Семья в обучении младшего школьника
статья (3 класс)

Статья о роли семьи в жизни и образовательном процессе младшего школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_kalinina_g.e.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня мы столкнулись с непростой задачей – воспитание здорового поколения, формирование гармонично развитого человека. Какой бы хорошей не была система образования, семья остается главным местом воспитания ребенка. Семья – это первая социальная группа, первый коллектив, в котором малыш находит себя. Воспитание личности начинается именно в семье. Когда в семье есть духовность и здоровая окружающая среда, тогда и формируется здоровая личность. Как сказал в одной из своих речей Патриарх Кирилл: «Семья — это основа русской национальной жизни и внутренний оплот традиции Русского мира, имеющий ключевое значение для всех религиозных культур. Будучи самой главной школой воспитания личности, семья не только помогает человеку познавать окружающий мир, но и научает его любви, доброте и состраданию, дает важнейшие нравственные представления и ориентиры».

Семья обеспечивает ребенку все условия для физического развития; участвует в формировании его личности; закладывает основы социально одобряемой морали; норм и правил поведения; прививает любовь к культуре и искусству. С детства каждый из нас знает, «что такое хорошо и что такое плохо». И все это благодаря родителям и другим близким родственникам.

Родители играют ключевую роль в общем развитии ребенка. Воспитание детей — это постоянно развивающийся процесс, который не ограничивается только удовлетворением основных потребностей. Хороший родитель помимо этого обеспечивает основу, необходимую для развития когнитивных и социальных навыков, необходимых для успеха в школе и за ее пределами.

Важно понимать, что ответственность за образование ребенка лежит не только на школе. Образование ребенка начинается дома, и родители являются его первыми учителями. Родители играют решающую роль в формировании личности, характера, привычек и эмоционального развития своих детей. Исследования показали, что лучшим показателем успеха ученика является степень вовлеченности родителей в его образование.

Родителям необходимо активно участвовать в образовательном процессе для правильного социального развития ребенка. Родитель, который в курсе того, что его ребенок изучает в школе, будет лучше знать его сильные и слабые стороны, области его интересов.

Вот три момента, на которые родители должны сделать особый упор.

1. Быть примером подражания для детей.

Роль родителя заключается в том, чтобы научить детей дисциплине и ответственности, устанавливая определенные ограничения. Особое внимание надо обратить на то, что дети с большей вероятностью будут следовать тому, что делают взрослые, чем тому, что они проповедуют: дети перенимают все манеры своих родителей и быстро впитывают их. То, как родители ведут себя с ними и с другими людьми, формирует основу социального поведения детей. Точно также активное участие и отзывчивость родителей по отношению к ним формируют их эмоциональный и психологический фон. Следовательно, для родителя очень важно быть на деле таким человеком, каким он хочет видеть своего ребенка.

Родители должны иметь авторитет в глазах детей - без этого невозможно образование. Наиболее авторитетными являются те родители, которые успешно совмещают работу с семейными обязанностями, проявляют интерес и внимание к жизни своего чада, умело и тактично управляют его жизнью и развитием. Ребенок в период начальной школы больше общается со своими родителями, чем с другими педагогами, поэтому каждое действие и общение родителя оказывает непосредственное влияние на воспитание. Этот эффект в конечном итоге показывает свою положительную или отрицательную сторону даже после того, как ребенок подрастет и станет человеком, интегрированным в общество.

2. Помощь ребенку в учебе.

Уровень понимания у каждого ребенка свой. В соответствии с потребностями ребенка родители могут помогать своим малышам, повторяя вместе с ними то, что они выучили в школе, помогая им выполнять домашние задания, но не делать их за них. При этом важно поддерживать здоровый баланс учебы, игр и вознаграждений за успехи ребенка.

3. Создание благоприятной среды обучения дома.

Поощряйте и поддерживайте своих детей, чтобы они видели, что вы в них верите. Один из самых больших подарков, которые родители могут сделать своим детям, — это их поддержка и принятие. Быть позитивным, эмоционально присутствовать и успокаивать, когда они терпят неудачу, имеет большое значение. Атмосфера любви и открытости, которая позволяет детям терпеть неудачи и учиться, играет огромную роль, помогая привить им любознательность и обеспечить их правильное развитие.

В заключении следует сказать, что каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был всесторонне развитым и хорошо образованным человеком. Первые школьные годы являются решающим периодом в жизни ребенка, именно здесь закладывается фундамент на будущее, поэтому родителям необходимо уделять приоритетное внимание обучению детей в начальной школе. Поддержка ребенка со стороны родителей именно в этот период помогает маленькому человеку обрести уверенность в себе и легко преодолевать все трудности.

Литература:

1. Волкова Н.С. Роль семьи в образовании младшего школьника. - М.: Просвещение, 2021.

2. Игнатова В.И. Родительская поддержка и успеваемость младших школьников. - М.: Академия, 2019.

3. Павлова Л.И. Взаимодействие семьи и школы в поддержке способностей младших школьников. - СПб.: Лань, 2017.

4. Ушакова Ю.В. Семья и школа: взаимодействие в интересах ребенка. - М.: Эксмо, 2023.

5. Православие. RU – URL: (дата обращения )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников

Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников...

Мастер-класс на тему:"Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению".

       В настоящее время большое значение  уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на ...

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

В статье описан опыт по осуществлению гендерного подхода в условиях обучения детей начальной школы в смешанных классах....

«Мнемотехнология как инструмент повышения эффективности уроков английского языка при обучении младших школьников с ОВЗ (на примере обучения детей с ТНР)»

Согласно статистическим данным, количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих образовательные организации, с каждым годом увеличивается. Дети с ТНР обладают недостаточно уст...

Обобщенный опыт моей педагогической деятельности в рамках методического семинара на тему: «Нравственное обучение младших школьников в процессе обучения».

В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение становится все бо...

Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении младших школьников с ОВЗ.

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья чаще всего становится причиной глубокой и продолжительн...