Конспекты занятий на развитие мышления для ребёнка с ОВЗ
план-конспект

Понакшева Наталья Васильевна

ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мышления

Занятие 1.

Цель. коррекция и развитие мышления учащихся.

Оборудование: карточки с зашифрованными словами, ребусы, фигуры для песочной терапии

Ритуал приветствия: Мультик

Ход занятия:

1.Упражнение на развитие мышления, осложненное  заданием на запоминание

Инструкция. Внимательно рассмотрите карточки,  на которых написаны числа, - это зашифрованные слова. Вы можете их расшифровать при помощи таблицы – шифра. Расшифруйте слова, запомните их и определите какое слово лишнее и почему.

Таблица – ключ к шифру

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

Р

О

У

С

К

Л

И

Ы

В

Зашифрованные слова: 6740,434675, 43125, 624ь, 9265, 521290, 184ь.

Ключ:  ЛИСА, СУСЛИК, СУРОК, ЛОСЬ, ВОЛК, КОРОВА, РЫСЬ.

Лишнее слово КОРОВА, т.к. корова домашнее животное, а остальные дикие животные..

2. Упражнение  Внимание. «Болгария».

Вы задаете ребенку вопросы, а он отвечает на них «по-болгарски»: кивая, если хочет сказать нет, и качая головой, если хочет ответить «да».

- тебя зовут Саша?

- сейчас лето?

- бегемот больше, чем муха?

- лимон по вкусу кислый?

- чай пьют из кастрюли?

- Кошка мяукает?

- собака хрюкает?

- птица летает?

- Клубника горькая?

- ты спишь на потолке?

- ты ходишь по небу?

3. Игра «Делай по заданию». Объединяются два задания (растение – хлопнуть, животное – топнуть).

Роза, ромашка, свинья, дерево, капуста, корова, цыплёнок, петрушка, морковь, собака, кошка, попугай,  тюльпан, груша, белка, сова, подорожник, кабан, крапива, лось, свёкла, лук олень, персик, лошадь, коза, апельсин, лимон.

Упражнения на гармонизацию межполушарных связей.

А.  «Стоя опусти руки, сделай быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опусти руки вдоль тела ладонями вниз».

Б.  «Стоя сделай несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закрой глаза, представь себе, что летишь, размахивая крыльями».

В.  «Прижми ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимай пальцы по одному и называй их».

Г.  «Сидя на полу, вытяни ноги перед собой. Совершай движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно».

Песочная терапия

А. Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Б. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?

В. Ход игры: педагог предлагает ребенку потрогать фигуру, а потом нарисовать ее пальчиком на песке и сказать, что он рисует. Взрослый говорит ребенку: «Я закрою тебе глаза повязкой, дам в руки фигуру, ты потрогаешь ее, а потом, открыв глаза, нарисуешь ее на песке. Скажи, почему ты нарисовал эту фигуру?» и т.п.

4.  Упражнение. «Ребусы»

Мы предлагаем вам научить детей разгадывать ребусы. Это занятие отлично развивает логическое мышление, приемы анализа и синтеза. Чтобы научиться разгадывать ребусы, нужно ознакомиться с особыми правилами их составления.

5. Словесная игра «Бывает – не бывает».

     Дети стоят или сидят в кругу. Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.

     Ситуации: Кошка варит кашу.

                        Папа ушел на работу.

                        Поезд летит по небу.

                        Человек вьет гнездо.

                        Собака хочет есть.

                        Почтальон принес письмо.

                        Зайчик пошел в школу.

                        Яблоко соленое.

                        Бегемот залез на дерево.

                        Шапочка резиновая.

                        Дом пошел гулять.

                        Туфли стеклянные.

                        На березе выросли шишки.

                        Волк бродит по лесу.

                        Волк сидит на дереве.

                        В кастрюле варится чашка.

                        Кошка гуляет по крыше.

                        Собака гуляет по крыше.

                        Лодка плывет по небу.

                        Девочка рисует домик.

                        Домик рисует девочку.

Развитие мышления

Занятие 2

Цель. коррекция и развитие мышления учащихся.

Материалы и оборудования: презентация про вини пуха

Ход занятия

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие вместе с Винни-Пухом.

