Рабочая программа дополнительного образования "Волшебный карандаш"
рабочая программа (4 класс)

Игнатова Ирина Викторовна

Рабочая программа "Волшебный карандаш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_volshebnyy_karandash.docx356.57 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\Сканы аттестация\2024-01-30\003.jpg

 

Пояснительная записка

  Учебная рабочая программа   «Волшебный  карандаш» для 4 класса разработана на основе программы внеурочной деятельности «Волшебный карандаш», 1-4 классы. Авторы Н.А.Лимова,Т.М.Шиловская, М.В. Хлопова. Внеурочная деятельность  направлена на выполнение миссии школы: «Способствовать становлению личности, готовой самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способной к сотрудничеству, к постоянному самосовершенствованию, способной учиться всю жизнь, адаптироваться к быстро меняющимся условиям»  по направлению «Духовно – нравственное воспитание школьников».

Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познать  действительность.

  Актуальность программы «Волшебный карандаш» связана с тем, что в Концепции модернизации российского образования отмечается необходимость более полного  использования нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.

  Новизна программы прослеживается в формировании эстетических чувств и представлений, развитие образного мышления, воображения и эмоционального восприятия действительности.

 Особенность программы заключена в способе введения детей в «большое искусство»: от простого к сложному, от конкретного к общему. Дети постепенно усваивают язык художника.

Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.

Цель программы: создание условий для гармоничного развития личности младшего школьника посредством приобщения к изобразительной  деятельности.

Задачи: 

  1. Развивать  нравственно-эстетические чувства, которые проявляются у детей сначала в эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством, в собственной художественной деятельности;
  2. Развивать творческие качества личности, которые помогут ребёнку создавать новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для воплощения;
  3. Воспитывать художественный вкус, интерес и любовь к изобразительному искусству;
  4. Учить работать с цветом при выполнении живописных работ;
  5. Закладывать первоначальную основу формирования у детей ценностных ориентаций (умение высказывать личностное отношение к картине, к изображённым на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отражённому на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни).

  Авторская программа рассчитана на 34 часа ,  базисный учебный план школы -  на 34 учебных недели.  .

На 1 час увеличены  разделы «Творение рук человеческих», «Лицо времени».

Планируемые результаты изучения курса

Изучение курса «Волшебный карандаш» направлено на получение следующих результатов:

1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни):

  •  приобретение школьниками знаний о значении изобразительного искусства в жизни человека, о роли архитектуры в  жизни человека, о видах художественной деятельности (живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство), о русских народных промыслах, о жанрах изобразительного искусства, о русских народных промыслах, о жанрах изобразительного искусства, о шедеврах русского искусства, о русских художниках, о ведущих художественных музеях России, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

  •  развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе, к русской художественной культуре, к народному художественному творчеству, к произведениям русских художников, скульпторов, архитекторов, русских мастеров.

3. Результаты третьего уровня (приобретения школьниками опыта самостоятельного социального действия):

  •  школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт участия в художественно - творческой деятельности, опыт самообслуживания и организации совместной деятельности с другими людьми, опыт охраны памятников культуры.

Содержание программы. Четвертый год.

Раздел 1. Искусство древней Руси (8ч.)

Искусство в первых государственных образованиях русских племен. Роль христианства в зодчестве и живописи этого времени. Византийские образцы, оказавшие влияние на русскую культуру. Народное декоративное и изобразительное творчество – источник русского искусства на этапе его становления. Возникновение самобытного и величественного стиля в зодчистве, фреске, декоративном искусстве Руси. Начало русской иконописи. Деревянные христианские церкви. Каменные храмы 11 века (показ слайдов). Собор Святой Софии в Новгороде. Юрьев монастырь в Новгороде 12 век. Спасо-Преображенский собор. Переславль-Залесский.успенский собор. Владимир. Храм покрова на Нерли. Владимир. Дмитриевский собор во Владимире. Историческая справка строительства храмов, особенности зодчества, резных изображений, фресковой росписи храмов. Первые иконы Византии 5-6 веков. Виды икон: портретные, сюжетные, житейские. Техника иконописи. Показ слайдов. Иконы с изображением Богоматери. Иконы Андрея Рублева. Библейские и евангельские сюжеты росписи православных храмов. Византийский мастер Феофан Грек. Фрески и росписи храмов. Феофановская школа.

