проект чистота - залог здоровья
проект

Аитбаева Лилия Рафаиловна

. У детей повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков (пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются полотенцем после умывания, вешают полотенце на место).

2. Развивается эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений.

3. Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.

4. Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.

5. Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

6. Единство требований со стороны персонала группы и родителей.

7. Укрепление связи с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект чистота - залог здоровья49.76 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по здоровьесбережению «Чистота - залог здоровья»

Название проекта:

«Чистота - залог здоровья»

Вид проекта:

Познавательный, исследовательский.

Возраст детей:

3-4 года (вторая младшая группа).

Актуальность проекта

Нет задачи важнее, чем вырастить здорового человека. Необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к личной гигиене, формировать у малышей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать и читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Главная задача – формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Главными союзниками в работе по формированию привычки к соблюдению правил личной гигиены, у малышей являются родители. Без их участия невозможно добиться хороших результатов. Только они являются ярким примером для своих детей. Но необходимы единые требования в семье и в детском саду.  Самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Поэтому важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности характера. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач. Для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей. Это – прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Психика ребенка, во второй младшей группе устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно что-то делать. Ребенку должно быть интересно, делать не потому, что надо и полезно, а потому, что ему нравится. И всего этого можно добиться через игры и упражнения.

Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.

Можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

Проблема

В младшем дошкольном возрасте у детей надо активно формировать культурно-гигиенические навыки

Цель проекта

Расширение кругозора, знаний детей о культурно-гигиенических навыках, о полезных свойствах мыла. Формирование представлений о правилах личной гигиены у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Задачи проекта

  1. Задачи для детей:
  1. развитие культурно-гигиенических навыков у малышей, формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания;
  2.  формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, сворачивать и вешать полотенце на место, пользоваться носовым платком;
  3.  формирование навыков поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, не разговаривать за столом;
  4.  формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
  5.  формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Задачи для родителей:

приобщать  родителей к творческому взаимодействию с ребёнком и детским садом;

активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.

Задачи для педагогов:

- развивать умения выстраивать совместную деятельность детей, родителей и сотрудников ДОО;

  1. - пополнить предметно-развивающую среду, повышающую умения и навыки обращения с игрушками

Продукт проекта

Фотомонтаж для родителей «Чистота – залог здоровья»,

Итоговое занятие-развлечение «Вот что мы умеем»

Срок реализации

16.11.2023 – 25.11.2023

Практическая значимость проекта

1. У детей повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков (пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются полотенцем после умывания, вешают полотенце на место).

2. Развивается эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений.

3. Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.

4. Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.

5. Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

6. Единство требований со стороны персонала группы и родителей.

7. Укрепление связи с родителями.

1. Подготовительный этап

Дата

Мероприятия, инициированные воспитателем

Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта

Риски

Результаты

1

Определение актуальности, цели и задач.                                                                                                      

Методическая литература

Будет недостаток литературы

Получены сведения о том, как выстроить проект, какие цели будут достигаться

2

Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы, рассматривания иллюстраций

Беседа, иллюстрации

Дети не охотно откликнутся на проект

Получены сведения о знании детьми КГН

3

Составление плана работы                                                                                    

ФГОС, литература по теме проекта

Недостаточность методического и дидактического оснащения

определены основные этапы и мероприятия проекта

4

Разработка содержания проекта, изучение литературы

ФГОС, литература по теме проекта, конспекты занятий

Не достаточность проработанности конспектов

Готовы конспекты для проекта

2. Основной этап

Место в

режиме

дня

Мероприятия

Участники

образовательного

процесса,

участвующие в

мероприятии

Промежуточные

результаты

1

Свободное время в 1 половине дня

Дидактическая игра на гигиенические навыки «Чистоплотные дети»

Воспитатели, дети

Дети знают о значении развития КГН

2

Свободное время во 2 половине дня

Потешки при умывании

Воспитатели, дети

Дети учатся правильно мыть руки

3

Свободное время в 1 половине дня

Беседа-наблюдение с детьми по теме «Учимся умываться».

Пальчиковая игра «Моем руки»

Воспитатели, дети

Дети учатся правильно мыть руки

4

Свободное время во 2 половине дня

Потешки при умывании

Воспитатели, дети

Дети учатся пользоваться полотенцем

5

Свободное время в 1 половине дня

Д/и «Что нужно кукле!»

Воспитатели, дети

Дети понимают значение мытья тела

6

Свободное время во 2 половине дня

Потешки при умывании.

Д/и «Чудесный мешочек»

Воспитатели, дети

Дети умеют различать предмет личной гигиены

7

Свободное время в 1 половине дня

Разгадывание загадок.

