Выступление по теме: "Читательская грамотность"
материал

Литвинова Аделина

Читательская грамотность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chitatelskaya_gramotnost_.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме «Читательская грамотность в начальной школе».

Добрый день, уважаемые коллеги!

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатом освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают вместо книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. «Широкое распространение видео- и компьютерной продукции сопровождается оттеснением чтения и письменных текстов на периферию культуры. Это негативно влияет на качество обучения …».

Под читательской грамотностью понимают способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

И сегодня учителя сталкиваются со следующими проблемами:

- дети имеют низкую скорость чтения;

- зачастую не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

Основная масса детей не понимает смысла прочитанного, даже в тех текстах, где основная мысль лежит на поверхности. Ключ ко всему — осознанность чтения.

Поэтому перед учителем встают задачи – Научить:

1. Осознанно, правильно, выразительно читать.

2. Извлекать из текста полезную информацию.

3. Самостоятельно выбирать книги для чтения.

4. Работать с разными источниками информации.

5. Высказывать оценочные суждения о прочитанном.

6. Развивать потребность в чтении.

7. Развивать читательскую компетентность.

Работая над разными текстами, нужно использовать разные методики, разные приемы при обучении чтению художественной литературы и информационного текста.

Читать разные тексты — от стихов до инструкций.

Читать — значит всегда извлекать смысл.

Чтение — на всех уроках. Не только литературное чтение является предметом, отвечающим за функциональную читательскую грамотность.

Использование на уроках игровой технологии. Она обеспечивает достижения в обучении эмоционального и рационального единств. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды.

На уроках «Литературного чтения». После изучения раздела используется копилка заданий и вопросов «Проверь себя», которые нацелены на работу с текстом. Поэтому учащиеся работают и с учителем, и самостоятельно. На уроках литературного чтения я применяю элементы технологии критического мышления:

Здесь предлагаю использовать следующие приёмы работы:

Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста, иллюстрации определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Приём «Работа с вопросником» применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Приведу пример вопросника к тексту Л.Н. Толстого «Филипок», который был предложен учащимся для работы с последующим коллективным обсуждением.

Почему мама не пустила мальчика в школу?

- Почему Филипок решил пойти?

- Как мальчик собирался в школу?

- Где находилась школа?

- Знал ли малыш дорогу?

- Какие опасности встретились ему на пути?

- Почему Филипок не решался войти в школу? Найдите в тексте соответствующее предложение.

- Как он вёл себя, зайдя в класс?

- Как ребята объяснили появление мальчика в школе?

- Прочитайте, как Филипок стал складывать своё имя.

- Как вёл себя малыш после похвалы учителя?

- Каким вы представляете себе Филипка, какие черты характера ему присущи?

Составим его словесный портрет.

Информационно-коммуникационная технология

В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.

Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации

Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Учащиеся должны освоить приёмы поиска нужной информации, овладеть алгоритмами основных учебных действий (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), направленных на формирование читательской грамотности. При использовании на уроках литературного чтения указанных приемов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать учащемуся из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Общие выводы:

Наряду с требованиями к планируемым результатам освоения учащимися образовательной программы в качестве результата Федеральным Стандартом рассматривается формирование у обучающихся УУД. Особое место среди метапредметных УУД занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Читательскую компетентность необходимо формировать на каждом уроке на каждой ступени обучения, используя разнообразные формы, методы работы и технологии.

Вполне реально влюбить ребенка в книгу и научить понимать ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по литературному чтению, тема «Читательская конференция по книге Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», 3Б класс

Читательская конференция по книге Н.Н. Носова "Витя Малеев вшколе и дома". Урок в форме технологической карты....

Выступление "Пути формирования функциональной грамотности младших школьников"

В статье раскрыты виды функциональной грамотности и пути  её формирования у младших школьников....

Доклад по теме:"Читательская грамотность, как основа успешности учащегося"

Данный доклад из опыта своей работы я готовила для выступления на районном семинаре учителей начальных классов....

выступление по теме: "Читательская грамотность как фундамент функциональной грамотности"

В презентации рассматривается читательская грамотность, пути её формирования в учебном процессе....

Мастер-класс на тему: "«Читательская грамотность- базовый навык функциональной грамотности младших школьников»"

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих формирование читательской грамотности  младших школьников на уроках русского языка....

Зачётное выступление по курсу «Читательская грамотность».

Скажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Дай мне сделать – и я пойму!  (Конфуций) Это высказывание говорит о том, что я учитель имею возможность дать своим учен...