Иконопись – господствующее искусство 25 века. Самобытный характер русской иконописи. Новгородская школа живописи. Иконы XV века. Стремление передать облик новгородцев в иконописи. сочетание в облике святых черт христианских мучеников с качествами древнерусских божеств. Псковская школа. Летописные сведения о росписи московских храмов XIV века. Появление московской школы живописи. Расцвет московского искусства в 80-е годы XIV века. Москва – столица могучей державы. Лучшие зодчие на строительстве Москвы. Аристотель Фиорафанти «успенский собор в Москве». Грановитая палата московского кремля. Интерьер Благовещенского собора. Покровский собор (Василия Блаженного) в Москве. Дионисий и его сыновья Владимир и Феодосий. Работы мастерской Феодосия.

Основная задача искусства – православие Руси. Интерес к изображению бытовых сцен и деталей, к подробному повествованию жанре миниатюры в XVI веке. Памятники миниатюры – «Лицевое Евангелие» Феодосия. Появление картин быта, природы, людей в современном обличии, светских мотивов и обрядов.

Раздел 2.  Искусство XVII века (2ч.)

 Основной художественный центр – Оружейная палата. Мастера Оружейной палаты: Cимон Ушаков, Гурий Никитин, Сила Савин. Живоподобность и пышно-декоративность русской иконописи конца XVII века. Парсуна – иконный портрет (посмертный или пожизненный) той или иной персоны. Переход от религиозного искусства к летскому. Показ слайдов.

 Задача живописи – отражение реальной действительности. Расширение кругов сюжетов. Включение в религиозные композиции наряду с бытовыми сценами пейзажа. Попытки передать индивидуальность человека. Основная тема росписи – деяния апостолов. События русской истории в росписи Грановитой палаты. Роспись церкви Ильи пророка в Ярославле; светские моменты преобладают над религиозным содержанием. ярославская живопись. Изображение фигур святых на фоне пейзажа.

Раздел 3. Искусство XVIII века (9ч.)

Переход от религиозных форм к светским. Грандиозные масштабы строительства в новой столице – Санкт-Петербурге. Монументальные постройки по образцу античных времен и эпохи барокко. Мастера – строители, архитекторы и инженеры: Г. Киавери, Д. Тризини. Показ слайдов. Русские архитекторы М.Г. Земцов, И К. Коробков. Информация о них и их работах. Показ слайдов. Появление интереса к круглой скульптуре. декоративная скульптура на стенах летнего дворца в Петербурге. Деятельности Растрелли в России. видные представитель русской скульптуры: А.С. Хрентиков, М.П. Павлов. Приход в Россию искусства масляной живописи. Крупные портретисты начала XVIII века - историческая информация о художниках и картинах.

Особенности стиля барокко. Тип усадьбы. Пейзажные натуральные парки. Дворцовые и церковные сооружения. Информация о зодчих XVII века и их строениях. Показ слайдов. Петр I и идея создания Академии художеств. Основа художественного воспитания молодого художника – освоении творческого опыта великих мастеров прошлого. Организация обучения в Академии художеств. Архитектурный класс в Академии художеств. Широкое развитие статуи и портретного бюста в XVII веке. Скульптор-портретист Ф.И. Шубин. Информация о скульптуре Ф.И. Шубине «Портрет А.М. Голицина», «Портрет М.В. Ломоносова». Цикл исторических портретов: это 58 мраморных рельефных портретов. Создатель памятника Петру I («Медный всадник») Э.М. Фальконе. Черты классицизма в творчестве скульпторов. Исторический жанр в Академии художеств – исторические события, легенды, христианская и античная мифология. XVIII век в русской живописи –расцвет исторической картины. Основоположник исторической живописи в Академии художеств – А.П. Лосенко.  Информация о художнике А.П. Лосенко и его картинах «Зевс и Фемида», «Прощание Гектора с Андромахой». Видный мастер И.А. Акимов. Художник П.И. Соколов. Историческая справка  о творчестве художников и показ слайдов. гражданский пафос, служение Отечеству, поклонение красоте, любовь в античных сюжетах русских художников. Раскрытие внутреннего мира героя в камерном портрете художников XVIII века. Информация о художниках : Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, Л.С. Миропольский, И.И. Фирсов, В.Л. Боровиковский. Показ слайдов. Мифологизированные, аллегорические и костюмированные портреты художников. Показ слайдов.

