Особенности развития логических УУД в младшем школьном возрасте
занимательные факты (1, 2, 3, 4 класс)

Значимость формирования логических УУД у младших школьников в том, что именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования логического мышления, что свидетельствует о необходимости овладения элементами логических универсальных действийЭто подчеркивал и Л. С. Выготский.  Он отмечал, что сенситивный период для развития логического мышления – возраст до 13 лет. Поэтому именно в младшем школьном возрасте целенаправленное развитие логического мышления наиболее значимо.

Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знаний. Сформированные логические действия определяют характер логического мышления.  Для успешного формирования логических УУД у младших школьников необходимо обеспечить переход от выполнения действия с опорой на творческие задания.

Рассмотрим основные действия логических УУД, которые формируются у младших школьников на протяжении обучения в начальной школе.

Так действия анализа   формируются следующей последовательности. Учащиеся учатся:

1 класс – проводить анализ учебного материала по вопросам учителя или опорным словам;

2 класс – выполнять анализ учебного материала, опираясь на существенные и несущественные признаки;

3 класс – анализировать с помощью учителя, выделяя существенные признаки предметов;

4 класс – самостоятельно выполнять анализ объектов с целью выделения их существенных признаков.

Синтез. Учащиеся учатся:

1 класс – действовать по вопросам учителя, составляя из предложенных учителем частей целое (буквы, рисунок);

 2 класс – выбирать только нужные объекты для создания целого;

 3 класс – составлять целое из предложенных учителем частей, самостоятельно достраивая объект;

 4 класс – самостоятельно составлять целое из частей, восполняя недостающие компоненты.

Сравнение, классификация, сериация. 

Учащиеся учатся:

1 класс – осуществлять сравнение объектов по указанным учителем критериям;

2 класс – выполнять классификацию объектов по записанным первым объектам, самостоятельно определяя основание для продолжения классификации;

 3 класс – классифицировать данные объекты по самостоятельно выбранному критерию;

  4 класс – выполнять указанные логические операции, самостоятельно подбирая объекты [21].

Таким образом, формирование логических УУД у младших школьников в начальной школе   происходит поэтапно, на протяжении всего обучения в начальной школе.

Подводя итоги можно сделать следующие выводы.

Познавательные универсальные учебные действия — это универсальные действия, обеспечивающие организацию учебно-познавательной деятельности и направленные на познавательное развитие личности младшего школьника.

Логические УУД -  процесс построения поисковой деятельности, непосредственного исследования, а также комплекс основных логических операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию той самой информации, которая была получена учащимися.

Таким образом, наиболее продуктивным в развитии логического мышления, а, следовательно, и логических УУД является младший школьный возраст.  Логические УУД у младших школьников формируются посредством развития каждого мыслительного приема в отдельности, вследствие чего ученик научится анализировать, сравнивать, обобщать и т.д. Логическое мышление связано с процессом обучения, и эффективное развитие каждого логического приема будет зависеть от соблюдения педагогом в образовательном процессе принципов целенаправленности и непрерывности.

Значительная роль в формировании у младших школьников логических УУД принадлежит творческим заданиям, так как при работе над творческим заданием необходимо раскрыть логику их решения в целом, без конкретизации отдельных вычислительных приемов. Творческие уроки возможно реализовать с помощью интерактивного оборудования.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности развития логических УУД в младшем школьном возрасте Котиной Эвелины Андреевны Санкт-Петербург

Слайд 2

О сновные действия логических УУД 1 класс – проводить анализ учебного материала по вопросам учителя или опорным словам; 2 класс – выполнять анализ учебного материала, опираясь на существенные и несущественные признаки; 3 класс – анализировать с помощью учителя, выделяя существенные признаки предметов; 4 класс – самостоятельно выполнять анализ объектов с целью выделения их существенных признаков.

Слайд 3

Синтез 1 класс – действовать по вопросам учителя, составляя из предложенных учителем частей целое (буквы, рисунок); 2 класс – выбирать только нужные объекты для создания целого; 3 класс – составлять целое из предложенных учителем частей, самостоятельно достраивая объект; 4 класс – самостоятельно составлять целое из частей, восполняя недостающие компоненты.

Слайд 4

Сравнение, классификация, сериация. 1 класс – осуществлять сравнение объектов по указанным учителем критериям; 2 класс – выполнять классификацию объектов по записанным первым объектам, самостоятельно определяя основание для продолжения классификации; 3 класс – классифицировать данные объекты по самостоятельно выбранному критерию; 4 класс – выполнять указанные логические операции, самостоятельно подбирая объекты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития социальной ответственности в младшем школьном возрасте

Особенности развития социальной ответственности в младшем школьном возрасте....

Особенности развития личностной саморегуляции в младшем школьном возрасте

В современных условиях гуманизации образования стоит проблема реализации заложенного в ребёнке личностного потенциала, что требует от педагога создания специальных педагогических условий, реализующих ...

Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте.

Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогический аспект....

«Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте»

Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогический аспект....

«Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте»

Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогический аспект....