Роль игры в коррекционно-воспитательной работе с детьми с умственной отсталостью.
статья

Лесневская Лилия Максимовна

Статья  "Роль игры в коррекционно-воспитательной работе с детьми с умственной отсталостью".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль игры в коррекционно-воспитательной работе с детьми с умственной отсталостью.

Ребенок с умственной отсталостью может достичь оптимального для него уровня развития только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно-воспитательной работы, охватывающей все направления его индивидуального развития (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социокультурное). Основным условием и фактором развития детей является их собственная деятельность и сотрудничество со взрослым. При этом особая роль принадлежит игровой деятельности.

Игра является одним из методов и приемов, активно действующим на познавательную деятельность умственно отсталых учащихся. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторять уже изученный материал без монотонности и скуки.

Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребёнка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. Он писал, что в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения действительности, она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде. Игровая деятельность в младшем школьном возрасте является одним из эффективнейших способов развития ребёнка, формирования познавательной сферы, в том числе, формирования свойств внимания.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие психических процессов (в частности, мышления, воображения и речи). В процессе игры происходит становление функции замещения, с которой ребенок в последующем будет сталкиваться постоянно. В игре он учится планировать и регулировать свои действия и действия своих партнеров. Но, чтобы игра стала действительно развивающей, ребенок должен пройти путь от овладения предметными действиями до освоения сюжетно-ролевой игры. При этом сначала осмысливаются сами действия с предметами, потом отношения между людьми, окружающими ребенка, их взаимозависимость, собственное место ребенка в этих взаимоотношениях. Далее осваиваются нравственные критерии, этическая сторона взаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональный отклик на хорошее и плохое.

В норме дети овладевают вершиной игровой деятельности - сюжетно-ролевой игрой - в конце раннего детства, к третьему году жизни, и с этого момента, вплоть до поступления в школу, игра становится ведущим видом деятельности ребенка, т. е. определяет его развитие. Дети с выраженным нарушением интеллекта и к концу дошкольного периода зачастую остаются на уровне предметно-манипулятивной деятельности. В их играх наблюдается стереотипность, формальность действий, отсутствие замысла и даже элементарного сюжета.

Важным условием результативности использования игр является соблюдение последовательности от легких к более сложным. Необходимо учитывать следующие принципы: повторяемость, доступность, постепенность выполнений заданий.

Правильно организованная игровая деятельность благотворно влияет на физическое развитие глубоко умственно отсталых детей, способствует активизации их интеллектуальной сферы, формирует произвольность психических процессов, т. е. способствует гармоничному развитию личности. Постепенно дети учатся адекватно действовать в предлагаемой ситуации. Функциональное развитие игровых действий создает зону ближайшего развития умственных действий. Кроме того, игра развивает и совершенствует коммуникативные умения, что существенно влияет на успешность социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.

Исходя из вышесказанного, учителю-дефектологу в своей работе целесообразно опираться именно на игру, как средство коррекции и компенсации дефектов развития умственно отсталого ребенка, т. к. посредством игры педагог может развивать эмоционально-волевую сферу воспитанников, управлять психическим развитием личности и тем самым готовить почву для успешного овладения детьми неигровой деятельностью (учебной, трудовой и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Особенности логопедической работы с детьми, имеющими умственную отсталость, обучающимися по АООП 8 вида"

Данная публикация: "Особенности логопедической работы с детьми, имеющими умственную отсталость, обучающимися по АООП 8 вида" актуальна в связи с внедрением ФГОСдля обучающихся с ОВЗ....

Логопедическая работа с детьми с умственной отсталостью в условиях ФГОС

Логопедическая работас детьми с умственной отсталостью в условиях ФГОС...

Папка Проекты для работы с детьми с умственной отсталостью(интеллектуальным нарушением)

Проекты  совместной с родителями деятельости  воспитателя по  формированию  социально-нравственного  поведения  младших школьников...

Игра на шумовых музыкальных инструментах с детьми с умственной отсталостью с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР)

Тема занятия: «Игра на шумовых инструментах с детьми с умственной отсталостью с применением ЭОР». Цель: Стимулировать интерес детей к игре на шумовых музыкальных инструментах.Задачи: ...

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе при работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

ull; Создать атмосферу успеха для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);• Сформировать представление о сохранении и укреплении здоровья;• Научить детей верить в себя...

Инновационные технологии в работе с детьми с умственной отсталостью

Инновационные технологии в работе с детьми с умственной отсталостью...