21-28 занятие на развитие мышления
план-конспект занятия по теме

  Содержит упражнения, задания, игры, тренинги, направленные на развитие мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_21-28_razvitie_myshleniya.docx415.82 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 21 Мышление. Правила переработки знаний. Учимся формулировать определения.

Цели: Способствовать формированию интеллектуальных способностей учащихся.

Ход занятия.

Мышление — это творческий познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира.

Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: форме чувственного познания и абстрактного мышления. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия, представления.

Ощущения — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Представление — это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме.

Путем чувственного отражения мы познаем отдельные предметы и их свойства.

Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредством абстрактного мышления.

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие — форма мышления. В понятии отражаются существенные признаки предметов. Признаками являются свойства и отношения предметов. Предметы могут быть тождественными по своим свойствам, а могут отличаться друг от друга. Признаки могут быть отличительные и неотличительные. Есть признаки, присущие только одному предмету, они позволяют отличить его от других, сходных с ним предметов. Например, отличительным единичным признаком планеты Меркурий является то, что ее орбита наименее удалена от Солнца (по сравнению е другими планетами Солнечной системы)

Признаки предметов могут быть существенными и несущественными. В понятии отражается совокупность существенных признаков, т. е. таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все, вместе взятые, достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить предмет от всех остальных.

Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания. Например: книга, лес, спортсмен-разрядник. Понятия могут быть единичными — Москва, частными — столица, общими — город. Понятия могут быть видовыми и родовыми. Например, понятие рыба является родовым относительно понятия окунь. Понятие посуда является родовым относительно понятия тарелка.

Существуют всеобщие понятия: материя, движение, время, пространство, качество, количество, покой и т.д.

Все понятия можно еще разделить на конкретные и абстрактные.

Конкретные понятия: молодой человек, белый снег.

Абстрактные понятия: скорость, белизна, сила, юность, молодость и др.

Вся эта информация о понятиях должна быть обязательно усвоена школьниками в процессе их учебной деятельности.

Основными логическими приемами формирования понятий являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация.

Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (т. е. свойств и отношений), присущих ряду однородных предметов. Для выделения существенных признаков требуется абстрагироваться (отвлечься) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение, сопоставление предметов.

Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т. е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части, элементы, стороны, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию — синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое.

Более подробно остановимся на этих операциях мышления.

Анализ — это расчленение целостной системы на взаимосвязанные подсистемы, каждая из которых является отдельным, определенным целым, а также установление связей, отношений между ними.

Способность к анализу можно определить многообразно; о диагностике степени сформированности мыслительных операций мы расскажем несколько ниже.

Синтез — мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Сравнение — мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Абстрагирование — мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков и отвлечении от несущественных, второстепенных.

Обобщение — объединение в одну общность предметов и явлений по основным свойствам.

Конкретизация — операция, направленная на установление всех возможных связей и отношений изучаемого объекта.

Например, вода имеет следующие связи или отношения:

а) как необходимый продукт питания,

б) как среда химических реакций,

в) как среда происхождения и развития жизни,

г) как условие обмена веществ в организме,

д) как средство гигиены и др.

Классификация — это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет свое постоянное место. Очень важен выбор основания классификации. Классификация может проводиться по существенным признакам (естественная) и по несущественным (вспомогательная).

Основные правила классификации:

а) в одной и той же классификации должно быть одно и то же основание,

б) объем членов классификации должен равняться объему классифицируемого класса,

в) члены классификации должны взаимно исключать друг друга,

г) подразделение на классы должно быть непрерывным.

Под основанием классификации понимается признак, с точки зрения которого данное множество делится на классы.

По своей структуре логическое действие классификации включает в себя следующие отдельные операции:

а) характеристика класса,

б) деление на классы по заданному основанию,

в) проверка результатов классификации,

г) выбор основания для классификации.

После знакомства с основными типами мыслительных операций учащийся обязательно должен уметь находить отношения между понятиями. Наиболее часто встречаются отношения: род — вид, причина — следствие (горе — слезы, война — смерть, солнце — жажда);

последовательность (понедельник — вторник, утро — день, феодализм — капитализм);

противоположность (свет — тьма, день — ночь, горячо — холодно.

Дедукция и индукция. Эти методы используются в изучении учебного материала. Они неразрывны. В индукции мы идем от отдельных посылок, суждений к новому суждению большей степени общности; от отдельных конкретных явлений к обобщению.

