Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность", 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌‌‌ Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

Отдел образования администрации Егорлыкского района

МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского

  РАССМОТРЕНО
Руководитель методического совета МБОУ ЕСОШ №7

 им. О. Казанского
___________/ Н.В. Полехина/
Протокол  №1 от 30.08.2023 г.


СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора

___________/ А.Н.Почивалова/

от  30.08.2023 г.

         УТВЕРЖДЕНО

   Директор МБОУ ЕСОШ №7

  им. О. Казанского ______________/О.В. Авилова/

Приказ № 196 от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

для обучающихся 3 «А» класса

Составитель: Антонова Лариса Юрьевна

учитель начальных классов

ст. Егорлыкская‌ 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с требованиями:

  1. Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.).
  2. ФОП начального общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 “Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229);
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100);
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования” (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676);
  5. Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
  6. Концепции фундаментального ядра содержания общего образования.
  7.  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  8. Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.
  9. Устава МБОУ ЕСОШ №7 им.О.Казанского.
  10. Учебного плана МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского ст. Егорлыкской на 2023-2024 учебный год.

      Согласно учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в 3 классе отводится 16 часов из расчёта 0, 5 часа в неделю.

      Срок реализации рабочей программы 1 год.

Цель курса: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основными задачами курса являются:

  • обучение планированию личного бюджета и постановку целей;
  • рассмотрение способов достижения финансовых целей (накопления, депозиты, вклады);
  • знакомство с особенностями функционирования банков, пенсионных фондов, налоговых и страховых компаний;
  • познакомить с понятиями «право» и «налоги»;
  • формирование основ предпринимательства (через игровую деятельность).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1.

«Что такое деньги, и какими они бывают»

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия:

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Компетенции:

- Объяснять причины и приводить примеры обмена.

- Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

- Описывать свойства товарных денег.

- Приводить примеры товарных денег.

- Приводить примеры первых денег.

Тема 2.

«Из чего складываются доходы в семье»

Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основные понятия:

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Компетенции:

- Объяснять, почему появились монеты.

- Описывать купюры и монеты.

- Сравнивать металлические и бумажные деньги.

- Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия:

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции:

- Описывать старинные российские деньги.

- Объяснять происхождение названий денег.

 

Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия:

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Компетенции:

- Описывать современные российские деньги.

- Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

- Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

- Приводить примеры иностранных валют.

Тема 3.

«Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать»

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получить арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия:

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции:

- Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

- Объяснять причины различий в заработной плате.

- Объяснять, кому и почему платят пособия.

- Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия:

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Компетенции:

- Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

- Сравнивать покупки по степени необходимости.

- Различать планируемые и непредвиденные расходы.

- Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Тема 4.

«Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал»

Как с умом управлять своими деньгами.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия:

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Компетенции:

- Объяснять, как управлять деньгами.

- Сравнивать доходы и расходы.

- Объяснять, как можно экономить.

- Составлять  бюджет на простом примере.

 Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия:

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции:

- Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

- Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

- Сравнивать разные виды сбережений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

  • осознание себя как члена семьи и общества;
  • овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений;
  • познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
  • осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;
  • ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области финансов, так и действий окружающих;
  • понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
  • понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости, между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых ситуациях.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов; •
  • положительной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств другого человека и сопереживания его эмоциональному состоянию, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты

Познавательные:

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации;
  • использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
  • построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным финансовым понятиям;
  • использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения финансовых задач;
  •  владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
  • осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: формулировать проблему, разрабатывать замысел, находить пути его реализации, демонстрировать готовый продукт;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные:

  • определение личных целей по изучению финансовой грамотности;
  •  постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
  • проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
  • выполнение пошагового контроля своих учебных действий, итоговый контроль и оценка результата;
  • оценка правильности выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
  • корректирование учебных действий после их выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
  • корректирование своих действий с учетом рекомендаций одноклассников, учителей, родителей;
  • использование цифровой формы записи хода и результатов решения финансовой задачи.

Обучающийся получит возможность научиться: 

  • преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

Коммуникативные:

  • умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
  • умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь своё мнение;
  • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых действий и решений;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
  • умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное финансовое поведение и поведение окружающих.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
  • формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.

Предметные результаты

  • правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар, деньги, покупка, продажа, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, виды денег, банк, банковская карта, доходы и расходы семьи, пособия, сбережения, семейный бюджет, банковский вклад);
  • понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена;
  • понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их объяснить;
  • умение приводить примеры товарных денег;
  • умение объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо;
  • понимание того, что деньги зарабатываются трудом;
  • умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
  • умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
  • умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и непредвиденные расходы;
  • умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на условных примерах;
  • умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
  • понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты;
  • знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение приводить примеры пособий;
  • умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
  • объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Электронные цифровые образовательные ресурсы

1.

Что такое деньги, и какими они бывают.

7

интернет -ресурсы

2.

Из чего складываются доходы в семье.  

3

интернет -ресурсы

3.

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать.    

3

интернет -ресурсы

4.

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал.

3

интернет -ресурсы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

:  

16

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Дата

Электронные цифровые образовательные ресурсы

1

Что такое деньги и откуда они взялись.

1

12.09.2023

интернет -ресурсы

2

Рассмотрим деньги поближе.

1

26.09.2023

интернет -ресурсы

3

Какие деньги были раньше в России.

1

10.10.2023

интернет -ресурсы

4

Какие деньги были раньше в России.

1

24.10.2023

интернет -ресурсы

5

Защита от подделок.

1

14.11.2023

интернет -ресурсы

6

Современные деньги России и других стран.

1

28.11.2023

интернет -ресурсы

7

Современные деньги России и других стран.

1

12.12.2023

интернет -ресурсы

8

Откуда в семье берутся деньги.

1

26.12.2023

интернет -ресурсы

9

Откуда в семье берутся деньги.

1

16.01.2024

интернет -ресурсы

10

Откуда в семье берутся деньги.

1

30.01.2024

интернет -ресурсы

11

На что семьи тратят деньги

1

13.02.2024

интернет -ресурсы

12

На что семьи тратят деньги

1

27.02.2024

интернет -ресурсы

13

На что семьи тратят деньги

1

12.03.2024

интернет -ресурсы

14

Как умно управлять своими деньгами.

1

09.04.2024

интернет -ресурсы

15

Как умно управлять своими деньгами.

1

23.04.2024

интернет -ресурсы

16

Как делать сбережения.

1

14.05.2024

интернет -ресурсы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

16

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

​‌‌​

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  • Финансовая грамотность, методические рекомендации для учителя. Ю.Корлюгова, М: ВИТА.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

  • ​‌Библиотека ЦОК и другие интернет - ресурсы.
  • https://edsoo.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению" в 1 классе.

Курс внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» реализуется с 1 по 4 класс, рассчитан на 135 часов всего, в первом классе 33 часа в год, 1 час в неделю.Рабоча...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель".

Цель курса: формирование у учащихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" 4 класс

Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Срок реализации - 1 год, 34 часа.Содержит разделы: "Результаты освоения курса внеурочной...