Как известно, Винни-Пух очень любит ходить в гости. Вот и сегодня он решил отправиться в гости к своим друзьям. (СЛАЙД 2)

И первым делом он отправился к Чебурашке.

Винни-Пух шёл по дорожке и напевал весёлую песенку. (прослушивание песенки Винни-Пуха)

Наконец, наш медвежонок добрался до домика Чебурашки. (СЛАЙД 3)

А Чебурашка затеял большую уборку. Он очень аккуратный, у него все вещи находятся на своих местах и распределены по группам. Однако, за последнее время у Чебурашки накопилось много лишних вещей, которые нужно убрать. Но для этого необходимо сначала понять, что является лишним.

Давайте поможем Чебурашке разобраться в том, что же здесь лишнее. (СЛАЙД 4,5,6).

Молодцы ребята! Вы здорово помогли Чебурашке!

А Винни-Пух, погостив у Чебурашки, отправился дальше. Он решил навестить Красную шапочку. (СЛАЙД 7)

Красная шапочка, тем временем, возвращалась домой от бабушки по лесной дорожке и пела весёлую песенку (прослушивание песенки Красной шапочки).

Как вы думаете, ребята, можно ли от того места где мы живём дойти пешком до Африки? Это, наверное, не возможно, потому что Африка находится от нас очень далеко и для того, чтобы туда попасть необходимо лететь на самолёте. Так, что Красная шапочка нас немного запутала. Давайте поможем Красной шапочке разобраться в том, что бывает в жизни, а что – нет.

Посмотрите на эти картинки и скажите, что перепутал художник? Чего на самом деле не бывает? (СЛАЙД 8,9).

Молодцы ребятки! Помогли Красной шапочке.

А теперь вместе с Винни-Пухом отправляемся в гости к обезьянкам. (СЛАЙД 10).

Скажите, вы смотрели мультфильм про обезьянок?

Обезьянки большие проказники, они всё время что-нибудь вытворяют, а их маме потом приходится всё исправлять. Вот и сейчас они разорвали на две части бумажку, на которой были написаны слова. В результате остался только клочок с началом слов, а конец этих слов потерялся. Но известно, что все эти слова заканчиваются одинаково (на одни и те – же буквы). (СЛАЙД 11).

Давайте, попробуем отгадать, что это за слова?

(Если дети затрудняются с ответом, то можно дать им подсказку.Например: “одна – печёт, вторая – течёт, третья – горит”).

Молодцы! Вы правильно угадали! (СЛАЙД 12)
Печёт печка,
Течёт речка,
Горит свечка.

А теперь давайте немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста, около своих парт. Сейчас я расскажу вам, что нужно делать.

Когда я скажу слово “речка” – вы начнёте плавно двигать руками, изображая, как течёт вода, или как вы сами плывёте по реке (психолог демонстрирует данное действие).

Когда я скажу слово “печка” – вам нужно присесть, поднять руки вверх и двигать ими в кистях, изображая огонь (психолог демонстрирует действие).

Когда я скажу слово “свечка” – вам нужно встать прямо и замереть.

Слушайте меня внимательно. Приготовились. Начали.

(Помимо отдыха и раскрепощения детей данная игра даёт психологу дополнительную информацию об уровне развития внимания отдельных учеников).

Молодцы! А теперь садимся за парты и продолжаем наше путешествие.

Пока мы отдыхали, Винни-Пух немного подкрепился, поел мёду и отправился в гости к Незнайке (СЛАЙД 13)

А Незнайка выполняет домашнее задание и, конечно же, не знает, как его делать. Давайте немного поможем ему.

Незнайке нужно составить из букв слово. Все буквы у него уже есть, но они расположены не по порядку. Для того, чтобы получилось правильное слово нужно переставить местами некоторые буквы (СЛАЙД 14).

Как вы думаете, какое это слово?

(Если дети затрудняются с ответом, можно подсказать им, что это сладкий фрукт).

Правильно ребята – это груша. (СЛАЙД 15)

Одно задание Незнайки мы выполнили, но у него есть и второе задание. Незнайке нужно подобрать пару к слову. Связь между словами в паре должна быть такой же, как в примере. (СЛАЙД 16, 17)

Например: курица – цыплёнок, а заяц – ….