В дедукции ход рассуждения противоположный, т. е. от обобщений к Конкретным фактам.

Индуктивный метод используется тогда, когда изучается новый материал, и когда в результате беседы учащиеся сами смогут сделать обобщение, заключение, сформулировать правило, некоторую закономерность (это требует творческого подхода).

Дедуктивный метод состоит в том, что учитель сам формулирует общее суждение, а затем иллюстрирует его частными примерами, случаями, фактами.

Аналогия — умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе сходства в существенных признаках с другим предметом. В форме такого умозаключения осуществляется перенос отношений между пред мет ами и понятиями.

Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках, их отношениях.

Например: Ученик Орлов — отличник.

Умозаключения — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений мы по определенным правилам вывода получаем заключение.

Например: 1-е суждение: Все металлы — простые вещества. 2-е суждение: Литий — металл.

Заключение: Литий — простое вещество.

Правила переработки знаний.

научных понятий, они должны находить и давать Определения понятий самостоятельно.

Последовательность логических операций мышления при формулировке определения понятия будет такова:

а) подбирается понятие (А), родовое по отношению к определяемому (В);

б) В выделяется из А на основании характерных свойств (т. е. видового отличия) Р.

Таким образом: каждый элемент В принадлежит А,

каждый элемент В обладает свойством Р.

Схема определения понятия: В — это А и Р. Например:

Квадрат (В) — это ромб (А) с прямым углом (Р).

Имя прилагательное (В) — это часть речи (А), которая обозначает признак предмета (Р) и отвечает на вопрос: какой? чей?

Развитию речевого мышления будут способствовать такие формы работы, как письменные изложения, Сочинения, занятия таким предметом, как риторика.

Этот предмет учит планировать, составлять и произносить публичные речи, вести дискуссию, отвечать на вопросы.

Занятие 22. Тренируем мышление.

Цели: Способствовать формированию интеллектуальных способностей учащихся.

Ход занятия.

  1. Игра «Составление предложений».
  2. Игра «Поиск общего».

 «Составление предложений»

Подростку или группе подростков, если работа проводится с группой подростков, предлагаются 3 слова, не связанные между собой по смыслу. Например: озеро, медведь, карандаш.

Другие варианты задания: мяч, ракета, книга

улица, очки, сумка велосипед, цветок, небо стол, фартук, ботинки

инструкция: необходимо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы все эти 3 слова (можно менять падеж слов, а также можно использовать другие слова). На первом занятии можно предложить два варианта задания, на следующем для закрепления можно предложить вторые два. Время для выполнения задания ограничено: 10 минут, еще 10 минут потребуется для обсуждения составленных предложений.

Ответы могут быть разными. Очень простыми: «Медведь уронил в озеро карандаш». А могут быть и сложными по составу: «Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который купался в озере». Ответы могут быть и интересными, даже творческими:  «Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь».

Эта игра развивает способность творчески мыслить, искать между словами, внешне никак не связанными, определенные виды отношений, создавать новые образы из разрозненных предметов.

Если подросток работает индивидуально, то кто-то из родителей должен тоже придумывать предложения из заданных слов, чтобы показать ребенку, какие еще могут быть связи между этими предметами.

При групповой форме работы важно выслушать все придуманные ребятами предложения. Необходимо отметить самые оригинальные предложения. Еще более важным является обоснование того, почему именно тот или иной ответ не нравится.

«Поиск общего»

Подросткам или подростку предлагается два слова, мало связанные между собой.

Например: консервная банка и чашка, дерево и дом, блюдо и лодка, дерево и тетрадь, мел и мука, карандаш и уголь, матрешка и конструктор.

За 10 минут подросток должен написать как можно больше общих признаков для пары предметов. При работе родителей с подростком это занятие должны выполнить и они, а затем вместе обсудить результаты, т. е. общие свойства пары предметов.

Ответы могут быть самыми обычными, стандартными: в примере «блюдо» и «лодка»  могут быть названы такие общие свойства, как «сделаны человеком», «имеют глубину». Следует напомнить подросткам, что важно указать как можно больше и таких признаков. Но особенно ценными являются необычные ответы, которые позволяют увидеть предложенные слова в совершенно новом свете.

При групповой работе очень важно выслушать псе ответы ребят. В игре побеждает тот из подростков, который предлагает самый большой список признаков.

