Мастер класс «Роль динамических пауз в здоровьесбережении младших школьников»
статья по зож на тему

Сегодня мы будем учиться приемам проведения физкультминуток на разных уроках. Эта тема выбрана не случайно, так как физкультминутки на общеобразовательных предметах представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомляемости учащихся, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию их внимания и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому каждый педагог должен считать своим долгом, в ходе уроков, обязательно использовать эту физкультурно-оздоровительную форму, эффективно влияющую на укрепление здоровья учащихся и продуктивность занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

Казанцевой Татьяны Геннадьевны

учителя начальных классов

МОУ «СОШ №162»

Мастер класс «Роль динамических пауз в здоровьесбережении младших школьников»

- Отгадайте, о чем пойдет речь на нашем занятии:  РЕБУС

- Сегодня мы будем учиться приемам проведения физкультминуток на разных уроках. Эта тема выбрана не случайно, так как физкультминутки на общеобразовательных предметах представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомляемости учащихся, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию их внимания и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому каждый педагог должен считать своим долгом, в ходе уроков, обязательно использовать эту физкультурно-оздоровительную форму, эффективно влияющую на укрепление здоровья учащихся и продуктивность занятий.

С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности на уроках рекомендуется проводить физкультминутки для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания.

Внешними проявлениями утомления являются частые отвлечения, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. В то же время, многие психологи отмечают значимость активных форм деятельности на уроке как условия успешного обучения.

Начиная с первого класса на уроках письма задания для развития мелкой моторики. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только благоприятно воздействует на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Нужно добиваться, чтобы все упражнения ребенок выполнял легко, чтобы занятия приносили ему радость.

На словах первых двух строчек – поочередное разгибание пальцев из кулачков, начиная с большого пальца. На слова следующих двух строчек – поочередное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять -.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять -.

В домик спрятались опять.

                                          Рыбка Рыбка в озере живет,

                                          Рыбка в озере плывет.

                                           (Ладошки соединены и делают плавные движения)

                                          Хвостиком ударит вдруг

                                             (Ладошки разъединить и ударить по коленкам)

                                           И услышим мы – плюх, плюх

                                        (Ладошки соединить у основания и так похлопать)

 Наши уточки с утра: Кря, кря, кря. (пальцы сложить как раскрытый клюв)

 Наши гуси у пруда: Га, га, га. (открываем, закрываем клюв)

 Наши угленьки вверху: Гу, гу, гу. (руки вверх, машем кистями)

 Наши курочки в окно: Ко, ко, ко(постучать указательным пальчиком)

 А как Петя-петушок

 Рано-рано поутру

 Нас споет: Ку-ка-ре-ку (спину выпрямить, голову поднять, руки в стороны)

махать руками как крыльями и кукарекать)

На уроках математики при счете предметов хороши  такие физкультминутки:

  Давай присядем столько раз,

Сколько подснежников у нас.

Сколько подснежников у нас,

Столько мы подпрыгнем раз.

На уроках чтения, письма и окружающего мира гимнастика для глаз:

Ах, как долго мы писали.

Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали.

{Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо.) Ах, как солнце высоко.

{Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,

{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.) Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. {Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

Дыхательная гимнастика    (по Стрельниковой)

Правила выполнения упражнений.

1.         Во время выполнения дыхательных упражнений необходимо дышать только через нос.

2.         Вдох делается одновременно с движением.                                          

3.         Все вдохи-движения делаются в режиме строевого шага, т.е. 55 - 60 вдохов    движений в минуту.

4.         Гимнастика выполняется под счет на восемь. ( Учащиеся считают только про себя: «и» - вдох, «цифра» - выдох)

5.         Минимальное количество упражнений - три.

6.         Применяется без возрастных ограничений с 3-4 лет, стоя, сидя и лежа.

7.         Гимнастика носит как лечебный, так и профилактический характер.

Физкультминутки для улучшения  мозгового кровообращения по санпину

1 . Исходное положение (далее - и. п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и. п., 3 - поворот головы налево, 4 - и. п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

И.П. – стоя или сидя, руки на поясе. I - махом левую руку занести через правое плечо,

голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки из и потрясти расслабленно. Темп медленный.

Для снятия утомления с туловища:

И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным, вторить 6-8 раз. Темп средний.

1.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну строну, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:

1.Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 пово|рот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 руку вверх, 6 - левую руку вверх. 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - тпустить

левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Т

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз по санпину

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять -5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). повторять 4-5 раз.

 Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и низ. Повторять 4-5 раз.

 Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4-5 раз.

 В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять1-        2 раза.

