Конкурсное испытание «Слово учителю» на районном (отборочном) этапе конкурса «Учитель года» 2023-2024
статья (4 класс)

Русских Марина Николаевна

В течение двух лет во всех школах России будут введены федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП) — заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов 25 октября 2022 года на пресс-конференции «Суверенная система образования: итоги учебного года».

И меньше чем через год, 1 сентября 2023 года, школы перешли на так называемый золотой стандарт знаний, КОТОРЫЙ подразумевает единые предметные результаты в каждый год обучения для всех школьников страны. Таким образом, во всех российских школах закрепляется единая последовательность изучения тем учебных предметов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo_uchitelyu.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное испытание «Слово учителю»

на районном (отборочном) этапе конкурса «Учитель года» 2023-2024

Подготовила: Русских М.Н.

Учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия № 7 «Сибирская»

В течение двух лет во всех школах России будут введены федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП) — заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов 25 октября 2022 года на пресс-конференции «Суверенная система образования: итоги учебного года».

И меньше чем через год, 1 сентября 2023 года, школы перешли на так называемый золотой стандарт знаний, КОТОРЫЙ подразумевает единые предметные результаты в каждый год обучения для всех школьников страны. Таким образом, во всех российских школах закрепляется единая последовательность изучения тем учебных предметов.  

Данную инициативу прокомментировала замминистра просвещения РФ Татьяна Васильева: «Разработка единых программ, единых подходов — это ответ запросу учительства на возможность планировать свою работу. Для этого все разработано, можно брать и использовать, готовиться к своим урокам. Нет необходимости придумывать всё самостоятельно».

Многие учителя восприняли ФООП как своего рода навязанный шаблон, альтернативу творчеству. Но, есть педагоги, которые уже сегодня по отдельным направлениям обладают профессиональными компетенциями, заявленными в стандарте.

Но, я обратила внимание на некоторый недостаток нового стандарта. 

В законе «Об образовании» (ст. 7) одним из основных компонентов стандарта наряду с федеральным является региональный компонент, который позволяет организовать уроки, направленные на изучение традиций региона.

‍Значимость регионального компонента в системе образования была доказана давно. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что «поля родины, ее язык, её предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека». Именно он ввел в педагогику и методику новое никому не известное понятие «отечествоведение».

 Уже сейчас учителя уже активно разрабатывают рабочие программы в конструкторе рабочих программ, которые включают в себя и разработку КТП. Совсем недавно в  календарно-тематическом планировании появился утвержденный перечень цифровых образовательных ресурсов, т. к с нового учебного года все общеобразовательные организации обязали использовать только государственные ресурсы, одним их которых является федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Моя школа». Она объединит электронные дневники и журналы, расписание уроков, библиотеку электронных материалов к урокам, учебные симуляторы, онлайн-курсы и другие сервисы.  Но они касаются лишь предметов федерального содержания.

Безусловно, в нашем регионе также есть ресурсы, которые могут оказать помощь в подготовке учителя к уроку краеведческой направленности. Например, «Библиотека сибирского краеведения», «Краеведческий портал», создана  Литературная карта Новосибирска и Новосибирской области, путеводитель по Новосибирску «Городская Сова», а также существует пополняемый перечень интернет-ресурсов. Но ни один из ресурсов не содержит дидактических разработок уроков и цифрового верифицированного контента по изучению регионального компонента.

Также известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется  материал, отражающий специфику того или иного региона России. Каждая школа и каждый учитель сам решает какой материал он возьмет и в каком объёме (зачастую этот объём не превышает 10-15 % от общего учебного материала). Отсюда, отсутствие единообразного подхода к формированию содержания регионального компонента; нет обеспечения преемственности обучения на различных ступенях образования; не определен минимальный объем знаний, умений и навыков учащихся, подлежащих обязательному усвоению в рамках регионального компонента.