При обсуждении с детьми названных признаков следует обратить внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны, или не являются существенными для данных предметов. Эта работа необходима, чтобы подростки научились вскрывать связи между предметами, а также очень четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.

Занятие 23. Тренируем мышление.

Цели: Способствовать формированию интеллектуальных способностей учащихся.

Ход занятия.

Необходимо отработать игры предыдущего занятия: «Составление предложения» и «Поиск общего». Достаточно предложить только по одному заданию. После повторения предлагаются три новые игры.

«Поиск предметов, обладающих сходными свойствами»

Называется какой-либо предмет или явление, например: стрекоза, пылесос, поезд, вертолет, вентилятор, арбуз, кукла, душ и т. д.

Время выполнения задания ограничено: 5 минут на 1 слово. Задание подросткам, участвующим в игре: необходимо написать как можно больше предметов, сходных с названным, по каким-либо свойствам, т. е. предметов, являющихся аналогами данного предмета.

Называя тот или иной предмет, подросток должен указать, по какому именно свойству он имеет сходство с названным предметом. Пример: слово стрекоза. Могут быть названы бабочка, птица, самолет — у них также есть крылья, у них есть хвост, они также летают, они также поднимаются и садятся.

Пример: вертолет. Могут быть названы бабочка и птица — они садятся и летают; могут быть также названы автобус и автомобиль — это транспортные средства; также подростки могут назвать вентилятор и штопор — важные детали вращаются.

При индивидуальных занятиях с подростком, если он упустил какие-либо важные свойства предмета, следовательно не назвал предметов-аналогов, взрослый должен оказать помощь, назвать важные свойства и попросить подростка найти предметы, сходные с данным по названному свойству.

В игре побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов, т. е. выделил наибольшее количество существенных признаков данного предмета и нашел другие предметы, обладающие этими же признаками.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства, а также оперировать в отдельности каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

Занятие 3. Необходимо сначала отработать игры 2-го занятия: «Что лишнее* и «Поиск предметов, обладающих сходными свойствами». Далее предлагаются две новые игры: «Поиск предметов с противоположными свойствами» и «Поиск предметов по заданным признакам».

«Поиск предметов с противоположными свойствами».

Называется какой-либо предмет, например, дом. Могут быть предложены и другие слова: человек, лес, молоток, туфли.

Задание подросткам: назови как можно больше предметов, обладающих свойствами, противоположными данному предмету. Следует ориентироваться на самые разные свойства, характеризующие данный предмет.

В примере со словом дом это могут быть следующие свойства: размер (как противоположный предмет называется собачья конура или улей), степень комфорта (противоположные предметы: сарай, телятник и др.), открытое или закрытое пространство (противоположный предмет — поле), чужое или свое помещение (противоположными будут больница, школа и т. д.)

При индивидуальной работе с подростками им надо показать как можно больше свойств предложенного для игры предмета, назвать и противоположные свойства, помочь подобрать предметы, обладающие этими противоположными свойствами.

При групповой работе в игре побеждает тот, кто написал наибольшее количество противоположных предметов, четко доказав при этом правильность своих ответов, распределил противоположные предметы по группам, соответствующим определенному противоположному свойству.

Эта игра формирует способность изучать свойства предмета, знакомит с такой категорией, как противоположность, что очень важно для развития интеллектуальных способностей подростка.

«Поиск предметов по заданным признакам»

Подростку называются свойства, которыми могут обладать те или иные предметы.

Задание: назвать как можно больше предметов, обладающих этими свойствами.

Таким перечислением свойств могут быть загадки. И даже к такой загадке, как: «Не портной, а всю жизнь с иголками ходит», можно подобрать несколько вариантов ответов.

Можно предложить и такое задание: «Назовите предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций». Пример можно один привести: дверь открывается и закрывается. Ответы ребят на заданный вопрос могут быть разными: это и выключатель (свет включает и выключает), и водопроводный кран, даже рука (бьет и гладит) и т. д.

При групповой работе побеждает тот, кто набрал наибольшее количество баллов (дал наибольшее количество ответов).

Игра формирует способность находить предметы по заданным признакам, быстро переключать мышление с одного объекта на другой, искать похожие предметы, находить аналоги между различными непохожими предметами.

Занятие 4. Сначала нужно повторить, отработать игры 3-го занятия, предложив новый вариант заданий: «Поиск предметов с противоположными свойствами» и «Поиск предметов по заданным признакам». Затем предлагаются две новые игры: «Поиск предметов-звеньев, объединяющих данные предметы» и «Поиск способов применения предметов».