Д/и «Что ты можешь о них сказать?»

Воспитатели, дети

Дети знают предметы личной гигиены

8

НОД

Непосредственная образовательная деятельность «Знакомство детей с мылом».

Воспитатели, дети

Дети получают новые знания о мыле и его значении в КГН

9

Свободное время во 2 половине дня

Беседа-наблюдение с детьми по теме «Зачем нам мыло»

Воспитатели, дети

Дети получают новые знания о предметах личной гигиены

10

Свободное время во 2 половине дня

Потешки при умывании.

Д/и «Водичка, водичка!»

Воспитатели, дети

Дети учатся правильно мыть руки, учат фольклор

11

Время ухода детей домой

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»

Воспитатели, родители

Родители осознают роль развития КГН у детей младшего дошкольного возраста

12

Свободное время в 1 половине дня

Пальчиковая игра

«Зайка серый умывается»,

Д/и «Чистые ручки»

Воспитатели, дети

У детей расширяются знания о гигиене

13

Чтение литературы перед дневным сном

Беседа с детьми «Почему опасно не мыть руки с мылом»

Воспитатели, дети

Дети знакомятся с тем, как следить за чистотой тела

14

Свободное время во 2 половине дня

Потешки при умывании.

Д/и «Мыльные перчатки»

Воспитатели, дети

Дети получают новые знания о предметах личной гигиены

15

Свободное время в 1 половине дня

«Дидактическая игра «Загадки Мойдодыра»

Воспитатели, дети

Дети получают новые знания о предметах личной гигиены

16

Свободное время во 2 половине дня

Потешки при умывании.

Д/и «Подбери предметы личной гигиены»

Воспитатели, дети

Дети получают новые знания КГН

17

Свободное время во 2 половине дня

Беседа с детьми «Зачем надо мыть руки?»

Воспитатели, дети

Дети получают новые знания о предметах личной гигиены и важности соблюдения чистоты

18

Свободное время в 1 половине дня

Малоподвижная игра «Мыльные пузыри»

Д/и », «Чего не стало?»

Воспитатели, дети

Дети получают новые знания о предметах личной гигиены

19

Свободное время во 2 половине дня

Пальчиковая игра

 «Водичка серебристая».

Потешки при умывании

Воспитатели, дети

Дети знакомятся с фольклором

3. Заключительный этап

Дата

Итоговые

мероприятия

Оценка

эффективности

реализации

проекта

Степень

достижения

поставленных

целей

Обобщение

педагогического

опыта

Итоговое занятие-развлечение во второй младшей группе «Вот что мы умеем»

Анализ

результатов

проекта.

Дети и их родители закрепляют знания, полученные во время проекта, организована рефлексия

Оформление сообщения для педагогов

Оформление фотоотчета для родителей

Создание

презентации –

отчёта по

проектной

деятельности.

Дети анализируют свои знания о КГН, проводят рефлексию проектной деятельности

Фотоотчет

Беседа-наблюдение с детьми по теме «Учимся умываться»

Воспитатель показывает грязное полотенце и говорит:

- Кто не моет руки с мылом от среды до среды? На мохнатом полотенце отпечатаны следы.

Ну-ка, дети, покажите свои руки, сейчас я узнаю, кто из вас такой грязнуля.

Странно, его среди нас нет. Значит, кто-то к нам приходил. Ах, вот это кто… (появляется поросенок Хрюша). Ах, ты, Хрюша, ай-ай-ай, что же ты так полотенце запачкал.

Хрюшу мы ругать не будем,

То, что было, позабудем,

Позабудем то, что было,

А научим то, что было.

Дети, давайте Хрюшу научим умываться чисто, с мылом. Что нам для этого нужно? Что нужно сделать, прежде чем подойти к умывальнику? Теперь давайте расскажем и покажем Хрюше, как мыть руки. (Один ребенок выполняет действия, остальные дети по цепочке словестно обговаривают демонстрируемые действия). Сначала закатали рукава, открыли кран, водичка течет теплая. Смочили руки водой. Берем мыло, круглое, мыльное. Намыливаем руки душистым мылом до «белых перчаток». Затем кладем мыло в мыльницу, моем ладошки. Тщательно смываем мыло – сполоснули руки. Теперь возьмем в руки белое, мягкое полотенце, расправим его. Вытираем руки сухо – сухо. Хрюша, ты все запомнил? – Нет, ведь это так трудно!

- Придется, ребята, снова Хрюше рассказать. (Предлагаю нескольким детям распределиться, кто начнет, кто продолжит, кто закончит рассказ. Хрюша с остальными детьми слушает и оценивает рассказы детей).

 

Беседа-наблюдение с детьми по теме «Зачем нам мыло»

В группу приходит Мойдодыр.