Я приведу пример реализации регионального компонента в нашей гимназии, которая в 2002 году была аккредитована на статус «гимназия № 7 «Сибирская», доказав, что в содержании образования ярко выражена краеведческая направленность. Региональному содержанию отводится значимая часть практически всех предметных областей, реализуемых гимназией. Так, учителя кафедры математики разработали и используют в своей работе сборник задач, краеведческого характера. Учителя естественно-научных и общественных дисциплин проводят олимпиады, конкурсы,  традиционную неделю Сибири, экскурсии по природным и культурным объектам нашей области, участвуют в этнографических диктантах. Кафедрой учителей-словесников был выпущен сборник «Сибирская литература». В начальной школе, уже несколько лет подряд, уже с первого класса ребята изучают дисциплину «Мой край», которую продолжают изучать во внеурочной деятельности на протяжении НОО, учителя используют художественные тексты писателей и поэтов Новосибирской области и др. В 4 классе учащиеся пишут ВПР, где в задании №10 проверяются сформированность уважительного отношения к родному краю; умения описывать достопримечательности родного края. Качество выполнения данного задания ежегодно составляет не менее 90%, что указывает на достаточный уровень сформированности знаний о родном крае гимназистов.

Но во всех ли школах нашего региона так ответственно подходят к решению реализации регионального компонента?

И как решить данную проблему?

Если новый стандарт, нацелен на создание обязательного минимума и единого цифрового образовательного контента, тогда есть необходимость создания единого цифрового ресурса и для внедрения регионального компонента. Я уже говорила о том, что многие педагоги уже сегодня по отдельным направлениям обладают профессиональными компетенциями, заявленными в стандарте, так почему же не привлечь учителей к созданию единой цифровой базы дидактических материалов краеведческой направленности. Объявить конкурс цифровых разработок уроков регионального содержания, которыми можно будет наполнить цифровые образовательные ресурсы по изучению регионального компонента.

Приведу пример, в библиотеке «МЭШ» уже более двух миллионов образовательных материалов, и их количество постоянно растет. Добавляются сценарии уроков, учебные пособия, тесты, самодиагностики, виртуальные лаборатории. В пополнении библиотеки участвуют учителя всей страны, ведущие издательства и IT-компании. Правительство Москвы поощряет авторов контента для «МЭШ» грантами.

Так почему бы и нашему региону не последовать примеру МЭШ? Привлекать к разработкам цифрового контента учителей и обязательно поощрять их, тем самым повышая статус учителя.

Так мы сможем не только создать на базе НСО официальную образовательную базу регионального содержания образования, но и привлечём компетентных специалистов из разных областей, которые смогут верифицировать предложенный материал.

 Также необходимо активно развивать педагогическое партнерство с учреждениями дополнительного образования, музеями, домами культуры и творчества. Привлекать тех людей, которые заинтересованы в развитии региона.  Создавать экспериментариумы, в которых учителя будут создавать свои авторские методики и программы обучения регион. Создавать в школах пространства для изучения краеведения, наподобие точки роста. Не в каждой школе есть школьный музей.

 Возможно, если мы создадим такую базу, то сможем добиться единообразного подхода  реализации регионального компонента и будем способствовать формированию личности выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого созидателя его социокультурных ценностей и традиций, а также сможем гарантировать каждому учащемуся право на получение нормативных знаний, обеспечивающих ему успешную социализацию в масштабах страны и Новосибирской области и даже поможем человеку найти место в том региональном социуме, где он проживает и где возможно максимально полно реализовать свои способности.

Закончить своё выступление я хочу строчками Д.С.Лихачёва

«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался с корней».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект проведения Недели кубановедения , представленный на муниципальном этапе конкурса Учитель года Кубани в Крымске в 2012 году

Проект содержит описание каждого дня по определённой теме, с подобранными иллюстрирующими материалами,итогами проведения - из собственного опыта реализации в МБОУ СОШ № 56 ст. Варениковской...

Открытый урок на школьном этапе конкурса "Учитель года-2015"

Данный урок разработан для конкурса  "Учитель года-2015" на школьном этапе...

Обобщение опыта работы .Презентация к выступлению в номинации "Методический семинар " в муниципальном этапе конкурса "Учитель года -2020"(1)

1 часть презеннтации.Обобщение опыта работы .Презентация к выступлению в номинации "Методический семинар " в муниципальном  этапе конкурса "Учитель года -2020"....

Региональный этап конкурса "Учитель года - 2020, урок

Тема: Умножение и деление чисел на 6, на 7, на 8, на 9. Закрепление.Цель: закрепить знание таблицы умножения и деления с числами 6,7,8,9;   формировать умения решать задачи изученных видов; ...

Конкурсное испытание «Слово учителю» на районном (отборочном) этапе конкурса «Учитель года» 2023-2024

В течение двух лет во всех школах России будут введены федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП) — заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов 25 октября 2022 года на пресс-конф...