(Если дети испытывают затруднения при ответе, можно дать им подсказку, чтобы они смогли проследить связь между понятиями: “цыплёнок – это детёныш курицы, а детеныш зайца – это...”.Задание на слайде № 17 дети стараются выполнить сами).

Молодцы! Незнайка с вашей помощью научился выполнять такие задания, и теперь сможет делать домашнюю работу сам.

А мы отправляемся в гости к ещё одной сказочной героине – Золушке. (СЛАЙД 18)

Золушка работает в поте лица. Мачеха с сёстрами уехали на бал, а её заставили чинить старые коврики. Но у Золушки много заплаток и она не знает, какую из них выбрать.

Как вы думаете, какая заплатка подойдёт вот к этому коврику? (СЛАЙД 19)

А к этому? (СЛАЙД 20)

Осталось залатать последний коврик. Какая заплатка к нему подойдёт? (СЛАЙД 21)

Я очень рада, что вы справились с заданием и помогли Золушке. Теперь она точно успеет на бал.

А наше сказочное путешествие заканчивается. Надеюсь, что оно вам понравилось. (СЛАЙД 22)

Упражнение «Путаница-2»

Из-за непредвиденных обстоятельств из предложения пропало одно слово, а его место заняло неподходящее по смыслу, случайное словечко. Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово.

Я купил хлеб, предъявил его проводнику и сел в поезд, (билет)

На улице была жара, поэтому Маша надела шубу. (сарафан)

На крыше бабушкиного дома была палка, из которой шел дым, когда топилась печь. (труба)

Когда рассвело, мы стали смотреть в ночное небо, разглядывая звезды и луну. (стемнело)

Я люблю купаться в речке  и валяться на асфальте. (песке)

Развитие мышления

Занятие 3

Цель. коррекция и развитие мышления учащихся.

Материалы и оборудования:

Я приглашаю вас принять участие в удивительном путешествии в Страну Апельсинию. Мы поплывем туда на кораблях. Каждый из вас станет капитаном и смело поведет свой корабль в эту удивительную страну. А чтобы преодолеть все преграды и справиться с опасностями, нам понадобится внимание, память и смекалка. Ну что, в путь?

Ход занятия.

Упражнение «Как здороваются капитаны».

Инструкция: Знаете ли вы, как здороваются капитаны? Сейчас я вам покажу! (Вызывается один доброволец, который помогает показывать). Капитаны здороваются так (пожали друг другу правые руки), так (пожали друг другу левые руки), так (хлопнули своими ладонями по ладоням партнера). Запомнили? Давайте повторим! Сейчас у нас есть 1 минута, чтобы поздороваться со всеми так, как здороваются капитаны.

Упражнение «Глубинное течение».

Инструкция: Ребята, наши корабли подхватило мощное течение! Чтобы с ним справиться, надо уметь хорошо нырять. Сейчас мы разобьемся на пары, и каждый из вас сможет проверить, на какую глубину он сможет нырнуть. Для этого сделайте глубокий вдох и на выдохе начните считать: «Один метр, два метра, три метра…» и т.д., насколько хватит дыхания. Дополнительные вдохи делать во время счета нельзя. Когда один ныряет, второй проверяет его и запоминает результат.

Упражнение «Море внимательных».

Инструкция: Мы с вами приплыли в море внимательных, и оно нам приготовило задание. Я сейчас буду называть вам слово и цифру, а вам нужно будет записать букву, которая стоит по счету на том месте, какую цифру я назвала. Например, часы 1 – Ч, краб 3 – А,

Море – 1, стол -3, сон – 1, дверь – 1, дом – 2, слон – 3, крот – 1, мама – 2, папа – 1.

Упражнение «Бухта запоминания».

Инструкция: Мы с вами в бухте запоминания, и для того, чтобы плыть дальше, нам надо выучить стихотворение. Но учить мы его будем необычным образом – мы его зашифруем. Для этого мы каждую строчку сопроводим движением, обозначающим эту строчку. А после того, как мы хорошо запомним все движения, попробуем рассказать стихотворение без слов, одними движениями.