- Здравствуйте ребята. Я великий умывальник, знаменитый Мойдодыр, умывальников начальник и мочалок командир! Если топну я ногою, позову моих солдат, в эту комнату толпою умывальники влетят. И залают и завоют и ногами застучат. Есть ли среди вас грязнули не умытые, не причесанные ребята? (осматривает).

Я пришел для того, чтобы узнать дружите ли вы с водой? Умываетесь ли утром, вечером и после еды? А теперь отгадайте мои загадки.

1.        Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы.

Кто тогда наш первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Не готовить, ни стирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба.

Чтоб варились кисели.

Чтобы не было беды, -

Жить нельзя нам без…. (Воды)

2.        Гладкое, душистое, моет чисто. (Мыло)

3.        Чтение стихотворения «Надо, надо умываться…»

 

Беседа с детьми «Зачем надо мыть руки?»

Цель: Формирование представлений о гигиенических основах безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

1.        Совершенствовать представления детей о значении гигиенических процедур (мытье рук);

2.        Развивать умение самостоятельно замечать необходимость мытья рук;

3.        Прививать потребность вести здоровый образ жизни.

-Ребята, каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же – «Не забудь помыть руки!»

- А вы как думаете, ребята? (ответы детей)

- На самом деле. Внимательно посмотрите на свои руки. Вы видите микробов? Почему?

- Микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом.

- А кто же они такие, эти микробы? (варианты ответов детей)

Микроб – ужасно вредное животное:

Коварное и, главное, щекотное.

Такое вот животное в живот

Залезет, шалопай, и где захочется

Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание, и пот.

Ты спросишь:

«Как туда он попадет?!»

- Ну конечно через рот!

Микробы живут везде – в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных, игрушках и других предметах.

Микробы – это очень маленькие существа, их нельзя разглядеть без микроскопа.

 Микробы бывают полезные и вредные (полезные помогают, а вредные вызывают болезни).

 Чтобы не заболеть – надо обязательно мыть овощи и фрукты, не грызть ногти и чаще мыть руки, особенно перед едой.

Как помогают полезные микробы?

1.        Полезные микробы помогают при создании разных лекарств;

2..        При выработке молочных продуктов: кефира, йогурта, сметаны…

3.        В сельском хозяйстве – для создания удобрений растений.

Ребята, кто знает, чем опасны вредные микробы?

Вредные микробы, попадая внутрь организма вместе с пищей, начинают очень быстро размножаться и вредить ему. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу.

Что нужно сделать, чтобы избавиться от вредных микробов?

Все болезни у ребят,

От микробов, говорят.

Чтоб всегда здоровым быть,

Надо руки с мылом мыть!

 

Беседа с детьми «Почему опасно не мыть руки с мылом»

Цель: формирование представлений о гигиенических основах безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

- Совершенствовать представления детей о значении гигиенических процедур (мытьё рук).

- Развивать умение самостоятельно замечать необходимость мытья рук.

- Прививать потребность вести здоровый образ жизни.

- Ребята, каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и тоже – «Не забудь помыть руки!»

- А вы как думаете, ребята? (ответы детей)

- Внимательно посмотрите на свои руки. Вы видите микробов? Почему?

- Микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом.

- А кто же они такие, эти микробы? (варианты ответов детей)

 В глубоком, черном подземелье

Микробы страшные живут,

И терпеливо днем и ночью,

Они детей немытых ждут.

С немытых рук пролезет в рот

Противный, маленький микроб.

Пролезет тихо, как шпион,

И натворит такого он…

… Но только не надо бояться,

Надо сопротивляться!

Ведь эта страшная сила

Боится простого мыла!

Микробы живут везде – в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных и игрушках и в других предметах.

Микробы – это очень маленькие существа, их нельзя разглядеть без микроскопа.

Микробы бывают полезные и вредные (полезные помогают, а вредные вызывают болезни).

Чтобы не заболеть – надо обязательно мыть овощи и фрукты, не грызть ногти и чаще мыть руки, особенно перед едой.

- Ребята, кто знает, чем опасны вредные микробы? Вредные микробы, попадая внутрь организма вместе с пищей, начинает очень быстро вредить ему. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу.

- Что нужно сделать, чтобы избавиться от микробов?

Все болезни у ребят,

От микробов, говорят.

Чтоб всегда здоровым быть,

Надо руки с мылом мыть!

1.        Алгоритм мытья рук

Закатываем рукава – открываем кран – смачиваем руки – намыливаем их до густой пены – смываем мыло – закрываем кран – вытираем насухо полотенцем.

2.        Настольная игра в нескольких экземплярах

Схема мытья рук (то же самое, только с картинками разрезными).

