слова «проектная» и «исследовательская» деятельность употребляется как синонимы. Но тем не менее между ними есть существенная разница. Исследование -  самостоятельная поисковая деятельность, а проектирование – деятельность строго по плану. В настоящем мире ребенка следует обучать как к поиску истины, так и проектированию.

         Для  того, чтобы развить у младшего школьника навыки исследования, важно понимать, что исследования и наблюдения должны быть систематическим, цель работы - четко сформулирована и посильна для достижения. При этом надо обязательно учитывать общее развитие школьника, имеющийся у него запас знаний и умений. Выполняя самостоятельную работу, ученик обязательно должен вести дневник и на основании полученных данных делать выводы. Я всегда начинаю работу над исследовательской и проектной деятельностью во 2-ом классе. В 1-ом классе делаю упор на развитие  умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности , стараюсь  привить интерес к познавательной деятельности. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

        В рамках традиционных учебных занятий использую:

•    проблемное введение в тему урока;

•    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•    совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•    групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•    выдвижение идеи (мозговой штурм);

•    постановку вопроса (поиск гипотезы);

•    формулировку предположения (гипотезы);

•    обоснованный выбор способа выполнения задания;

•    составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

•    поиск дополнительной литературы;

•    подготовку доклада (сообщения);

•    самоанализ и самооценку, рефлексию;

•    поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

        В подготовке к исследовательской и проектной деятельности очень хорошим подспорьем является тетрадь А.И. Савенкова «Я – исследователь».

В ней очень четко и грамотно показаны все этапы над проектом и исследованием. Постепенно ,выполняя предложенные в тетради задания, вы сможете освоить основные приемы проведения исследований.

        В обучении методике можно выявить несколько этапов:

- выбор темы, формулировка цели исследования, формулирование гипотезы;

- сбор данных об объекте исследования, приемах и методах работы;

 - составление плана, проектирование эксперимента;

- создание условий для достижения поставленной цели;

- регистрация за ходом работы и наблюдениями;

- анализ результатов наблюдений и формулировка выводов;

- корректировка плана и написание выводов;

- литературное оформление работы;

         Первым этапом в работе  ученика будет  выбор темы, если возникают трудности, можно задать себе вопросы : «Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? Чем я занимаюсь в свободное время? Какие предметы мне интересны более всего?» и т.д.  Какими могут быть темы исследования:

- фантастические

- экспериментальные

- теоретические

        Вторым этапом, после того, как ребенок определился с темой работы, он ставит цели и определяет задачи исследования. Задачи всегда уточняют цель, а цель указывает общее направление работы, задачи описывают основные шаги.

        Как только сформулирована цель и поставлены задачи, выдвигается гипотеза – предположение, рассуждение, догадка еще не доказанная и не подтвержденная.  Возможно, гипотез будет несколько.

Третьим этапом будет являться  составление  плана работы. Для того, чтобы составить план, необходимо ответить себе на вопрос: «Как мы сможем узнать об этом что-то новое?»  Какими могут быть доступные методы исследования:

- подумать самостоятельно

- посмотреть книги о том, что исследуешь

- спросить у взрослых

- посмотреть научные фильмы по своей теме

- обратиться к сети Интернет

- понаблюдать

- провести эксперимент

         На каждый из методов стоит дать письменный ответ.

        Следующим, пятым, этапом работы будет подготовка к защите. Необходимо кратко изложить на бумаге самое главное. Что для этого потребуется:

  1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
  2. Классифицировать основные предметы, характеристики и т.д.
  3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
  4. Выстроить по порядку основные идеи.
  5. Предложить примеры,  сравнения и сопоставления.
  6. Сделать выводы.
  7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
  8. Подготовить текст сообщения.
  9. Составление списка литературы.
  10. Приготовить презентацию.
  11. Подготовиться к ответам на вопросы.

       Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся: немотивированные на учебу дети, заинтересовавшись какой-нибудь проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, приобретают уверенность в своих силах, таким образом для них создается реальная ситуация успеха в обучении; для одаренных детей участие в проекте еще одна возможность проявления творчества, развития в совместной деятельности с учителем, родителями и одноклассниками творческого потенциала, накопление опыта самостоятельной роботы.

       

Список используемой литературы:

  1. С12 Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. - 2-е изд.,

исправл. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005 — 32 с.: ил.

ISBN 5-9507-0239-5

  1. Савенков А.И., Обухов А.С. Методические рекомендации по подготовке

к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов

дошкольников и младших школьников «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» / Под ред.

А.С. Обухова. – Изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: Библиотека журнала:

«Исследователь/ Researcher», 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ достижения...

Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся  целенаправленност...

Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся  целенаправленност...

Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся  целенаправленност...

Исследовательская и проектная деятельность учащихся начальной школы

Презентация расказывает о проектной деятельности учащихся в начальной школе....