Особенности развития личностной саморегуляции в младшем школьном возрасте
учебно-методический материал на тему

В современных условиях гуманизации образования стоит проблема реализации заложенного в ребёнке личностного потенциала, что требует от педагога создания специальных педагогических условий, реализующих все возможности развития личности младшего школьника. Это актуальная теоретическая и практическая задача, требующая от педагога высокого профессионализма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районном методическом

объединении по теме:

«Особенности развития

 личностной

саморегуляции

 в младшем школьном

возрасте»

Подготовила

 учитель 3-Б класса

 МБОУ «Центр образования №3»

Л.В. Комиссарова

Апрель 2016 г.

г.Тула

В современных условиях гуманизации образования стоит проблема реализации заложенного в ребёнке личностного потенциала, что требует от педагога создания специальных педагогических условий, реализующих все возможности развития личности младшего школьника. Это актуальная теоретическая и практическая задача, требующая от педагога высокого профессионализма. Многие исследователи отмечают широкие возможности развития личности ребёнка в младшем школьном возрасте (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и другие). Обобщая результаты изучения психологических особенностей младших школьников, можно представить сензитивные для развития в этот период, особенности учащихся начальной школы:

- формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов;

- развитие продуктивных приёмов и навыков учебной работы, «умения учиться»;

- раскрытие индивидуальных особенностей и способностей;

- развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

- становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;

- усвоение социальных норм, нравственное развитие;

- развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов;

Практически все вышеперечисленные проявления охватывает представленная система личностной саморегуляции, характерная для младшего школьного возраста.

Проявления личностных качеств очень важны для учащегося начальной школы, так как влияют на уровень развития других компонентов системы саморегуляции.Отслеживая сформированность личностной подсистемы саморегуляции младшего школьника, учитель сможет создавать условия для проявления сильных сторон личностного развития учащегося и развития его слабых сторон.

Результаты исследований показали, что центральным звеном личностного аспекта саморегуляции младшего школьника является автономность – относительная независимость от влияния окружающих. Автономность проявляется в самостоятельном преодолении трудностей и самостоятельных действиях. Уровень развития автономности определяет уровень развития других структурных компонентов системы саморегуляции.

Таким образом, стремление к самостоятельности пронизывает все структурные компоненты системы саморегуляции младшего школьника и может проявляться:

- в самостоятельном выборе решения познавательной ситуации;

- в выборе того задания, который в полной мере отвечает возможностям учащегося;

- в выборе той формы выполнения задания, которая удобна в данный момент;

- в использовании нескольких вариантов решения различных ситуаций;

- в самостоятельном поиске ответов на свои вопросы;

- в самостоятельном планировании своих действий;

- в осознании своих ошибок и пошаговом их исправлении;

- в определении временных интервалов при решении различных задач;

- в понимании своих сильных и слабых сторон и умение действовать с их учётом;

- в мобильном использовании условий при определении цели деятельности.

С целью реализации стремления учащихся к самостоятельности, можно использовать специальные учебные ситуации и задания (Об этом чуть позже расскажет Г.Б. Дрейлинг). Основанные на возрастных и индивидуальных особенностях системы саморегуляции в личностном аспекте в младшем школьном возрасте, психолого-педагогические ситуации затрагивают всю структуру саморегуляции данного возрастного периода и открывают возможности для проявления основных возрастных новообразований.

Психолого-педагогические ситуации, направленные на развитие автономности:

1) познавательная ситуация с несколькими готовыми решениями, в которой важно выбрать самостоятельно решение и обосновать свой выбор, рассмотрев плюсы и минусы каждого решения;

2) перед школьником ставится задача предложить несколько решений познавательной проблемы, обосновать удачность выбора, доказать своё решение в ситуации партнёрского общения;

3) предложить школьникам выбрать одну из трёх форм выполнения задания – устную, можно в форме взаимоопроса, письменную, либо самостоятельно придумать подобное задание для других;

4) учащимся предлагаются вопросы по определённой теме, тексту, материалу и даётся задание на поиск ответов, которые фиксируются в письменной форме и потом оцениваются с точки зрения правильности и полноты самостоятельно при сравнении с ответами одноклассника;