Инструкция: собери картинки в правильной последовательности.

 

Непосредственная образовательная деятельность «Знакомство детей с мылом».

Программное содержание:

Познакомить детей со свойствами мыла; обучать элементарным способам исследовательской деятельности; закреплять навыки самообслуживания, формировать положительные привычки (умывание, мытьё рук), воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Словарная работа: активизация словаря (мыльница, мыло, мыльная).

Оборудование: чудо-коробка, игрушка кот Василий, «Мыльные пузыри», мыло, салфетки.

Ход занятия:

Дети находятся в группе. Собираются гости. Воспитатель приглашает всех детей встать в круг:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(На столе стоит чудо-коробка)

Воспитатель:

- ребята, сколько к нам сегодня пришло гостей, давайте с ними поздороваемся. Ой, ребята, кто это там мяукает за дверью? Пойду посмотрю. (Воспитатель вносит игрушку кота). Да это же кот Василий! Здравствуй, Василий проходи! Ребята, поздоровайтесь с Василием.

- ребята, смотрите, а Вася что-то с собой принес, давайте посмотрим?  (Дети подходят к столу, садятся, воспитатель открывает и показывает чудо-коробку).

- какая она большая, красивая, тяжелая, что же там лежит? (Дети заглядывают в коробку, воспитатель вынимает из нее поднос, на котором лежат куски мыла).

- Что это? (мыло). Какого оно цвета? (белое).

- Попробуйте на него нажать, какое мыло? (твердое).

- А, если его погладить рукой, то, что можно про него сказать? (оно гладкое).

- Давайте понюхаем мыло, оно пахнет? (Да). Что можно сказать, какое оно? (душистое, ароматное) – индивидуальные и хоровые ответы.

- Дети, скажите, а зачем людям нужно мыло? (мыть руки, умываться)

Чтобы быть чистыми, красивыми, хорошо пахнуть.

Правильно! А еще, чтобы не заболеть. У нас на теле скапливаются вредные микробы, мы их не видим. Поэтому надо мыться, ухаживать за собой, даже если ты не очень грязный. Купаться, умываться любят даже животные. Ребята, кто из вас видел, как они умываются? Кажется, Василий нас куда-то зовет…

…Становитесь все в круг - Василий хочет научить нас умываться. А Василий не простой кот, а волшебный он умеет колдовать, сейчас, он произнесет, заклинание и вы превратитесь в котят - закрывайте скорей глазки.                                                

Василий мяукает – дети превращаются в котят.

Динамическая пауза: (Дети имитируют движения согласно тексту)                                

Котик беленький проснулся,  

Очень сладко потянулся.

Котик белый  умывается,

Не торопится, старается.

Вымыл котик ротик,

Вымыл котик носик,

Вымыл щечки, вымыл шейку,

Вымыл ушки хорошенько.

Белый  котик чистым стал,

По дорожке побежал.

Воспитатель: -Закрывайте глаза-сейчас Василий превратит вас обратно в детей.

- Василий показал нам, как он умывается, а мы ему покажем, как умываются люди? (Да)

- Но разве при помощи одного мыло мы сможем это сделать? Что для этого еще нужно? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, вода.

- Садись, Василий, а мы с ребятами тебе все покажем.

(дети подходят к тазам с налитой водой.  На столе лежат мыльница с мылом и салфетка)

- Какая водичка в тазу? (Ответы детей)

- А, что надо сделать сначала, чтобы помыть руки? (Намочить. Дети берут мыло)

- Легко или тяжело удержать мыло в воде? Почему? (стало скользким)

- А дальше, что мы будем делать? Ответы детей. Давайте теперь хорошо-хорошо намылим наши руки-как рукавички.

Воспитатель проговаривает потешку:

Каждый день руки мою

Я под теплою водою.

И в ладонях поутру

Очень сильно мыло тру:

-Мойся, мыло, не ленись!

Не выскальзывай, не злись!

(Во время намыливания рук воспитатель обращает внимание детей, чтобы они хорошо намыливали все стороны рук, включая запястья)

- Посмотрите, что это у вас на руках? (Пена). Покажите коту Василию. Пена какая? (Ответы детей). Сколько на ней много пузырьков.

- Теперь давайте мыло с рук смоем, положим мыло в мыльницу. Что такое мыльница? (Ответы детей.)

 Воспитатель: это специальная коробочка для мыла, вытрем руки салфеткой насухо.

-Посмотрите, дети, какая стала вода в тазах после того, как мы помыли руки? (Грязная, мыльная вода). А какие руки стали? (чистые).

