Конспект коррекционно - развивающего занятия с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ
план-конспект

Понакшева Наталья Васильевна

Для работы с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsekt_zanyatiya_gimnaziya_no1506_tihonova_danilenko.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Развитие компетенций младших школьников.

Цель: - Помочь детям комплексно  развить свои способности: познавательные, интеллектуальные, творческие.

Задачи:

- Помочь детям  раскрыть свои способности.

- Развить познавательные процессы (память, внимание, восп-
  риятие, мышление, ощущения).

- Повысить познавательную активность детей.

- Осознать свои силы и индивидуальность, повысить представления детей о собственной значимости.

- Формировать мотивации самовоспитания и саморазвития.

-Формировать интерес к другому человеку как к личности.

-Развивать формы и навыки личностного общения в группе, способы взаимопонимания.

-​ Развитие навыков словообразования и словоизменения.

-​ Обогащение, уточнение, актуализация словарного запаса.

-​ Развитие связной речи.

-Развитие  внутренней свободы и раскованности, снятие эмоционального напряжения.

 Занятие включает в себя ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.

Структура занятия:

1). Игры и упражнения направленные на развитие коммуникативных навыков, на сплочение группы, на расширение и формирование определённых моделей поведения.

2). Игры и упражнения направленные на развитие познавательных способностей: внимания, мышления, памяти, восприятия, воображения, ощущений.

3). Игры и упражнения направленные на развитие речи, обогащение и активизацию словарного запаса, на освоение структурных языковых форм.

4). Подвижные игры, направленные на реализацию двигательной активности, на снижение эмоционального и физического напряжения, на развитие произвольности и способности к сосредоточению.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, состав детей постоянный

В группу включен ребенок с ОВЗ (ЗПР – церебрально-органического типа)

 Форма занятий - индивидуально-групповая.

Количество детей в группе – 8-10человек.

Возраст учащихся – 8-9  лет.

Место проведения – кабинет психолога.

Оборудование, материалы:

- Мячик

-Карточки с названием качеств, с заданиями, с изображениями животных

-Игрушки - животные

-Набор или таблица с геометрическими фигурами

-Магнитная азбука

-Листы с рисунком «Паучка»

-«Звучащие» предметы

-Музыкальный диск, магнитофон

Конспект

коррекционно – развивающего занятия с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ.

1 этап. Приветствие: Дети, взявшись за руки, стоят по кругу. При произнесении слов приветствия, дети, взявшись за руки, высоко поднимают и опускают руки, на последнем слове разрывают цепочку: «Как повелось с давних лет, мы говорим друг другу: Привет!»

2 этап. Игра: «Окажи внимание другому».

Цель: Научить выражать своё хорошее отношение к другим детям, учить оказывать и принимать знаки внимания, развить навыки общения.

Дети сидят в кругу. Ведущий бросает мяч любому участнику и говорит что-нибудь хорошее, приятное. Знаками внимания могут быть отмечены личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т. д. Комплимент начинается со слов: «Я думаю, что ты…». Ребёнок ловит мяч и говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я…», повторяет сказанное и бросает мяч следующему игроку. В игре должны поучаствовать все ребята.

Адресная помощь психолога обучающемуся с ОВЗ

При затруднении  ребенка с ОВЗ  отметить положительные качества ребят, их черты характера,  педагог – психолог  предлагает ребенку карточки с напечатанными личностными качествами.  « Посмотри на карточку и подумай, у Маши есть это качество? (Отзывчивость, трудолюбие, усидчивость, аккуратность, вежливость, веселая, и т.д)  «Выбери качество, которым обладает Петя.»

3 этап.Игра: «Снежный ком»

Цель: Развитие слуховой памяти, развитие речи, активизация словарного запаса.

Дети сидят в кругу. Ведущий называет тему, на которую участникам предстоит подбирать существительные. Например, тема «Геометрические фигуры». Первый ребёнок называет слово круг, второй повторяет названное слово и приводит своё квадрат. Третий повторяет два предыдущих слова и называет своё слово ромб и т д.

Адресная помощь психолога обучающемуся с ОВЗ

Если ребенку тяжело вспомнить геометрические фигуры и запомнить последовательность произносимых фигур, можно предложить выполнять задание с опорой на наглядность:

 « Посмотри на таблицу, какую фигуру еще не называли? Попробуй вспомнить  и перечислить по порядку все названные фигуры, глядя на таблицу?»

4 этап. Игра: «Ассоциации».

Цель: Развитие ассоциативного мышления, развитие речи.

Дети сидят в кругу. Им по очереди предлагается связать два слова в одно предложение. Например: воробей и рыбка, (лев и мышка, кот и кит). Дети в дальнейшем могут сами предлагать пары слов.

