РП 4 класс для детей с умственной отсталостью (Вариант 1)
рабочая программа (4 класс)

Корнюшина Наталия Витальевна

Адаптированные рабочие  программы расчитаны для домашнего обучения детей с умственной отсталостью (вариант 1) 4 класс. Предметы:русский язык, математика, мир природы и человека, ручной труд, рисование, музыка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Управление образования администрации МО «Баргузинский район»

МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»

___________________________________________________________________

671610, РБ, С.Баргузин, ул. Калинина 51 А; тел:8(30131)41540,41454, факс

8(30131)41540,barguzinschool@gmail.com

 «Рассмотрено»

Руководитель предметно-цикловой кафедры МБОУ «Баргузинская СОШ»:

Г.О.Усынина/___________/

Протокол № ___   от

«__»_____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по  УВР МБОУ «Баргузинская  СОШ»:

М.Л.Черданцева/__________/

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Баргузинская СОШ»:

 

А.И.Молчанов/____________/

Приказ № ___ от «__»_______________20___г.

АДАПТИРОВАННАЯ   РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

учебного курса

«Мир природы и человека»

для  обучающегося    4  класса

на       2022 - 2023  учебный год

                  Составлена

                  учителем начальных классов      

                  высшей квалификационной категории:

                                                                                              Корнюшиной Н.В.

Принята  на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»____________20___ г.

                                                                       

                                                                       с.  Баргузин

                                                                         2022 г.

                                               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» ориентирована на обучающегося  4 класса и разработана на основе следующих документов:

1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» 

 3.Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

4. Программа по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с умственной отсталостью, примерная АООП образования для обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для   4 класса под редакцией  Бгажниковой И.М..   Просвещение, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

 5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от  08 апреля 2015 г. № 1/15).

6. Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения России  к использованию Приказом от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»  (с изменениями от 22.11.2019 г. № 632 и от18.05.2020 № 249). Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказа от 28.12.2018 № 345. (приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 с изменениями от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от26.01.2016 № 38, 21.04.2016 № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 329).

7. Постановление главного санитарного врача от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"».  

8.Основная образовательная программа общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Баргузинская средняя общеобразовательная школа, утвержденная приказом №173 от 30.08.2019 с изменениями (приказ № 83/1 от 02.06.2020).

На основании медицинской справки по состоянию здоровья обучение на дому 8 часов в неделю, физкультурная группа здоровья освобождённая.

Программа  определяет необходимый уровень знаний, умений и навыков школьников. Содержательных изменений в программу не внесено. Срок реализации - 1 год  25 часов (0,75  часа  неделю).

 УМК: Мир природы и человека. Рабочая тетрадь. 4 класс.  / Н.Б. Матвеева, М.А. Попова. — М. : Просвещение, 2018. Учебник «Мир природы и человека» в 2-х частях. Н.Б. Матвеева, М.А. Попова. — М. : Просвещение, 2018 г.

ОЭР:

https://uchi.ru/  «Учи.ру»- образовательная онлайн-платформа

https://education.yandex.ru/  «Яндекс.Учебник.» -  цифровая платформа для обучения школьным предметам.

https://infourok.ru/ «Инфоурок»- образовательный онлайн-проект

Цель: углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и  другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы; формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.

Задачи: уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания;

- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления  живого мира к условиям внешней среды;

- формировать представления о солнце как источнике света и тепла на земле, его значении в жизни живой природы, смене времён года;

- выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания;

- формировать знания о природе своего края;

- формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности.

                                                       СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Неживая природа

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.

Простейшие составы почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т.д.

Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.

Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии. Найти в учебнике те объекты, которые наблюдали, назвать увиденные объекты, попытаться определить, какие из них живые, а какие нет.

Сезонные изменения (времена года)

Выявить причину сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике); познакомить с признаками осени, зимы, весны, лета. Познакомить с месяцами времен года, изменениями в «жизни» растений. Животных. Познакомить с понятием «листопад». Учить выбирать одежду по погоде. Учить рассказывать о занятиях людей в разные времена года. Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года. Закрепление знаний о названиях месяцев.

Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.

       Растения и животные в разное время года.

Дикие и домашние животные в разные времена года.

Сад, огород, поле, лес в разное время года.

Труд людей города и села в разное время года.

Живая  природа

Растения.

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

Животные

Домашние животные: лошадь, овца, свинья, корова. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

 Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.

Насекомые-вредители.

Человек

Голова и мозг человека.

Профилактика травматизма головного мозга.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник.

Безопасное поведение

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.  

Правила поведения на улице. Движения по улице группой.

Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу).

 Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Правила безопасного использование учебных принадлежностей.

Правила обращения с электричеством, газом (на кухне).

                                               ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Минимальный уровень:

- представления о назначении объектов изучения;

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- отнесение изученных объектов к определенным группам;

 - представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

- знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

  - ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;

- адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации;

  -правильно называть изученные объекты и явления;

- различать растения сада, огорода,  леса, поля, знать их названия; различать культурные и дикорастущие цветковые растения;

- правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;

- различать домашних и диких животных и птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;

- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;

- определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека;

Достаточный уровень:

- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

- различать объекты живой и неживой природы;

- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

- называть наиболее распространённых диких и домашних животных;

- называть и показывать органы  человека, объяснять их назначение;

- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

- знание отличительных существенных признаков групп объектов;

- знание правил гигиены;

- знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

- ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте; - выполнение задания без текущего контроля учителя ,оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

  -соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

 - выполнение доступных природоохранительных действий;

- готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы-правильно называть изученные объекты и явления;

- сравнивать и различать растения сада, огорода, леса, поля, рассказывать об их использовании человеком;- различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека;

 - бережно относиться к природе и людям;

- соотносить времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных человека в разное время года.

Личностные результаты :

-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

-способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

                                 

                                    УЧЕБНО -  ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

В том числе, количество часов на проведение *

Лабораторных работ

Практических работ

Контрольных работ

1.

Сезонные изменения в природе

11

2.

Неживая природа

2

3.

Живая природа

7

3.

Человек

5

                          КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-

во

часов

             Дата проведения

по плану

по факту

Сезонные изменения в природе – 11

Осень. Растения и животные осенью.

1

05.09

Труд людей города и села осенью.

1

12.09

3.

Зима. Декабрь – начало зимы.

1

19.12

4.

Дикие и домашние животные зимой.

1

03.10

5.

Труд людей в зимнее время года.

1

10.10

6.

Весна. Март – наступление весны.

1

17.10

7.

Растения и животные весной.

1

07.11

8.

Труд людей весной (в огороде, в поле, в саду).

1

14.11

9.

Лето. Сезонные изменения.

1

21.11

10.

Растения и животные летом.

1

05.12

11.

Труд людей летом.

1

12.12

Неживая природа –  2

12.

Простейшие свойства почвы, их значение для растений.

1

19.12

13.

Формы поверхности земли: равнины, низменности.

1

09.01

Живая природа – 7

14.

Растения. Сад. Огород.

1

       16.01

15.

Растения культурные, дикорастущие, лекарственные.

1

23.01

16.

Редкие растения и их охрана.

1

06.02

17.

Парки. Растения поля.

1

13.02

18.

Животные дикие и домашние.

1

20.02

19.

Птицы домашние и дикие.

1

06.03

20.

Насекомые.

1

        13.03

Человек – 5

21.

Голова и мозг человека.

1

20.03

22.

Режим дня. Правильное чередование труда и отдыха.

1

10.04

23.

Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле.

1

17.04

24.

Безопасное поведение.

1

24.04

25.

Правила дорожного движения.

1

15.05

26.

Повторение изученного.

1

22.05

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок трудового обучения в 4 классе для детей с умеренной умственной отсталостью Коррекционная школа 8 вида

Тема урока:Работа с тканевыми петлями.Панно «Мишка».  Цель:дать представление о тканях.Научить детей распознавать их.Учить правильно пользоваться инструментами при работе с тканями.Обу...

Урок трудового обучения в 4 классе для детей с умеренной умственной отсталостью

Тема:Аппликация"Ракета".           Цель :углубление и развитие знаний,умений,навыков,связанных с первоначальными приемами обработки бумаги...

Структура работы по развитию речи в классах для детей с выраженной умственной отсталостью.

Сложность работы с детьми, имеющими выраженные формы умственной отсталости заключается в том, что уровень образования является нецензовым, то есть, даже имея на руках программу (на данный момент это с...

Живой мир "Наблюдаем за деревьями" 2 класс для детей с умеренной умственной отсталостью

Живой мир "Наблюдаем за деревьями" 2 класс для детей с умеренной умственной отсталостью...

Рабочая программа по предмету"Адаптивная физическая культура" 6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью

Рабочая программапо предмету «Адаптивная физическая культура»6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью   Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:...

РП 3 класс для детей с с умственной отсталостью (Вариант 1)

Адаптированные рабочие  программы расчитаны для домашнего обучения детей с умственной отсталостью (вариант 1)  класс. Предметы:русский язык,чтение и речевая практика ,  математика, мир ...