- Вот, дети, кот Василий теперь знает, как мы моем руки. Что мы сначала делали? (Намочили мыло и руки)

-Потом? (намыливали руки, смывали мыло и вытирали их насухо)

- Правильно! Посмотрите, Василий приготовил нам еще какой-то сюрприз (Дети подходят к коробке и достают  «мыльные пузыри»). Оказывается, с мыльной водой, а это и есть «Мыльные пузыри», можно поиграть.

(Воспитатель пускает пузыри, дети играют).

 

Дидактические игры на гигиенические навыки

Чистоплотные дети

Цель игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитатель говорит: «Руки». Дети, которых она вызывает, отвечают: «Мыло, щетка, полотенце». Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы» (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), «купание» (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

Вариант. Воспитатель задает вопрос: «Что нам нужно, когда мы утром встаем?» Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, полотенце).

Что нужно кукле!

Цель игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.

Пособия Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, расчёска, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

Ход игры. Воспитатель знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: «Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?»

Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитатель направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например, она говорит: «Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?»

Что ты можешь о них сказать?

Цель игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

Пособия. Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.

Воспитатель называет по имени одного ребенка: "Петя, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.

Далее воспитатель задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: "Яна, есть у вас дома мыло?”

Когда ребенок ответит утвердительно, воспитатель просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?”

Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитатель может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)

Воспитатель может задать и наводящие вопросы: "Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) "Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) "Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”.

В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.

Водичка, водичка!

Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Оборудование: две куклы.

Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

Чистые ручки

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: Степашка

Ход игры: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Степашка будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

Мыльные перчатки

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход игры: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.

Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

Подбери предметы личной гигиены

Цели: Учить детей находить предметы по просьбе воспитателя. Закреплять знания о предметах личной гигиены.

Ход игры: на столе у воспитателя лежат предметы личной гигиены. Воспитатель показывает предмет личной гигиены, каждый ребенок должен показать картинку с таким же предметом личной гигиены, подумать и сказать, почему ему нужен именно этот предмет, и объяснить, для чего он нужен.

 

Чего не стало?

Цель: развивать внимание, закрепить знание предметов личной гигиены.

Ход игры: Незнайка приглашает детей поиграть и раскладывает на столе предметы: расческу, зубную щетку, зубную пасту, полотенце, мочалку, мыло. Незнайка предлагает одному из детей посмотреть, что лежит на столе, затем закрыть глаза, сам в это время убирает один предмет. На слова: «Раз, дав, три – посмотри» ребенок оборачивается и отгадывает, какой предмет спрятал Незнайка: «Не стало, например, расчески!» Дети отгадывают по одному или все вместе. После игры Незнайка прощается с детьми, благодарит за помощь.

Чудесный мешочек

Цель. Развивать тактильную память.

Оборудование. Чудесный мешочек, предметы расчёска, полотенце, мыло, зубная щётка, зеркало, носовой платок, зубная паста

Ход игры. Дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка,) и рассказывают, для чего они предназначены и как ими пользоваться.  Затем воспитатель читает загадки и предлагает найти ответ среди предметов, которые дети достали из чудесного мешочка.

 Дидактическая игра для детей 3-4 лет «Загадки Мойдодыра»

Цель: узнать индивидуальный предмет гигиены, его назначение по загадке.

Игровое действие: называние предмета, рассказывание о его назначении.

Правила: называть предмет можно только после того, как выслушал загадку.

Ход игры: воспитатель показывает маленькую карточку с предметом, читает о нём загадку. Тот игрок, у кого на карте есть отгадка, называет предмет и действие с ним. На больших картах изображены три предмета в разной последовательности. Игрок, который первым назвал предмет – получает карточку-картинку, остальные вместо неё кладут фишку.

Загадки

Расческа

1.        Зубастая пила в лес густой пошла.

Весь лес обходила, ничего не спилила.

Зубов много, а ничего не ест.

2.        Оказались на макушке два вихра и завитушки.

Чтобы сделать нам причёску, надо что иметь?

3.        Хожу-брожу не по лесам, а по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей.

4.        Светло поле-сторона, идёт по полю борона,

Пшеницу разгребает, порядок соблюдает.

5.        Чистый, зубастый вцепился в чуб вихрастый.

Зубная щетка

1.        Костяная спинка, жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит, нам усердно служит.

2.        Хвостик - из кости, а на спинке - щетинка.

3.        Худая девчонка – жесткая чёлка,

Днём прохлаждается.

А по утрам да вечерам работать принимается:

Голову покроет да стены помоет.

Полотенце

1.        Вафельное и полосатое, ворсистое и мохнатое,

Всегда под рукою – что это такое?

2.        Вытираю я, стараюсь, после бани паренька.

Все намокло, все измялось – нет сухого уголка.

3.        Говорит дорожка - два вышитых конца:

«Помойся хоть немножко, чернила смой с лица!