В дальнее плаванье взяли матросы
Сахар, тушенку, муку, папиросы,
Соль, макароны, варенье из ягод,
Чтобы хватило провизии на год.
На год набрали зеленки и йода,
Елочку взяли для Нового года.
Будет зимою она над водой
Переливаться морскою звездой.


В дальнее плаванье (смотрим в подзорную трубу) взяли (руки снизу к груди, как будто что-то поднимаем с пола) матросы (рука к воображаемому козырьку, отдаем честь)
Сахар (рукой гладим живот), тушенку (открываем консервную банку), муку (трем ладонями друг об друга), папиросы  (изображаем курение),
Соль (изображаем, как солим что-то), макароны (отряхиваем уши от «лапши»), варенье из ягод (большой и указательный пальцы делают круг),
Чтобы хватило провизии на год (делаем руками большой круг).
На год набрали зеленки (мажем правую руку) и йода (мажем левую руку),
Елочку взяли для Нового года (руками показываем силуэт елочки).
Будет зимою она над водой (обхватываем себя руками, изображаем дрожь)
Переливаться морскою звездой (широко расставляем ноги, раскидываем руки – форма звезды).

Упражнение «Океан слов».

Инструкция: Теперь мы с вами очутились в океане. Но в необычном – в океане слов. И он нам подготовил такое задание. Я буду читать вам стихи, а вы будете считать, сколько раз я скажу что-то, чего не существует на самом деле. Например, я скажу: кошка залаяла. Так бывает? Если нет, то вы это предложение считаете. Важно посчитать все нелепицы, ничего не упустить.

"Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне".

- Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл старушку на окне...

-Ехал кактус на окне,
Вёл старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне...

Два весёлых карапуза, 
на печи усевшись ловко, 
Рвали с яблони арбузы, 
В море дёргали морковку. 
На ветвях созрели раки, 
Семь селёдок и ерши. 
Все окрестные собаки 
Ели брюкву от души».

Упражнение «Бухта мудрых решений».

Инструкция: Мы уже почти у цели нашего путешествия, и совсем скоро мы попадем в Страну Апельсинию. Последняя остановка перед ней – в бухте мудрых решений. И чтобы нам тут не скучать, мы выполним задание этой бухты. Сейчас вы по очереди будете выходить ко мне и вытаскивать карточку с изображением какого-либо предмета. Вам нужно будет описать этот предмет, не называя его. А остальные ребята будут угадывать.

Подведение итогов.

Вот мы и доплыли с вами в Страну Апельсинию. По пути мы выполнили много разных интересных заданий, решили все задачки и отгадали загадки, которые подготовили нам моря и океаны. Вы, как настоящие капитаны, проявили чудеса внимательности и сообразительности, и по праву можете гордиться своими достижениями.

Развитие мышления

Занятие 4

Цель. коррекция и развитие мышления учащихся.

Оборудование: Презентация, карточки с предложениями.  

  1. Презентация с заданиями.
  2. Упражнение «Бухта запоминания». Релаксационная минутка

Инструкция: Мы с вами в бухте запоминания, и для того, чтобы плыть дальше, нам надо выучить стихотворение. Но учить мы его будем необычным образом – мы его зашифруем. Для этого мы каждую строчку сопроводим движением, обозначающим эту строчку. А после того, как мы хорошо запомним все движения, попробуем рассказать стихотворение без слов, одними движениями.

В дальнее плаванье взяли матросы
Сахар, тушенку, муку, папиросы,
Соль, макароны, варенье из ягод,
Чтобы хватило провизии на год.
На год набрали зеленки и йода,
Елочку взяли для Нового года.
Будет зимою она над водой
Переливаться морскою звездой.