Раздел 4. Искусство XIX века (10ч)

Идеи героизма и патриотизма доблести в величественных архитектурных образах. Усиление гражданственного содержания, мощь и простота форм в решении градостроительных задач. Мастера-архитекторы. Информация об архитекторах и их проектах. А.П. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси, В.П. Стасов.

Тематика героики и национального торжества в монументальной скульптуре по случаю победы в Отечественной войне 1812 года. Союз ведущих мастеров скульптуры с выдающимися зодчими России. Скульптурное убранство знаменитых зданий Главного штаба, Горного института, Адмиралтейства и др. историческая справка. Показ слайдов.

Начало XIXвека – эпоха романтического портрета и исторического жанра. творчество художников  А.И. Иванова, А.Е. Егорова, В.К. Шебуева на исторические и библейские сюжеты. Портретные работы О.А. Кипринского. Историческая справка и показ слайдов. Творчество В.А. Тропинина. Исторический очерк и показ слайдов. Изображение реального мира русскими пейзажистами. Ландшафт и виды городов в творчестве А.Е. Мартынова. Пейзажи С.Ф. Щедрина. Развитие бытового жанра в творчестве художников XIX века. А.Г. Веницианов  «Гумно», «Жницы», «Крестьянка с васильками». К.П. Брюллов «Итальянский полдень», «Всадница», «Последний день Помпеи». А.А. Иванов «Явление Христа народу» - исторический очерк о художнике и картине. Интерьер и натюрморт в творчестве И.Т. Хруцкого. Бытовой жанр русской живописи в творчестве художников. Исторический жанр в творчестве художников XIX века. Тема русского эпоса в творчестве В.М. Васнецова «Витязь на распутье», «Аленушка». Распростронение сатиры. Авторы карикатур : И.А. Иванов, Н.А. Степанов. Пейзажная гравюра в творчестве С.Ф. Галактионова (пейзажи Петербурга и его окресностей). Иллюстрации к литературным произведениям. Иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя. А.И. Лебедев. Иллюстрации к произведениям А.Н. Некрасова.

 Создание товарищества передвижных выставок в 1870 году. Идеологические вожди передвижников И.И. Крамской и критик Стасов. Метод критического реализма в правдивом изображении жизни и истории народа, родной природы. Художники – реалисты, вошедшие в товариществ: Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедов, Н.А. Ярошенко, В.Г. Перов, И.Н. Крамской, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, И.М. Прянишников, И.Е. Репин, В.Д.Поленов, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.И. Левитан. Информация о художниках и показ слайдов картин.

Раздел 5. Искусство XX века (5 ч)

Возникновение новой эстетической пластической концепции – импрессионизма. Взгляд на мир художника К.А. Коровина «Парижские огни» (французские пейзажи). Портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая историческая картина в творчестве В.А. Серова «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», «Похищение Европы», «Петр I».

Популяризация русского и западноевропейского искусства художниками объединения «Мир искусства» (1898-1924) и объединения «Союз русских художников» (1903-1923). Новый тип исторической картины, пейзажа, портрета художников «Мира искусства». Национальный пейзаж, любовно написанные картины крестьянской России – один из основных жанров «Союза русских художников».  Остроагитационная направленность плаката. Лаконизм линии, силуэта, цвета, надписи для быстрой доходчивости того, что изображено на плакате. Художники-плакатисты. Д.С. Моор, В.Н. Дени, В.В. Лебедев. плакаты Кукрыниксов.