 Иначе ты в пол дня испачкаешь меня».

4.        На стене висит, болтается, всякий за него хватается.

Мыло

1. Когда со мною умываются, то слезы проливаются.

2. Посмотрите, посмотрите – тонет в речке и в корыте!

 Почему ж оно всегда только там, где есть вода?

3. Ускользает, как живое, но не выпущу его я.

Дело ясное вполне - пусть отмоет руки мне.

4. Пузыри пускало, пеной кверху лезло -

 И его не стало, всё оно исчезло.

5. Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,

А что я такое - скорей догадайтесь,

И знайте: большая была бы беда,

Когда бы не я да не вода.

6. Гладко и душисто, моет очень чисто,

Нужно, чтоб у каждого было. Что это?

7. Ускользает как живое, но не выпущу его я,

Белой пеной пенится, руки мыть не ленится.

8. Кирпичик розовый, душистый, потри его и будешь чистым.

 

Потешки при умывании.

* * *

Таня, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько.

Не жалейте мыла.

Я уж стол накрыла.

  * * *

Аи, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

 * * *

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

 * * *

Чище умойся, воды не жалей.

Будут ладошки снега белей.

 * * *

Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

 * * *

Кран, откройся,

Нос, умойся.

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка,

Шейка, мойся хорошенько!

Мойтесь сразу, оба глаза.

Мойся, мойся, умывайся!

Грязь, смывайся!

Грязь, сдавайся!

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едой,

После сна и перед сном.

 * * *

Руки мой перед едой,

Грязные руки грозят бедой.

* * *

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

 * * *

Замарашка — Кирилл

Это где же ты ходил?

Мы на шее лук посадим,

Репу на ладошках,

На щеках картошку.

 * * *

Теплая водичка

Умоет Тане личико,

Пальчики — Антошке,

Сашеньке — ладошки.

 * * *

Что такое чистым быть?

Руки чаще с мылом мыть,

Грязь убрать из-под ногтей,

Да постричь их поскорей.

Умываюсь по утрам

И еще по вечерам.

Чисто вымою я уши —

Будут уши лучше слушать.

Отчего блестят глаза?

С мылом умывался я.

Мне еще нужна сноровка,

Чтобы зубы чистить ловко.

Дружат волосы с расческой,

Хороша моя прическа.

 * * *

Аи, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

***

Чище мойся, воды не бойся.

 

Малоподвижные игры

Пузырь

Цель. Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Описание. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:

 Раздувайся, пузырь,

 Раздувайся, большой,

 Оставайся такой

 Да не лопайся.

Правила. Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: "Лопнул пузырь!" Тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: "Хлоп!" Можно также предложить детям после слов "лопнул пузырь" двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук "ш-ш-ш" - воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь - отходят назад, образуя большой круг.

Мыльные пузыри

Цель. Развивать внимательность и двигательную активность у детей.

Описание. Дети становятся в круг, берутся за руки идут в круг, затем расходятся, делая большой круг со словами :

Надуваем пузыри, (надувают)

Разноцветные они. (поднимают руки вверх, машут руками вправ, влево)

Лишь дотронешься рукой, (руки вытянуть вперёд)

Сразу лопнет, ой! (дети хлопают в ладоши и приседают)

Пальчиковые игры

Моем руки

«Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук.

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

«Стираем водичку с рук»; пальцы сжаты в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

«Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем.

Полотенчиком пушистым

Вытираем ручки очень быстро.

Зайка серый умывается

Зайка серый умывается,

видно в гости собирается.

вымыл ротик, вымыл носик,

вымыл глазки, вымыл лобик,

вымыл ручки, вымыл ножки,

вымыл ухо, вытер сухо.

Водичка серебристая

Водичка серебристая,                  

Струится из-под крана. (трем ручки друг о друга)

И мыло есть душистое,

Как дома в нашей ванной.

Водичка серебристая,

Ты как сюда попала? (трем ладошками щечки)

Через луга душистые

Я в гости к вам бежала.

Водичка серебристая,

Зачем ты к нам бежала? (разводят руки в стороны)

Чтоб все вы были чистыми,

Чтоб все вокруг сверкало! (поднимают руки вверх)

 

Сюжетно – ролевая игра «Купание куклы»

Цели: учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать, одеть, уложить спать,  правильно называть предметы и их назначение; закреплять разнообразные игровые действия; развивать игровые умения и навыки; обогащать словарный запас; воспитывать уважительное отношение к друг другу и бережное отношение к игрушкам.

Оборудование: ванночка, мыло (кирпичик), мыльница, полотенце, ковшик (все предметы в 2-3 экземплярах); кукла Катя (у неё «испачканы» руки).

Ход игры: Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает:

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Затем говорит детям.

