Динамические паузы для школьников 1-4 классов
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Галина Владимировна Мухина

В материале представлены физкультминутки, упражнения для глаз,дыхательные упражнения, которые можно использовать на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dinamicheskie_pauzy.docx59.12 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-сборник динамических пауз, используемых во время уроков в начальной школе

Автор-составитель:     Мухина Г. В.

Динамические паузы для развития мелкой моторики

1. «Замочек». Дети складывают руки в «замок», переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачивают «замок»:

- На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в «замок»)

- Постучали…

(Ритмичное постукивание основаниями ладоней друг о друга, пальцы не расцепляются)

- Покрутили…

(Потягивание одной руки к себе, другой – от себя (с поочерёдной сменой рук); пальцы не расцепляются)

- Потянули…

(Потягивание рук в разные стороны с выпрямлением пальцев, но частичным сохранением фигуры «замка»)

- И открыли!

(Резкое расцепление рук с разведением их в стороны)

2. «Ягодки». Дети приподнимают перед собой руку так, чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики также расслаблены, свисают вниз:

- С ветки ягодки снимаю

(Поглаживание каждого пальчика от основания до самого кончика пальцами другой руки, «как будто снимая воображаемую ягоду)

- И в лукошко собираю

(Обе ладошки складываются перед собой «чашечкой»)

- Будет полное лукошко

(Одна ладошка, сложенная «лодочкой», накрывается другой ладошкой)

- Я попробую немножко

- Я поем ещё чуть-чуть

(Одна ладошка имитирует лукошко, пальчики другой руки – щепотку)

- Лёгким будет к дому путь!

(Имитируя ножки, средний и указательный пальцы каждой руки «бегут»)

3. «Барабанщики». Подушечки пальцев прижаты к столу; нужно попеременно постукивать ими по поверхности, воображая игру на пианино:

- Твои пальчики-барабанщики

Там – там – там,

Тук – тук – тук –

Раздаётся звонкий стук (звук)!

4. «Капуста».

- Мы капусту рубим

(Ритмичные удары ребром ладоней по столу)

- Мы капусту трём

(Трение ладоней друг о друга)

- Мы капусту солим

(Трение указательного и среднего пальцев о большой)

- Мы капусту жмём

(Хватательные движения обеими руками)

- Мы капусту нарубили

(Ритмичные удары ребром каждой ладони по столу)

- Перетёрли

(Трение ладоней друг о друга)

- Посолили

(Трение указательного и среднего пальца о большой)

- И набили плотно в кадку

(Удары обеими руками по столу)

- Всё теперь у нас в порядке!

(Лёгкая встряска кистей рук)

5. «Вертолёт»

- Вверх взлетает вертолёт –

Будь внимательным, пилот!

(Четыре пальца руки, кроме большого, сжимаются в кулак; большим пальцем, поднятым вверх, выполняются круговые движения)

- Вертолёт, лети-лети,

Лопасти быстрей крути

(Пальцы (кроме указательного и большого) обеих рук скрепляются в положении «корзинки»; указательные пальцы выдвигаются вперёд и соединяются подушечками – получается «хвост вертолёта»)

6. «Лапки». Подушечки пальцев правой руки прижимаются к верхней части ладошки, большой палец прижимается к указательному. Затем то же самое проделывается второй рукой, в конце – двумя руками:

- Стоит на задних лапках кот,

И в гости мышек он зовёт.

Показывает лапки,

А лапки – цап-царапки!

7. «Щелчок». Кончик каждого пальца поочерёдно надавливает на подушечку большого пальца:

- Один щелчок,

Другой щелчок,

Я так смогла,

И ты так смог!

8. «Помощники». Движения пальцами выполняются в соответствии с содержанием стихотворения:

- Вот помощники мои,

Как их хочешь, поверни.

Раз, два, три, четыре, пять -

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть!

9. «Удивительно».

- Наши пальцы сжались тесно –

Удивительно интересно!