Предполагаемые  результаты реализации программы

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о значении изобразительного искусства в жизни человека, о роли архитектуры в жизни человека, о видах художественной деятельности (графика, живопись, скульптура, ДПИ), о русских народных промыслах, о жанрах изобразительного искусства, о шедеврах русского искусства, о художниках, о ведущих художественных музеях, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе, к русской художественной культуре, к народному художественному творчеству, к произведениям русских художников, скульпторов, архитекторов, русских мастеров.
  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опята самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт участия в художественно-творческой деятельности, опыт самообслуживания и организации совместной деятельности с другими людьми, опыт охраны памятников культуры.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол. часов

ДАТА

Примечание

план

факт

     Раздел 1.    Искусство древней Руси                                 8ч.                   

1

Зарождение и становление искусства Древней Руси в 9- 13 веках.

1

01.09

2

Архитектурные памятники Древней Руси.

1

08.09

3

Иконопись.

1

15.09

4

Величайший живописец  14 века –Феофан Грек.

1

22.09

5

Рассвет древнерусской живописи в 15 веке.

29.09

6

Московская школа живописи. Андрей Рублёв.

1

06.10

7

Московское зодчество 15-16 веков.

1

13.10

8

Прославление Руси в живописи 16 века.

1

20.10

Раздел 2. Искусство 17 века

2ч.

9

Зарождение  реализма  в изобразительном искусстве 17 века.

1

10.11

10

Отражение реальной действительности в изобразительном искусстве 17 века.

1

17.11

                                Раздел 3. Искусство 18 века                        9 ч

11

Классицизм в архитектуре 18 века.

1

24.11

12

Расцвет скульптуры в18 веке.

1

01.12

13

Портретная живопись начала 18 века.

1

08.12

14

Батальные сюжеты и  городской пейзаж в гравюрах начала 18 века.

1

15.12

15

Стиль барокко в архитектуре второй половины 18 века.

1

22.12

16

Создание Императорской академии художеств.

1

29.12

17

Статуя и портретный бюст как самостоятельные виды искусства.

1

12.01

18

Историческая живопись 18 века.

1

19.01

19

Русские художники- портретисты 18 века.

1

26.01

         Раздел 4. Искусство 19 века                                          10ч

20

Влияние социально-исторических процессов на развитие искусства первой половины 19 века.

1

02.02

21

Синтез скульптуры и архитектуры.

1

09.02

22

Романтические тенденции в живописи первой половины 19 века.

1

16.02

23

Живописцы первой половины 19 века.

1

23.02

24

Живописцы 19 века.

1

02.03

25

Живописцы 19 века.

1

09.03

26

Живописцы 19 века.

1

16.03

27

Реалистическая направленность графики 19 века.

1

06.04

28

Реалистическая направленность графики 19 века.

1

13.04

29

Товарищество передвижных художественных выставок.

1

20.04

 Раздел 5. Искусство 20 века.                                  

30

Реалистические традиции в творчестве художников конца 19-начала 20 века.

1

27.04

31

Объединения художников «Мир искусства» и «Союз русских художников»

1

04.05

32

Плакат как особый вид графики.

1

11.05

33

Плакат как особый вид графики.

1

18.05

34

Повествовательно- натуралистические произведения 20 века.

1

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал...

Программа дополнительного образования "Волшебные бисеринки""

     Дополнительная образовательная программа «Волшебные бисеринки» имеет художественно-эстетическую направленность.       Кружковые занятия п...

Рабочая программа дополнительного образования "Волшебная изонить"

Рабочая программа и тематическое планирование курса дополнительного образования, внеурочной деятельности "Волшебная изонить", область "Декоративно-прикладное творчество"...

Программа дополнительного образования "Волшебный карандаш" для детей 2-4 класса

         Программа рассчитана  на 3 года обучения (34  занятия по 1ч 20 мин) для детей 2-4 класса.      ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 2-4 кл

Программа «Волшебный карандаш» предназначена для детей в возрасте от 7до10 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельностии направлена на обеспеч...