А на уроках чтения физкультминутки очень помогают при работе над звуками упражнения, которые сопровождаются произнесением определенных звуков, например:

Ветер сильно шумит: с-с-с

Деревья качает (…)

Дружно вытянули шеи,

И как гуси зашипели: ш-ш-ш

Пошипели, помолчали (…)

Волк воет: у-у-у

Собака рычит: р-р-р

Игра "Деревья, кустарники, травы" направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников, может быть использована как физкультминутка при изучении темы "Какие бывают растения?" на уроке «Окружающего мира» во втором классе для закрепления знаний о классификации жизненных форм растений.

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

По аналогии можно проводить подобные физминутки и на уроках русского языка, требующих классификации объектов и явлений окружающего мира ("Какие бывают животные?", "Какой бывает транспорт?" “Склонение имен существительных”).

Учащиеся 1-4 классов с радостью откликаются на такие физкультурные минутки, сопровождаемые эмоциональным чтением стихотворных текстов. И при этом важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир добра, красоты. И, стараюсь, чтобы такие физкультминутки не способствовали перевозбуждению нервной системы. Главное, физкультминутки выполняли свою оздоровительную функцию, т.е. помогли детям отдохнуть, снять напряжение усталость.

Гимнастика для шейного отдела позвоночника.

 Упражнения 1-3 рекомендуются прежде всего при хронических болезнях шейного отдела позвоночника, однако с осторожностью их можно использовать и при острых состояниях после ослабления болевых ощущений.

 Цель: улучшить подвижность позвонков и восстановить эластичность мышц шеи.

Упражнение 1. Исходное положение: сидя на стуле или стоя, руки опущены вдоль туловища. Повернуть голову в крайнее правое положение, затем в левое. Повторить 5-10 раз.

Назначение упражнения: достичь такой степени подвижности шейных позвонков, чтобы при максимальном повороте головы нос и подбородок располагались над плечом. Интенсивность движений следует контролировать болевыми ощущениями. Облегченный вариант. Делать серию небольших движений в каждую сторону. Для этого голову, насколько это возможно, следует повернуть в сторону и делать ряд таких движений в этом направлении - своего рода <бег на месте>. Затем проделать то же в другую сторону.

Упражнение 2. Исходное положение: сидя на стуле или стоя, руки опущены вдоль туловища. Опустить голову вниз, стараясь по возможности прижать подбородок к груди. При хорошей подвижности шейных позвонков можно подбородком ощутить грудную выемку. Повторить 5-10 раз.

 Назначение: не только улучшает гибкость шейного отдела позвоночника, но и растягивает <скованные> крупные мышцы задней области шеи.

Упражнение 3. Исходное положение: сидя на стуле или стоя, руки опущены вдоль туловища. Переместить голову назад, одновременно втягивая подбородок. Повторить упражнение 5-10 раз.

 Назначение: коррекция свойственной людям письменного труда позы, при которой голова и шея вытянуты вперед. Когда голова двигается назад, занимающийся ощущает, как растягиваются напряженные и скованные мышцы задней области шеи. Упражнение рекомендуется также делать в течение дня в перерывах между работой. Польза от этих занятий будет заметна очень скоро.

Памятка для родителей 1.

 Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка?

            Для того  чтобы зарядка стала для вашего ребенка-первоклассника необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:

1. Приучать своего ребенка к гимнастике с 2-3 лет.

2. Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.

3. Превращать утреннюю гимнастику в праздник бодрости и поднятия духа.

4. Включать веселую и ритмичную музыку.

5. Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.

6. Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.

7. Выполнять зарядку в течение 10-20 минут.

8. Включать в комплекс зарядки не более 8-10 упражнений.

9. Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.

 10. Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.

Памятка для родителей 2.

 Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий первоклассником?

1.Оздоровительная минутка проводится через каждые 1-15 минут выполнения домашних заданий.

2. Общая продолжительность оздоровительной минутки не более 3 минут.

3. Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнить упражнения для рук: сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистями и т.д.

4. Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения.

5. Они могут быть такими:

6. «Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.

7. «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.

8. «Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно её поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.

9. После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивания, приседания, повороты туловища в разные стороны.

10.Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.

11.  Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный, спортивный инвентарь: мяч, скакалка, обруч, гантели и т.д.

12. Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»

Мастер-клас по теме  «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»...

Мастер-класс на тему:"Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению".

       В настоящее время большое значение  уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на ...

Мастер-класс по теме "Формирование адекватной самооценки младших школьников"

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, хара...

Мастер-класс Формирование учебно-познавательной компетентности личности младшего школьника

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования  учителяЗадачи мастер-класса:  передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последоват...

Мастер-класс на тему:"Формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями"

Разработка мастер-класса с презентацией по формированию коммуникативных УУД  учащихся на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями А.С. Пушкина (2 класс)...

Мастер-класс на тему:"Формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями"

Разработка мастер-класса с презентацией по формированию коммуникативных УУД  учащихся на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями А.С. Пушкина (2 класс)...