В дальнее плаванье (смотрим в подзорную трубу) взяли (руки снизу к груди, как будто что-то поднимаем с пола) матросы (рука к воображаемому козырьку, отдаем честь)
Сахар (рукой гладим живот), тушенку (открываем консервную банку), муку (трем ладонями друг об друга), папиросы  (изображаем курение),
Соль (изображаем, как солим что-то), макароны (отряхиваем уши от «лапши»), варенье из ягод (большой и указательный пальцы делают круг),
Чтобы хватило провизии на год (делаем руками большой круг).
На год набрали зеленки (мажем правую руку) и йода (мажем левую руку),
Елочку взяли для Нового года (руками показываем силуэт елочки).
Будет зимою она над водой (обхватываем себя руками, изображаем дрожь)
Переливаться морскою звездой (широко расставляем ноги, раскидываем руки – форма звезды).

  1. Упражнение «Путаница-2»

Из-за непредвиденных обстоятельств из предложения пропало одно слово, а его место заняло неподходящее по смыслу, случайное словечко. Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово.

Я купил хлеб, предъявил его проводнику и сел в поезд, (билет)

На улице была жара, поэтому Маша надела шубу. (сарафан)

На крыше бабушкиного дома была палка, из которой шел дым, когда топилась печь. (труба)

Когда рассвело, мы стали смотреть в ночное небо, разглядывая звезды и луну. (стемнело)

Я люблю купаться в речке  и валяться на асфальте. (песке)

Развитие мышления

Занятие 5

Цель. коррекция и развитие мышления учащихся.

Оборудование: карточки с рядами слов, стимульные  фишки, фигуры для песочной терапии, лабиринты, набор исключи лишнее.

Ритуал приветствия: Мультик

  1. Упражнение «Зачеркни лишнее»

Ребенок, прочитав ряд, должен определить, какой общий признак объединяет большинство слов или чисел ряда, и найти одно лишнее. Затем он должен объяснить свой выбор.

Кастрюля, сковорода, мяч, тарелка.

Ручка, кукла, тетрадь, линейка.

Рубашка, туфли, платье, свитер.

Стул, диван, табуретка, шкаф.

Веселый, смелый, радостный, счастливый.

Красный, зеленый, темный, синий, оранжевый.

Автобус, колесо, троллейбус, трамвай, велосипед.

  1. Танграм

Собрать геометрическую фигуру из разрезанных элементов.

  1. Объяснялки.
  • Какое животное больше – лошадь или собака?
  • Утром люди завтракают. А вечером?
  • Днем на улице светло. А ночью?
  • Небо голубое, а трава?
  • Черешня, груша, слива, яблоко.…Это что?
  • Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
  • Что такое Москва, Калуга, Хабаровск?
  • Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака – это?
  • На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
  • Для чего нужны автомобилю тормоза?
  • Чем похожи друг на друга молоток и топор?
  • Что такое футбол, плавание, теннис?
  • Какие ты знаешь виды транспорта (минимум – 3)?
  • Для чего люди занимаются спортом?

Упражнения на гармонизацию межполушарных связей.

А.  «Стоя опусти руки, сделай быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опусти руки вдоль тела ладонями вниз».

Б.  «Стоя сделай несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закрой глаза, представь себе, что летишь, размахивая крыльями».

В.  «Прижми ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимай пальцы по одному и называй их».

Г.  «Сидя на полу, вытяни ноги перед собой. Совершай движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно».

Песочная терапия

А. Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Б. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?

В. Ход игры: педагог предлагает ребенку потрогать фигуру, а потом нарисовать ее пальчиком на песке и сказать, что он рисует. Взрослый говорит ребенку: «Я закрою тебе глаза повязкой, дам в руки фигуру, ты потрогаешь ее, а потом, открыв глаза, нарисуешь ее на песке. Скажи, почему ты нарисовал эту фигуру?» и т.п.

4. Лабиринты

5. Исключи лишнее

Развитие мышления

Занятие 6

Цель. коррекция и развитие мышления учащихся.

Оборудование: набор карточек противоположности, танграм, игра умники, фигурки для песочной терапии,

Ритуал приветствия: Мультик

  1. Игра противоположности.
  2. Танграм
  3. Умники

Упражнения на гармонизацию межполушарных связей.

А.  «Стоя опусти руки, сделай быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опусти руки вдоль тела ладонями вниз».

Б.  «Стоя сделай несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закрой глаза, представь себе, что летишь, размахивая крыльями».

В.  «Прижми ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимай пальцы по одному и называй их».

