РП 1 класс для детей с умственной отсталостью (Вариант 1)
рабочая программа (1 класс)

Корнюшина Наталия Витальевна

Адаптированные рабочие программы для домашнего обучения детей с умственной отсталостью (Вариант1 ) 1 класс : математика, чтение, русский язык, музыка, человек и природа, ручной труд, рисование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» ориентирована на обучающегося  1  класса и разработана на основе следующих документов:

1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» 

3. Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

4. Программа по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с умственной отсталостью, примерная АООП образования для обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для   1 класса под редакцией  Бгажноковой И.М..   Просвещение, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

На основании медицинской справки по состоянию здоровья обучение на дому 8 часов в неделю, физкультурная группа здоровья освобождённая.

Программа  определяет необходимый уровень знаний, умений и навыков школьников. Содержательных изменений в программу не внесено. Срок реализации - 1 год  20 часов (1  час через неделю).    

Цель: заложить основу для формирования у обучающихся  базовых представлений о природе.

Задачи: уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания;

- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления  живого мира к условиям внешней среды;

- формировать представления о солнце как источнике света и тепла на земле, его значении в жизни живой природы, смене времён года;

- выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания;

- формировать знания о природе своего края;

- формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности.

                                                СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Сезонные изменения .

Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц. Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало, середина, конец зимы. Весна – ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года.

Сезонные изменения в неживой природе .

Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло –холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный –теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое –тусклое, большое –маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая -холодная вода), почвы (сухая -влажная –заморозки).

Растения и животные в разное время года.

Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц. Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года. Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, Игры детей в разные сезоны года.

Неживая природа .

Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение.

Живая природа .

Растения.

Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу. Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.

Животные .

Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные . Животные дикие. Звери. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования

Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод.

Человек

Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа).

Безопасное поведение

Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.

Безопасное поведение в природе. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход,

правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты :

-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

-способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

- объекты и явления неживой природы;

- объекты неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.);

- времена года, характерные признаки времен года, погодные изменения, их влияние на жизнь человека;

- изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья;

- животный и растительный мир (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние»).

- бережно относиться к растениям и животным, ухаживать за ними;

- соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки );

- различать части суток, дни недели, месяцы, соотносить их с временем года;

Минимальный уровень:

- представления о назначении объектов изучения;

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);

-  называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

- кормление зимующих птиц;

- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;

- адекватное поведение  в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

знание отличительных существенных признаков групп объектов;

умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

знание правил гигиены органов чувств;

знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;

ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников,  понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.

                                  УЧЕБНО -  ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

В том числе, количество часов на проведение *

Лабораторных работ

Практических работ

Контрольных работ

1.

Неживая природа

Сезонные изменения (времена года)

2

2.

Живая природа

Растения

Животные

Человек

3

4

9

3.

Охрана здоровья

2

                          КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

      Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактически

1

Школа. Класс. Ученик правила поведения на уроке и на перемене. Парта – рабочее место ученика. Учебные принадлежности.

1

06.09.

2

Одежда. Школьная форма девочек, мальчиков. Уход за школьной формой.

1

20.09.

3

Охрана здоровья и безопасное поведение. Что делать, если упал, ударился .

1

04.10.

5

Учебные вещи и игрушки. Сравнение.

1

18.10.

6

Овощи: помидор, огурец. Цвет, форма, вкус, запах. Сравнение овощей. Употребление в пищу

1

08.11.

7

Фрукты: яблоко, груша. Цвет, форма, вкус, запах. Сравнение фруктов.. Употребление в пищу.

1

22.11.

8

Семья: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестра.

1

06.12.

9

Комнатные растения. Узнавание и называние. Уход за ними.

1

20.12.

10

Домашние животные. Внешний вид. Питание.

1

17.01

11

Дикие животные. Внешний вид. Питание.

1

31.01.

12

Птицы. Внешний вид.

1

14.02.

13

Зоопарк.

1

06.03.

14

Тело человека. Руки. Уход за руками. Голова, волосы. Гигиена.

1

20.03.

15

Обувь: туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью.  Уход за обувью.

1

10.04.

16

Мы в гостях.

1

17.04.

17

Экскурсия в природу. Времена года.

Сезонные изменения в природе.

1

24.04.

18

Правила техники безопасности.

1

15.05.

19

Повторение пройденного.

1

22.05.

20

Здравствуй, лето красное.

1

29.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Грибы" для работы по предмету "Природоведение" 5 класс адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью (вариант С)

Презентация выполнена с  использованием принципов работы с детьми с умственной отсталостью. Цель: Сформировать у обучающихся представление о грибах как особом царстве живой природы тесно взаимосв...

Презентация "Лилейные" для работы по предмету "Естествознание" 7 класс адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью (вариант С)

Для детей с умственной отсталостью важна конкретность и дозированность материала, но при этом важна его эмоциональность и форма подачи....

Презентация "Словарные слова" 6 класс адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью (вариант С)

Использование презентаций на уроках русского языка с умственно отсталыми учащимися активизирует их работу, вызывая интерес, способствует концентрации внимания, что ведет к запоминанию материала , обог...

Рабочая программа по математике для 2 класса для детей с умственной отсталостью (вариант 1).

Рабочая программа по учебному предмету  составлена на основании нормативно – правовых документов:Федерального государственного образовательного стандарта, примерной Адаптированной основной ...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса для детей с умственной отсталостью (вариант 1).

Программа по русскому языку составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта, примерной Адаптированной основной общеобразовательной программы образования...

РП 4 класс для детей с умственной отсталостью (Вариант 1)

Адаптированные рабочие  программы расчитаны для домашнего обучения детей с умственной отсталостью (вариант 1) 4 класс. Предметы:русский язык, математика, мир природы и человека, ручной труд, рисо...