- Кукла Катя испачкалась. Надо её выкупать. Что нам для этого нужно?

Когда мытьё куклы закончено, воспитатель предлагает Эле вытереть её полотенцем.

- Кукла стала чистой.

Затем куклу одевают и укладывают спать.

Игру можно повторить 2-3 раза с привлечением детей, у которых низкий уровень игровых умений и навыков.

 

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»

В семье появляется ребенок и родители задумывается - когда нужно начинать воспитывать своего ребенка. Воспитание ребенка начинается с первых дней его жизни. Правильно развивающиеся дети к концу младенческого периода достигают хорошего развития, проявляют живой интерес к окружающему. Их речь становится понятной» приобретаются некоторые навыки развивается привязанность к родным и близким. Важнейшей задачей является воспитание моральных качеств, положительных черт характера и навыков поведения.

Культурно - гигиенические навыки в общей системе воспитания ребенка имеет большое значение. Гигиенические привычки помогают вырастить детей здоровыми и крепкими. С раннего возраста надо приучать детей мыть руки перед едой, ходить чистыми, вытирать ноги, больше быть на свежем воздухе – это в значительном предохраняет их от заболевания.

Первые 3 года жизни - благоприятное время для воспитания навыков культурного поведения. Приучая детей к порядку и чистоте, мы воспитываем в них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и к труду взрослых. Если дети будут аккуратно вытирать ноги, входя в помещение, открывать дверь за ручку, а также не лениться поднять бумагу с пола, они привыкнут вести себя культурно и вместе с тем беречь труд взрослых по поддержанию чистоты.

Чистоплотность – это один из необходимых навыков культурного человека. Начиная с 3 лет ребенка нужно приучать мыть руки и насухо вытирать их полотенцем. Родители приучают ребенка аккуратно и; бережно обращаться со своими вещами, одеждой. Ему отводят постоянное место для хранения одежды, вешалку для пальто прибивают на уровне роста ребенка. Взрослые напоминают детям, чтобы они не брали пальто, платье, а вешали на отведенном месте и постоянно следить за этим.

Маленькому ребенку нужно показывать, объясняя все действия, как надо складывать свою одежду, для чего это делается.

Аккуратно пользоваться вещами, умение вести себя в общественных местах должны прочно войти в поведение ребенка. Соблюдение правильных навыков во время еды крайне важно для здоровья детей, для воспитания у них общей культуры поведения. Дети должны есть в определенное время сидеть за столом пряма, а не бегать с куском хлеба. Неупорядоченная еда вредна для здоровья, это влияет на пищеварение, ослабляет аппетит. Для воспитания культурных привычек еды очень важна правильная сервировка стола. Красивый вид стола вызывает аппетит и положительно влияет на усвоение культурных привычек. Детей надо приучать пользоваться салфеткой. Во время приема пищи дети не должны разговаривать. Надо категорически запрещать детям брать в рот предметы с пола, пить с общей кружки, есть немытые овощи и фрукты.

Для маленького ребенка имеет важное значение пример близких ему людей. Культурные привычки отца и матери - это образец для подражания. Поэтому потребности в чистоте и порядке у детей могут воспитывать лишь те родители, которые сами придают этому большое значение и лично выполняют правила гигиены.

При воспитании навыков желательно создавать последовательность и постепенно их усложнять.

Большое значение для закрепления культурно - гигиенических навыков имеет интересные рассказы, стихи, картинки. Взрослым приходиться терпеливо и упорно добиваться от детей выполнения установленных правил. Нужна большая настойчивость и согласованность между всеми членами семьи.

При воспитании привычек бывает ряд затруднений. Медлительность не должна пугать родителей. Это зависит от особенностей нервной системы ребёнка. Дети все усваивают медленно, но прочно. К этим детям надо относиться с большим терпением, необходимо часто подбадривать, вовремя похвалить.

Бывают случаи, когда дети относятся отрицательно к гигиеническим процедурам. Необходимо сформировать положительные отношения к санитарным мероприятиям. Например, ребенку, который не любит умываться, предложить вымыть в теплой воде куклу. Это поможет вызвать желание обращаться с мылом и водой.

    Вдумчивое, упорное воспитание сформирует у детей необходимые привычки и заложит прочные основы культурного поведения.

 

Итоговое занятие-развлечение во второй младшей группе «Вот что мы умеем»

Цель: продолжать учить детей самостоятельно мыть руки, пользоваться мылом, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Формировать навык пользования индивидуальными предметами.

Материал: игрушка зайка, чудесный мешочек, мыло, полотенце, расческа, мочалка, зубная щетка.

Предварительная работа: чтение книги К. Чуковского "Мойдодыр".