Занятие 24. Тренируем мышление.

Цели: Способствовать формированию интеллектуальных способностей учащихся.

Ход занятия.

  1. Игра «Что лишнее?»
  2. Игра «Поиск способов применения предметов».

«Что лишнее?»

Подросткам, учащимся 5—6-х классов можно предложить любые 3 слова:

а) птицы, лисица, огурец

б) собака, помидор, солнце

в) корова, ботинки, трава

г) курица, пшеница, подушка

д) гусь, лягушка, тина

е) вода, ветер, стекло

Задание участникам тренинга: из предложенных трех слов надо оставить только два, которые имеют в чем-то сходные свойства. Одно слово, не обладающее этим свойством, окажется «лишним». Следует найти как можно больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не свойственных исключенному лишнему слову.

Ответы могут быть таковыми: птицы — лисица — огурец.

а) Лишним может быть слово огурец. Огурец — неодушевленный предмет, а птицы и лисица — одушевленные.

б) Лишним может быть слово птицы, т. к. оно состоит из двух слогов, а остальные два из трех.

в) Лишним может быть слово птицы, т. к. это

слово стоит во множественном числе, а лисица и огурец имеют единственное число.

г)        Лишним может быть слово огурец, т. к. оно начинается с гласной буквы, а другие два — с согласных.

Слова: собака — помидор — солнце.

а) Лишним словом является слово собака, оставляем солнце и помидор, потому что они круглые и красные.

б) Лишним является слово собака, т. к. это одушевленный предмет, а солнце и помидор — неодушевленные.

в) Лишним является слово солнце, а оставляются слова собака и помидор, т. к. последние два слова состоят из 3-х слогов.

г) Лишним является слово помидор, т. к. слова солнце и собака начинаются на букву «с».

От класса к классу увеличивается количество пунктов, по которым сравниваются слова.

Побеждает тот из участников игры, у кого ответов больше. При индивидуальной работе родителей с подростком желательно совместное выполнение задания, а затем обсуждение. Это необходимо для того, чтобы школьник увидел весь спектр свойств сходства и различия предметов. Сам он чаще всего все свойства, характеризующие предметы, назвать не может.

При групповой работе желательно заслушать ответы всех ребят, т. к. ответы могут быть разными, порой очень оригинальными.

Эта игра развивает способности описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определенным параметрам, устанавливать связи по определенным параметрам между различными явлениями, легко переходить от одних связей к другим. Игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения группы предметов, а поэтому не следует ограничиваться одним правильным решением. Решений может быть множество. Игра учит мыслить творчески.

«Поиск способов применения предметов »

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, газета, книга, консервная банка, шапка, автомобиль и др.

Задание подростку: назвать как можно больше способов применения, например, книги. Книгу можно использовать как подставку, ею можно закрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на приведение варварских способов применения предмета (книгой можно ударить по голове).

Можно заниматься с подростками индивидуально. Может играть и группа подростков. Когда работает группа ребят, то победителем считается тот, кто укажет наибольшее число различных функций предмета.

Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, рассматривать практически все свойства предмета, развивает умение вводить предмет в самые разнообразные ситуации и

взаимосвязи, открывать в обычном предмете новые неожиданные свойства и возможности.

Занятие 25. Тренируем мышление.

Цели: Способствовать формированию интеллектуальных способностей учащихся.

Ход занятия.

  1. Игра «Учимся формулировать определения»
  2. Игра ««Учимся выражать мысли другими словами»

«Учимся формулировать определения»

Называется всем знакомый предмет, например, дырка, шкаф, стул, ветер, глаза, уши и др.

Задание подросткам:        дать предмету письменно

наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки данного явления или предмета и не касалось бы несущественных.

Примеры: Шина — это обруч (род понятие), надеваемый на колесо с целью уменьшить его износ (видовые отличия).

Марш — это вид ходьбы (родовое понятие) в строю (видовое отличие).

Задания: аптека, арифметика, ринг и др.

При групповой работе побеждает тот, чьи определения однозначно характеризуют именно данный предмет, т. е. любая разновидность предмета обязательно охватывается данным определением, но никакой другой предмет под данное определение не подходит.

Эта игра учит четкости и стройности мышления, умению фиксировать существенные признаки предмета, а также развивает способность одновременно охватывать массу разновидностей проявления одного и того же предмета, позволяет освоить такую сложную мыслительную операцию, как выявление отношений «род» й «вид* между понятиями.