(Дети сжимают левую руку в кулак)

- Видно, им прохладно стало,

(Ладонь правой руки обхватывает кулак левой руки и сжимает его)

10. «Дружная семейка». Руки сжаты в кулаки; пальцы поочерёдно разгибаются (в соответствии со строчками стихотворения):

- Этот пальчик большой –

Это папа дорогой.

Рядом с папой – наша мама.

Рядом с мамой – брат старшой.

Вслед за ним сестренка –

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш –

Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

(Сжимать-разжимать кулаки несколько раз)

Динамические паузы по математике

1. «Отдохни». Движения выполняются под ритмический счёт в соответствии со стихотворением:

- Раз, два, три , четыре, пять,

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим!

2. «Посчитай-ка!». Физические упражнения выполняются в соответствии со стихотворением:

- Сколько видите кружков,

Столько сделайте прыжков.

Сколько ягод насчитаете,

Столько раз вы приседаете.

3. «Красная Королева». Нужно одновременно слушать стихотворение, выполнять физические упражнения, демонстрируемые учителем, и считать по заданию:

- Жила Королева Красная,

Очень-очень властная.

(Дети топают ногами)

- Было у неё семь слуг –

Украшали всё вокруг!

(Ритмичные хлопки ладонями в воздухе)

- Вдруг один вазон разбился –

Королева очень злится!

(Прыжки на месте)

- Одного слугу казнят.

Скольких миловать велят?

(Дети приседают и делают руки «домиком» над головой; после динамической паузы дают ответ – 6 слуг помилуют)

4. «Физминутка».

- Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – присесть и сразу встать.

А когда скажу я «семь» -

На места садиться всем!

5. «Спортивный счёт».

- Два плюс два – ответ каков?

Сколько надо здесь хлопков?

(дети хлопают 4 раза)

- Два плюс три, скажите мне,

Сколько прыгать на ноге?

(Дети прыгают на одной ноге 5 раз)

- Из пяти пять отниму –

Сколько метров пробегу? (Дети стоят на месте, т.к. ответ – 0 метров)

6. «Цифры». Нужно попытаться встать в позе, напоминающей цифру:

- Повторим за цифрой «два» - вся изогнута спина.

(Дети наклоняются вперёд, прогибаются как цифра 2)

- Повторим за единицей – выпрямимся словно спицы.

(Дети тянутся вверх)

- Цифра есть у нас «четыре» - и её мы повторили.

(Дети в полуприсяде (как будто садятся на стул), вытягивая руки вперёд)

- Повторим за цифрой семь и похлопаем мы всем!

(Дети выполняют наклоны в стороны, затем хлопают в ладоши)

7. «Семь гномов». Учитель показывает движения и читает стихотворение. Задача детей – повторить упражнения и дать верный ответ на вопрос:

- Было в сказочке семь гномов:

(Прыжки на месте)

- Грустных два и три весёлых,

(Наклоны в стороны)

- А один любил цветы.

(Приседания)

- Скольких не назвали мы? (Махи руками; правильный ответ: 1)

8. «Примеры». Суть: дети встают около своих парт; учитель демонстрирует на слайде/доске математические примеры и называет ответы. Если ответ к очередному примеру правильный, дети подпрыгивают и хлопают в ладоши. Если ответ не правильный, дети приседают.

9. «Бабочки». Суть: ученики получают карточки – крылья бабочек. У учеников «половинки» с примерами, которые необходимо решить. По кабинету расклеены вторые «половинки» карточек с ответами к примерам. Ученикам необходимо собрать «бабочек». Ученики перемещаются по кабинету в поисках нужной карточки.

10. «Хлоп-топ». Суть: дети стоят около своих мест; учитель каждый раз устанавливает арифметический знак (пример на сложение/вычитание).
1 слагаемое/уменьшаемое – количество хлопков, 2 слагаемое/вычитаемое – количество топаний ногой. Ученики вычисляют значение заданного примера и выражают его количеством прыжков или наклонов.