5) младшим школьникам раздаётся самостоятельная работа с прошлого урока, проверенная учителем без пометок в тетради, и предлагается найти ошибки и оценить её правильность;

6) перед выполнением какого-либо задания дать время на то, чтобы школьники оценили в письменной форме, что им будет легко, какие возникнут затруднения; после выполнения задания оценить свои предположения;

7) предложить школьникам большое количество различных заданий, и попросить оценить, сколько они смогут выполнить за 10, 20 и т.д. минут; в конце – подвести итоги своему предположению;

8) предложить учащимся несколько заданий, и среди них попросить выбрать те, которые они могут решить самостоятельно – предложить их выполнить; затем те, в которых нужна помощь, пусть оценят какая и в чём;

9) поощрять любые проявления самостоятельности;

Все эти ситуации дадут возможность школьникам проявить качества независимости, осознать свои возможности и способности, и перейти на следующий этап своего развития.

Эффективность работы будет определяться реализацией следующих принципов применения системы развивающих ситуаций.

- принцип активности. Предложенные учебные ситуации стимулируют учащихся к проявлению себя, своих особенностей и открытию своих возможностей. Некоторые ситуации призывают учащихся к общению друг с другом, с учителем, благодаря их действиям происходят изменения в учебном материале, то есть в этих ситуациях школьники находятся в активной позиции по отношению к себе, к миру, к окружению;

- принцип принятия. Учителю, создающему ситуации, важно принимать выбор ребят в этих ситуациях, их разные позиции и возможности, разные реакции на удачи и неудачи, учить их принимать самих себя. В целом, важно создавать на занятиях атмосферу доверия, открытости, принятия;

- принцип самостоятельности. Ситуации, которые создаются на уроке, стимулируют учащихся к проявлению самостоятельности. Важно оказывать школьникам дозированную помощь, создавая моменты преодоления трудностей и отслеживать долю их самостоятельного участия в решении различных ситуаций;

- принцип объективного оценивания. По ходу учебного процесса учитель даёт учащимся много оценок. В предложенных нами ситуациях учитель оценивает затраченные усилия ученика при решении разных вопросов. Самого школьника педагог оценивает с личностных позиций, насколько он решителен, активен, предприимчив, целеустремлён, самостоятелен; как он обдумывает свои поступки, удачно планирует свои действия, рассчитывает свои силы, учитывает мнение других по ходу деятельности, как учитывает замечания и разъяснения учителя в своей работе. Учитель сразу включает в ход урока элементы самооценивания, и, затем, учебные действия самоконтроля и самооценки постоянно присутствуют в учебном процессе;

- принцип регулярности. Предложенные учебные ситуации используются в учебном процессе на уроке, по одной, две ситуации, до пяти ситуаций в день. Чередуются ситуации, раскрывающие слабые и учитывающие сильные стороны развития личностного аспекта саморегуляции младших школьников. Педагог сам определяет место развивающей ситуации в учебном процессе. Ситуации постоянно повторяются на разном содержательном материале и могут предлагаться как фронтально, так и индивидуально, с учётом групповых и индивидуальных особенностей;

Опыт показывает, что создание специальных условий для развития личностной саморегуляции в младшем школьном возрасте увеличивает эффективность педагогической деятельности, а оценка личностных качеств позволяет своевременно простроить работу и отследить положительную динамику в развитии младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологические особенности детей младшего школьного возраста как один из факторов сохранения самоценности возрастного периода

развитие внимания, памяти, особенности психологических процессов в младшем школьном возрасте, их значение в обучении и развитии ребенка....

Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...

Статья «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Как писал В.А.Сухомлинский: «Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не...

Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»

Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Психологический дневник учителя-логопеда...

Родительское собрание в 1 классе."Психологические особенности детей младшего школьного возраста"

Источником происходящих в младшем школьном возрасте психосоциальных изменений выступает учебная деятельность. Её формирование и является главной психолого-педагогической задачей, поскольку именно этот...