Для проведения игры можно порекомендовать еще и следующие слова: страх, друг, товарищ, ученик, смелость, чуткость. При этом подборе определяемых понятий игра даже может перерасти в дискуссию на этические темы.

«Учимся выражать мысли другими словами»

Мы часто сталкиваемся с тем, что учащиеся 5—6-х классов имеют плохо развитую речь. Подросткам часто легче вызубрить содержание параграфа, чем рассказать его своими словами. Эта игра как раз и направлена на то, чтобы научить подростка оперировать словами.

Подростку предлагается одна из фраз:

а) Нынешняя зима будет очень холодной.

б) Нынешнее лето будет теплым.

в) Я прочитал интересную книгу.

г) В парке бегает собака.

д) Теплоход ушел далеко в море.

Задание: необходимо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли, но другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания.

При групповой работе побеждает тот из участников, у кого больше вариантов новых предложений.

Эта игра учит точно выражать свои мысли и передавать чужие слова, развивает речь.

Занятие 26. Тренируем мышление.

Цели: Способствовать формированию интеллектуальных способностей учащихся.

Ход занятия.

  1. Игра «Перечень заглавий к рассказу»
  2. Игра «Сокращение рассказа»

 «Перечень заглавий к рассказу»

Подросткам предлагается небольшой рассказ или сообщение. Рассказ: «Шестиклассник Миша Белкин учился плохо. Но никогда он не был так зол на дневник, как сегодня. Еще бы! Этот предатель нес в себе четыре двойки и замечание за плохое поведение на уроке русского языка. О том, чтобы вырвать страницу из дневника, не могло быть и речи. Мишины родители давно пронумеровали страницы,

как они выражались, «на всякий случай». Оставалось одно — потерять дневник, а когда родители хватятся и начнут искать, сделать удивленный вид и тоже приняться за поиски. А потом сказать, что, видимо, потерял. Такой прием уже применял Петька Зубарев, тоже двоечник. И его родители поверили».

Задание: подобрать к рассказу как можно больше заглавий, отражающих его содержание. Заглавия могут быть формальными: «Дневник Миши Белкина», могут быть строгими и логичными:        «Как        Миша Белкин избавился от дневника». Но названия могут быть и яркими, образными: «Двоечник становится лгуном», «Плохой пример заразителен» и др.

Игра развивает способность выражать суть текста одной фразой, развивает память, учит логически мыслить.

«Сокращение рассказа»

Зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь 2—3 предложения, и в них ни одного лишнего слова. Основное содержание рассказа должно сохраниться, второстепенные моменты необходимо отбросить.

Эта игра учит разграничивать главное и второстепенное, формирует четкость мышления. Она особенно полезна подросткам, мышление которых не отличается высокой организованностью.

Занятие 27. Тренируем мышление.

Цели: Способствовать формированию интеллектуальных способностей учащихся.

Ход занятия.

  1. Игра «Ищем возможные причины»
  2. Игра «Выражение»
  3. Игра «Слова наоборот»

«Ищем возможные причины»

Описывается какая-либо не совсем обычная ситуация.

НАПРИМЕР: «Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута настежь» .

Задание участникам тренинга: надо как можно быстрее записать побольше причин этого события, а также возможных его объяснений.

Причины могут быть названы самые банальные: забыл закрыть дверь, но некоторые из подростков могут придумать даже самые невероятные объяснения данному событию (вплоть до прилета марсиан).

Побеждает тот из участников игры, кто назовет как можно больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше.

Можно предложить следующие ситуации для работы подросткам:

а) Андрей прогулял урок.

б) Виктор пришел домой очень поздно.

в) Наташа пришла в школу только к третьему уроку.

г) Продавщица в магазине была очень вежливой.

Эта игра развивает такую мыслительную операцию, как поиск причинно-следственных связей, развивает способность при решении любых вопросов видеть сначала весь спектр причин этого явления.

  «Выражение»

Участникам игры предлагается придумать предложение из 4-х слов, а каждое слово начинается с указанной буквы. Чем больше вариантов предложений придумает подросток, тем лучше. Следует отметить наиболее интересные предложения, которые составили участники игры.

Можно предложить два варианта выполнения задания:

а) Последовательность указанных букв, с которых начинаются слова, менять нельзя.