Динамические паузы по русскому языку

1. «Вновь у нас физкультминутка».

- Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад)

- Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

(Рывки руками перед грудью)

- Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(Вращение головой)

2. «Буквы». Движения выполняются в соответствии со стихотворением:

- А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

(Дети должны стоять с широко расставленными ногами)

- В алфавите, в букваре,

Проживала буква Е.

(Хлопки в ладоши)

- Как-то раз она шагала,

Замечталась и упала,

(Чередование ходьбы на месте и приседаний)

- Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

3. «Мы по улице гуляем».

-Мы по улице гуляем,

 (Дети шагают на месте)

- Сами вывески читаем.

(Наклоны головы влево-вправо)

- Это – «эс», а это – «ка»,

(Повороты туловища влево-вправо)

- «Ж» похожа на жука.

(Хлопок руками спереди-сзади)

- Мы читаем всё подряд:

Вывеска: «Торговый ряд»,

(Прыжки на месте)

- Рядом сладкие слова:

«Фрукты», «Пряники», «Халва».

(Дети шагают на месте)

4. «Ча-ча-ча».

- Ча-ча-ча,

(Три хлопка в ладоши)

- Печка очень горяча

(Четыре полуприседа)

- Чи-чи-чи,

(Три хлопка руками над головой)

- Печёт печка калачи!

(Четыре прыжка на месте)

5. «Игра со слогом «Ква»».

- Чьи там крики у пруда? (Наклоны в стороны)

- КВАсу, КВАсу нам сюда! (Хлопки в ладоши)

- КВА-КВА-КВАсу, простоКВАши, (Дети топают ногами)

- Надоела нам вода! (Прыжки па месте)

6. «Звук «У»».

- Я возьму трубу свою,

Громко, громко запою:

(Восемь раз поднять и опустить пальцы от стола: Тру- у-у, у- у- у)

- Ты, труба, труби, труби,

Отдыхать нас всех зови!

(Прыжки с поворотом туловища направо, затем налево)

7. «Большая буква». Суть: дети стоят около своих мест; учитель называет слова. Если названные слова надо писать с большой буквы, дети должны поднять руки вверх, если с маленькой – присесть. Слова: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака.

8. «Однокоренные слова». Суть: если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются к друг другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова – приседают (маленький – маленькая; маленький – малыш; маленький – мальчик; мальчик – мальчику).

9. «Фонетика». Суть: учитель даёт детям задание: «Приседайте столько раз, сколько звуков в слове «осень»; подпрыгивайте столько раз, сколькими буквами записано это слово».

10. «Как напишем?». Суть: условия – буква «о» (прыжок), буква «а» (присед), буква «е» (хлопок). Учитель диктует словарные слова, а дети
по-особому выражают, как напишут слово (
п..нал – пенал – хлопают в ладоши).

Динамические паузы – упражнения для глаз

1. «Зелёный круг». Подготовка: необходимо заранее развесить по стенам (доске или жалюзи) кабинета картонные или бумажные круги (диаметром до 20см) зелёного цвета. Суть: ученики стоят около своих мест. Учитель даёт задание найти все круги глазами, не поворачивая при этом головы. Если ученик замечает круг в том или ином месте, он должен 10 секунд рассматривать его, а затем продолжить поиски.

2. «День-ночь». Суть: ученики сидят за партами. Даётся задание: посмотреть на своего соседа по парте. Затем учитель говорит «ночь», и дети «засыпают» – кладут головы на парты и закрывают глаза, расслабляются. Классу задаются вопросы: «Поднимите руку, у кого сосед сегодня пришёл в белой рубашке?», «У кого соседка по парте сегодня с косичками на голове?» Через некоторое время учитель произносит «день» – ребята открывают глаза и проверяют свои предположения.

3. «Громко тикают часы». Дети встают около своих мест; руки должны быть на поясе; поворачивать голову в стороны не нужно – все смотрят прямо на учителя и выполняют упражнения в соответствии со стихотворением:

- Громко тикают часы –

Тик-так, тик-так.