Воробей летает в небе, а рыбка живёт в воде.

У воробья пёрышек столько, сколько у рыбки чешуек.

Воробей клюёт рыбку.

Воробей пушистый и тёплый, а рыбка скользкая и холодная.

У воробья и рыбки глаза круглые.

Адресная помощь психолога обучающемуся с ОВЗ

 Ребенку с ОВЗ можно предложить  в  своем темпе составить предложения на карточке с данными ему словами. Если затрудняется вспомнить характерные особенности   животных, можно предложить демонстрационный материал  –картинки, игрушки.

5 этап.Игра:  «Паучок».

Цель: Обогащение словарного запаса, освоение структурных языковых форм.Детям раздаются листы бумаги, на  которых нарисован паучок с лапками. В центре паучков ведущий  пишет  корень слова или часть слова (приставку, суффикс). Детям предлагается написать на «ножках у паучка»,  слово с данным слогом. По хлопку ведущего дети передают своих паучков по кругу в левую сторону. Когда заполненные работы возвращаются к детям,  их зачитывают.

Если кто-то из детей не справился с заданием, то просит помощи у игроков.

Адресная помощь психолога обучающемуся с ОВЗ

Если ребенок затрудняется придумать слово, можно предложить составить с помощью букв магнитной азбуки. «У тебя есть две буквы  (получился слог « РУ») добавь, пожалуйста, еще какие-нибудь буквы, чтобы получилось слово. Напиши это слово на лапке своего паучка.  По окончании работы ребенок в группе зачитывает свои слова.

6 этап. Игра: «Слушай звуки».

Цель: Развитие слухового внимания.

Ведущий показывает и называет заранее приготовленные предметы (стеклянный стакан, фарфоровую тарелку, ключи, монетки,  деревянную коробочку и т д.) Потом  просит послушать детей, как звучит каждый предмет (ведущий ударяет карандашом по всем предметам). Далее один ребёнок отворачивается и пытается угадать, чей звук он слышит.

В игре должны поучаствовать все дети.

Адресная помощь психолога обучающемуся с ОВЗ

Если ребенок плохо различает звуки, психолог предлагает еще раз послушать, как звучат предметы.   « Я подольше постучу по предмету, а ты попробуй, угадай что это?»

Можно предложить угадать предмет на ощупь, если не удается угадать на слух.

7 этап.Игра: «Тень».

Цель: Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.

Звучит спокойная музыка. Дети делятся на пары - «путник» и «тень». «Путник идёт через поле, а за ним, на два - три шага сзади, идёт второй ребёнок, его «тень». Последний ребёнок  старается точь-в-точь скопировать движения «путника». Желательно стимулировать «путника» к выполнению разных движений: «сорвать цветок», «присесть», «поскакать на одной ноге» и т. д.

Адресная помощь психолога обучающемуся с ОВЗ

Психолог сам встает в пару с ребенком, показывает, объясняет и уточняет  движения. А также задает темп работы, соответствующий данному ребенку.

8 этап. Рефлексия занятия. Ритуал прощания.

С детьми проходит обсуждение: какие упражнения понравились,  что получалось, а что не очень. Дети по очереди высказывают свое мнение.

Ритуал прощания.

Мы играли, мы играли,

Упражнения выполняли,

Мы немножко отдохнем,

И опять играть придем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно - развивающего занятия с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ

Цель: Помочь детям комплексно развить свои способности:познавательные,интеллектуальные, творческие....

Конспект коррекционно-развивающего занятия с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Тема: «Закрепление знаний временных представлений, через знаково-графическую аналогию, у детей младшего школьного возраста с ОВЗ» (1 класс).Цель: закрепление знаний о временных представлен...

Психолого–педагогическая диагностика одарённости как условие учёта особых образовательных потребностей обучающихся

Работа с одаренными детьми является одной из приоритетных задач современной системы образования. Создание условий для выявления и развития одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся с умственной отсталостью

Конспект коррекционно-развивающего занятия по окружающему миру для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) В.1 (1-2 к...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ В КЛАССАХ «ОСОБЫЙ РЕБЁНОК»

В статье представлен материал, раскрывающий актуальную проблему применения здоровьесберегающих технологий на коррекционно-развивающих занятиях в классах "Особый ребенок"....

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР....

Презентация опыта работы в специальном классе с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР

Добрый день. Я учитель начальных классов. Работаю по программе 7.2. в классе для детей с ОВЗ. На 1 сентября, первого года обучения в классе было 12 детей. Все дети были не читающие, но знали буквы. У ...