б) Слова в предложении можно расставить в любой последовательности. Здесь больше возможностей для оригинальных решений задания.

Например, буквы: МВЧО.

Ответы могут быть стандартными, обычными.

«Мастер Володя чинит обувь* или «Маша Витю чаем облила».        <

Но могут быть и более оригинальные предложения:

«Милые восьмиклассники читают «Онегина».

«Маленький вундеркинд чем-то озабочен».

Еще один пример выполнения задания: для составления предложений дан следующий набор букв: ВСНТ.

Ответы могут быть следующими:

«Весной снег начинает таять», «Веселый Сережка начинает топать». Если разрешаем изменить последовательность букв, то варианты ответов могут быть такими: «Всем трудно научиться свистеть» и др.

Эта игра развивает способность творчески мыслить, не только придумывать слова на заданные буквы, но и находить определенные отношения между словами.

«Слова наоборот»

Для проведения этой игры участники располагаются в кругу. Ведущий называет какое-либо слово, которое при прочтении от конца к началу также является самостоятельным словом.

Участникам игры дается задание придумать по такому же слову. Далее игра строится следующим образом: 1-й участник называет свое слово, которое может быть прочитано наоборот, например «топор», 2-й участник произносит слово, которое получится, если названное слово прочитать с конца, а затем называет свое слово: т. е. произносит «ропот» и свое слово — «грот», 3-й участник произносит слово наоборот, т. е. анаграмму «торг», и называет свое слово: «зал» и т. д.

Так по кругу можно пройти не один раз. Тот из участников игры, кто не смог назвать слово наоборот или не придумал свое такое слово, выбывает из игры.

Оставшийся последним будет победителем.

Эта игра развивает такие мыслительные операции, как анализ и синтез, умение анализировать слово по составу. Кроме того, игра заставляет участников быть внимательными, т. к. все операции со словами производятся при предъявлении на слух.

Занятие 28. Тренируем мышление.

Цели: Способствовать формированию интеллектуальных способностей учащихся.

Ход занятия.

  1. Игра «Учимся замечать главное»
  2. Игра «Узнаем зашифрованные предложения»

 «Учимся замечать главное»

Участники игры сидят на своих местах. Для проведения игры необходимо приготовить ручки и листки бумаги для каждого.

Ведущий предлагает участникам следующие задания: «Вы должны одно слово преобразовать в другое, можно в несколько этапов, но менять одновременно только по одной букве. Все переходные слова цепочки должны иметь смысл.

Например: «сено» надо преобразовать в «соль»

сено

село

соло

соль

Или еще пример: надо преобразовать слово «вор» в слово «луг»

вор

вол

кол

ком

лом

лог

луг

Задания для работы участникам тренинга:        

Ответы

кора — нога

кора

нора

нога

сон — кум

сон

сом

ком

кум

мак — кон

мак

сак

сок

сон

кон

лом — сан

лом

ком

кон

сон

сан

Эта игра развивает не только наблюдательность, но и, прежде всего, учит видеть главное, а значит, развивает мышление.

«Узнаем зашифрованные предложения»

Для работы подросткам предлагаются предложения на 10—12 слов, в которых слова так переставлены местами, что смысл предложений полностью теряется.

Ведущий пишет эти зашифрованные предложения на доске.

Обязательно нужно разобрать пример:

Из поел он хорошо Андрей школы когда пришел.

Когда Андрей пришел из школы, он хорошо поел.

Рекомендуемые задания:

  • Поэтому Наташа в уроки ходила Маша кино приготовили и не.
  • Миша пойти футбол после в играть торопились Сергей уроков и домой чтобы.

После выполнения задания можно попросить ребят самих составить такое «зашифрованное» предложение.

Эта игра развивает логические операции мышления: анализ и синтез.

Ответы на задания:

  • Наташа и Маша ходили в кино, поэтому не приготовили уроки.
  • Сергей и Миша торопились после уроков домой, чтобы пойти играть в футбол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию мышления для старшей группы

  Занятие по развитию мышления для старшей группы...

Занятие по развитию мышления для 2 класса

Конспект занятия по развитию познавательного психического процесса - мышления. Разработан как занятие-путешествие...

План занятия по развитию мышления и внимания у младших школьников

План индивидуального коорекционого занятия для учащихся 3х классов....

Занятие на развитие мышления и речи

Задания на развития мышления и речи....

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия .Тема: «Развитие мышления.»

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятияТема: «Развитие мышления.»...