- Воспитатель. Ой, ребятки, знаете, я сегодня шла в садик и по дороге прямо возле нашего садика встретила зайку. Он сидел весь чумазый и плакал. Я спросила у зайки, что же у тебя случилось? Чем ты так расстроен? и в чём ты весь испачкался? И вот ребята, что мне рассказал зайка.

Оказывается, нашего зайца пригласил на день рождение ёжик. Зайка долго думал, что же подарить ёжику и на конец придумал, а, что если я подарю своему другу рисунок, который нарисую сам. Он взял большой лист бумаги, краску с кисточкой и начал рисовать. Зайчик так старался нарисовать что-то интересное, что и не заметил, как весь выпачкался в краске. Он стал отмывать краску росой, но у него ничего не получилось. Так расстроенный зайчик шёл по лесу и плакал, в это время пробегала мимо белочка. «Зайка, что с тобой случилось?»  Он всё рассказал белке.

Ой, знаешь, что сказала белка, я сегодня гуляла по лесу и нашла какой- то мешочек, может быть, оно тебе пригодится, вот только что это в нем лежит, я не знаю. Спасибо, сказал зайчик белке и пришёл к нам попросить у нас помощи.     Воспитатель. Ну что, ребятки, поможем зайчику?

- Дети. Да!

- Воспитатель. Так что зайчик, не переживай - ребятки тебе обязательно помогут. А, ну-ка, давай свой мешочек суда. Может быть, ребята знают, что в нём лежит? (Потихонечку вытаскиваю чудесный мешочек и достаю из него мыло.)

- А, ну-ка, детки, посмотрите, что это?

- Дети. Мыло.

- Воспитатель. А для чего нам нужно мыло?

-Дети. Чтобы мыться, намыливать ручки.

 - Воспитатель. Молодцы ребятки. Ой, а что- то здесь ещё в мешочке лежит. (Вытаскиваю полотенце.)

- Воспитатель.  Что это?

- Дети. Полотенце.

- Воспитатель.  А для чего полотенце нам нужно?

- Дети. Чтобы вытираться.

-Воспитатель. Ребятки, а здесь ещё что-то в мешочке лежит. (Вытаскиваю мочалку.)

- Воспитатель. Что это?

- Дети. Мочалка.

- Воспитатель. А для чего она нам нужна?

-  Дети. Чтобы мыться лучше.

 - Молодцы ребятки. Ой, а что- то здесь ещё в мешочке лежит.  (Вытаскиваю расческу.)

- Что это?

- Расческа.

- А для чего нам нужна расческа?

- Чтобы причесываться.

- Молодцы. Ребятки, а сейчас давайте нашему зайке покажем, как правильно нужно мыться и вытираться полотенчиком, а также поможем нашему зайке отмыть краску.

 - Смотри зайчик, сейчас мы тебе покажем, как нужно правильно умываться, а ты всё запоминай. А теперь я помогу нашему зайке умыться (мою игрушку в тазике с водой и вытираю полотенцем.)

Использование художественного слова:

Знаем, знаем, да, да, да,

Где здесь прячется вода.

Выходи водица, мы пришли умыться,

Ладушки, ладушки.

 С мылом моем лапушки.

 - Воспитатель. Молодцы, ребята! Я смотрю, вы все хорошо знаете, как нужно мыть с мылом руки и вытирать насухо полотенцем. Смотрите, а нашего зайку ведь совсем не узнать. Зайка тоже вместе с вами умывался, и посмотрите, какой же он стал чистый и опрятный, посмотреть приятно.

 - Воспитатель. Ребятки, а давайте мы с нашим зайкой поиграем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Чистота - залог здоровья!" для уч-ся начальных классов.

Как известно, рекомендации в назидательной, категоричной форме не вызывают у детей положительных эмоций. Данная форма проведения классного часа вызвал огромный интерес у всех учащихся. Такие занятия ф...

Тематический урок-презентация "Чистота - залог здоровья!"

Цель урока закрепить теоретические знания и умения  детей по соблюдению личной гигиены, привить навыки аккуратного обращения с принадлежностями для личной гигиены, воспитывать стремление к чистот...

"Чистота- залог здоровья".

Цель: прививать учащимся любовь к чистоте и порядку; воспитывать негативное отношение к беспорядку. Задачи: привитие навыков здорового образа жизни; развитие потребности в чистоте и правильном уходе з...

Игра - путешествие "Чистота - залог здоровья" 3 класс

Игра проводится в 3 классе, как одно из внеклассных мероприятий....

Конспект и презентация урока здоровья по теме "Чистота - залог здоровья"

На занятии ученики получат знания о правилах гигиены ,отгадают загадки по теме....

Праздник здоровья "Чистота - залог здоровья"

Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся начальных классов....