Г.  «Сидя на полу, вытяни ноги перед собой. Совершай движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно».

Песочная терапия

А. Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Б. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?

В. Ход игры: педагог предлагает ребенку потрогать фигуру, а потом нарисовать ее пальчиком на песке и сказать, что он рисует. Взрослый говорит ребенку: «Я закрою тебе глаза повязкой, дам в руки фигуру, ты потрогаешь ее, а потом, открыв глаза, нарисуешь ее на песке. Скажи, почему ты нарисовал эту фигуру?» и т.п.

4. Лабиринты

5. Упражнение. «Ребусы»

Мы предлагаем вам научить детей разгадывать ребусы. Это занятие отлично развивает логическое мышление, приемы анализа и синтеза. Чтобы научиться разгадывать ребусы, нужно ознакомиться с особыми правилами их составления.

5. Словесная игра «Бывает – не бывает».

     Дети стоят или сидят в кругу. Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.

     Ситуации: Кошка варит кашу.

                        Папа ушел на работу.

                        Поезд летит по небу.

                        Человек вьет гнездо.

                        Собака хочет есть.

                        Почтальон принес письмо.

                        Зайчик пошел в школу.

                        Яблоко соленое.

                        Бегемот залез на дерево.

                        Шапочка резиновая.

                        Дом пошел гулять.

Развитие мышления

Занятие 7

Цель. коррекция и развитие мышления учащихся.

Оборудование: карточки танграм, набор исключи лишнее, карточка ребусы – примеры, фигурки для песочной терапии,

Ритуал приветствия: Мультик

  1. Танграм
  2. Игра «Делай по заданию». Объединяются два задания (растение – хлопнуть, животное – топнуть).

Роза, ромашка, свинья, дерево, капуста, корова, цыплёнок, петрушка, морковь, собака, кошка, попугай,  тюльпан, груша, белка, сова, подорожник, кабан, крапива, лось, свёкла, лук олень, персик, лошадь, коза, апельсин, лимон.

  1. Ребусы – примеры

Упражнения на гармонизацию межполушарных связей.

А.  «Стоя опусти руки, сделай быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опусти руки вдоль тела ладонями вниз».

Б.  «Стоя сделай несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закрой глаза, представь себе, что летишь, размахивая крыльями».

В.  «Прижми ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимай пальцы по одному и называй их».

Г.  «Сидя на полу, вытяни ноги перед собой. Совершай движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно».

Песочная терапия

А. Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Б. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?

В. Ход игры: педагог предлагает ребенку потрогать фигуру, а потом нарисовать ее пальчиком на песке и сказать, что он рисует. Взрослый говорит ребенку: «Я закрою тебе глаза повязкой, дам в руки фигуру, ты потрогаешь ее, а потом, открыв глаза, нарисуешь ее на песке. Скажи, почему ты нарисовал эту фигуру?» и т.п.

  1. Исключи лишнее
  2. Упражнение  Внимание. «Болгария».

Вы задаете ребенку вопросы, а он отвечает на них «по-болгарски»: кивая, если хочет сказать нет, и качая головой, если хочет ответить «да».

Варианты вопросов:

- тебя зовут Саша?

- сейчас лето?

- бегемот больше, чем муха?

- лимон по вкусу кислый?

- чай пьют из кастрюли?

- Кошка мяукает?

- собака хрюкает?

- птица летает?

- Клубника горькая?

- ты спишь на потолке?

- ты ходишь по небу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию мышления для старшей группы

  Занятие по развитию мышления для старшей группы...

21-28 занятие на развитие мышления

Содержит упражнения, задания, игры, тренинги, направленные на развитие мышления....

Занятие по развитию мышления для 2 класса

Конспект занятия по развитию познавательного психического процесса - мышления. Разработан как занятие-путешествие...

План занятия по развитию мышления и внимания у младших школьников

План индивидуального коорекционого занятия для учащихся 3х классов....

Конспект классного часа "Развитие мышления"

Конспект разработан по программе "Школа России"...

Занятие на развитие мышления и речи

Задания на развития мышления и речи....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия .Тема: «Развитие мышления.»

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятияТема: «Развитие мышления.»...