Выступление по теме: "Читательская грамотность"
материал
Предварительный просмотр:
Выступление по теме «Читательская грамотность в начальной школе».
Добрый день, уважаемые коллеги!
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатом освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают вместо книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. «Широкое распространение видео- и компьютерной продукции сопровождается оттеснением чтения и письменных текстов на периферию культуры. Это негативно влияет на качество обучения …».
Под читательской грамотностью понимают способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
И сегодня учителя сталкиваются со следующими проблемами:
- дети имеют низкую скорость чтения;
- зачастую не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.
Основная масса детей не понимает смысла прочитанного, даже в тех текстах, где основная мысль лежит на поверхности. Ключ ко всему — осознанность чтения.
Поэтому перед учителем встают задачи – Научить:
1. Осознанно, правильно, выразительно читать.
2. Извлекать из текста полезную информацию.
3. Самостоятельно выбирать книги для чтения.
4. Работать с разными источниками информации.
5. Высказывать оценочные суждения о прочитанном.
6. Развивать потребность в чтении.
7. Развивать читательскую компетентность.
Работая над разными текстами, нужно использовать разные методики, разные приемы при обучении чтению художественной литературы и информационного текста.
Читать разные тексты — от стихов до инструкций.
Читать — значит всегда извлекать смысл.
Чтение — на всех уроках. Не только литературное чтение является предметом, отвечающим за функциональную читательскую грамотность.
Использование на уроках игровой технологии. Она обеспечивает достижения в обучении эмоционального и рационального единств. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды.
На уроках «Литературного чтения». После изучения раздела используется копилка заданий и вопросов «Проверь себя», которые нацелены на работу с текстом. Поэтому учащиеся работают и с учителем, и самостоятельно. На уроках литературного чтения я применяю элементы технологии критического мышления:
Здесь предлагаю использовать следующие приёмы работы:
Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста, иллюстрации определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Приём «Работа с вопросником» применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Приведу пример вопросника к тексту Л.Н. Толстого «Филипок», который был предложен учащимся для работы с последующим коллективным обсуждением.
Почему мама не пустила мальчика в школу?
- Почему Филипок решил пойти?
- Как мальчик собирался в школу?
- Где находилась школа?
- Знал ли малыш дорогу?
- Какие опасности встретились ему на пути?
- Почему Филипок не решался войти в школу? Найдите в тексте соответствующее предложение.
- Как он вёл себя, зайдя в класс?
- Как ребята объяснили появление мальчика в школе?
- Прочитайте, как Филипок стал складывать своё имя.
- Как вёл себя малыш после похвалы учителя?
- Каким вы представляете себе Филипка, какие черты характера ему присущи?
Составим его словесный портрет.
Информационно-коммуникационная технология
В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.
Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации
Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Учащиеся должны освоить приёмы поиска нужной информации, овладеть алгоритмами основных учебных действий (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), направленных на формирование читательской грамотности. При использовании на уроках литературного чтения указанных приемов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать учащемуся из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Общие выводы:
Наряду с требованиями к планируемым результатам освоения учащимися образовательной программы в качестве результата Федеральным Стандартом рассматривается формирование у обучающихся УУД. Особое место среди метапредметных УУД занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Читательскую компетентность необходимо формировать на каждом уроке на каждой ступени обучения, используя разнообразные формы, методы работы и технологии.
Вполне реально влюбить ребенка в книгу и научить понимать ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока по литературному чтению, тема «Читательская конференция по книге Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», 3Б класс
Читательская конференция по книге Н.Н. Носова "Витя Малеев вшколе и дома". Урок в форме технологической карты....
Выступление "Пути формирования функциональной грамотности младших школьников"
В статье раскрыты виды функциональной грамотности и пути её формирования у младших школьников....
Доклад по теме:"Читательская грамотность, как основа успешности учащегося"
Данный доклад из опыта своей работы я готовила для выступления на районном семинаре учителей начальных классов....
Выступление на РМО«Финансовая грамотность –важный компонент функциональной грамотности в начальной школе в условиях ФГОС»
Значение финансовой грамотности в начальной школе для современного школьника....
выступление по теме: "Читательская грамотность как фундамент функциональной грамотности"
В презентации рассматривается читательская грамотность, пути её формирования в учебном процессе....
Мастер-класс на тему: "«Читательская грамотность- базовый навык функциональной грамотности младших школьников»"
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих формирование читательской грамотности младших школьников на уроках русского языка....
Зачётное выступление по курсу «Читательская грамотность».
Скажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Дай мне сделать – и я пойму! (Конфуций) Это высказывание говорит о том, что я учитель имею возможность дать своим учен...
- Мне нравится (1)