(Глазное яблоко двигается влево-вправо)

- Дружно отдыхаем мы,

Тик-так, тик-так.

(Глазное яблоко двигается вверх-вниз)

- Заниматься рано стали,

Тик-так, тик-так.

(Дети смотрят на свои учебники, учительские, на учебники соседа)

- Много нового узнали,

Тик-так, тик-так!

(Дети часто-часто моргают)

4. «Релаксация». Дети встают около своих мест, выполняют физминутку в соответствии с указаниями учителя и текстом стихотворения:

- Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте, что птицами вдруг полетели!

(Дети машут руками)

- Налево, направо, вокруг посмотрели,

(Открывают глаза, смотрят по сторонам)

- Затем потянулись, тихонечко сели!

5. «Бабочка». Суть: на слайд выводится подвижная картинка – бабочка, которая перемещается по всему экрану, «вырисовывая» перевёрнутую цифру 8 (знак «бесконечность»). Задача всех учащихся – следить за бабочкой, не двигая при этом головой.

6. «Восьмёрка».

- Рисуй восьмёрку вертикально -

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

За каждой линией следи.

Теперь следи горизонтально,

А в центре здесь остановись;

Зажмурься крепко, не ленись.

И поморгай же, наконец.

Глаза открой. Ты молодец!

7. «Художники».

- Мы глазами поколдуем:

Круг огромный нарисуем!

(Дети «рисуют» глазами круг, не поворачивая головы)

- Нарисуем мы окно

И большущее бревно.

Нарисуем лифта бег:

Глазки вниз и глазки вверх!

Все зажмурились: раз-два!

Отдыхает голова.

Мы глазами поморгали,

Вмиг гирлянды засверкали.

Смотрим прямо и вперёд –

Это мчится самолёт…

Раз моргнули, два моргнули –

Наши глазки отдохнули!

8. «Спал цветок».

- Спал цветок,

(Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)

- И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами)

- Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх. Посмотреть на руки)

- Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты, в стороны)

- Ну а класс за парты сел!

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево, сесть на место)

9. «Зоркие глазки».

- Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно,

Ну, а дальше будь здоров!

10. «Гимнастика для глаз». Комплекс упражнений выполняется по специальной карточке:

Изображение выглядит как диаграмма, текст, черно-белый, Шрифт  Автоматически созданное описание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система здоровьесберегающих игр для проведения динамических пауз в 1-2 классах"

Работа предназначена для проведения динамических пауз для 1-2 классов согласно ФГОСам. Игры и упражнеия в работе составлены таким образом, что учитель сможет подбирать необходимые игры согласно степен...

Примеры ритмических упражнений для динамической паузы на уроке в 1 классе

Подобные ритмические упражнения возможно проводить в начале урока и для маленького отдыха детей в середине. Стихи с движениями, ритмический счет - все это способствует подвижности детей, отдыху в виду...

Мастер класс «Роль динамических пауз в здоровьесбережении младших школьников»

Сегодня мы будем учиться приемам проведения физкультминуток на разных уроках. Эта тема выбрана не случайно, так как физкультминутки на общеобразовательных предметах представляют собой активный отдых, ...

Организация динамической паузы. Игры для организации динамической паузы.

Игры, которые можно организовывать зимой, весной, осенью. Они не требуют специального инвентаря....

Специфика организации динамических пауз на занятиях с младшими школьниками, имеющими проблемы развития навыков письма.

Проблема развития навыков письма у младших школьников достаточно актуальна в настоящее время. Она напрямую связана с общим уровнем развития  двигатедьных функций у ребенка. Одна из причин, тормоз...

«Роль динамической паузы в формировании УУД младших школьников»

Раскрыть роль динамической паузы в формировании УУД младших школьников....

Рекомендации педагога-психолога к проведению физкультурных минуток и динамических пауз на уроках в младших классах

Рекомендации педагога-психолога к проведению физкультурных минуток и динамических пауз на уроках в младших классах...