Программа внеурочной деятельности для 3 класса "Тайны русского языка!"
календарно-тематическое планирование (3 класс)

Шутова Елена Анатольевна

Программа позволяет показать обучающимся,как увлекателен, разнообразен и неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tayna_russkogo_yazyka.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ельнинская средняя школа №1 имени М.И. Глинки

Рассмотрено

председатель методического совета

___________________ Г.С. Циунель

Протокол № 01. ОТ 30.08.2023г.

                                   Утверждено

              и.о.директора ________О.В.Архипова

                                    Приказ № 81-ОД от 31.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности для 3 класса А

Тайны русского языка

 Шутовой Елены Анатольевны,

Учителя высшей квалификационной категории

                                                                                                          г. Ельня

                                                                                                          2023 год

                   

  1. Пояснительная записка

Программа составлена на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 20.12.2012г.
  2. Федерального  государственного образовательного стандарта  начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки  РФ № 373 от 6 октября 2009 г.

   3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Ельнинская СШ №1 им. М.И. Глинки  

            4.   Положения о внеурочной деятельности  МБОУ Ельнинская СШ №1им. М.И.Глинки  

           5.    Учебного плана МБОУ Ельнинская СШ №1им. М.И.Глинки  на 20223-2024 учебный год  

           6.    Рабочей программы воспитания МБОУ Ельнинская СШ №1им. М.И. Глинки, утверждённой приказом № 67 – ОД от 31. 08.2021г.

     Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

 Цели и задачи курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке 
  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

          Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

        Сроки реализации программы 1 год.

Занятия проводятся 1 час в неделю ; 17 недель ; 17 часов в год.  (1 полугодие)

                                                                 2. Содержание  рабочей программы

                                                            1 час в неделю ; 17 недель ; 17 часов в год. 

Наименование темы

Количество часов

Содержание учебного материала

Формы организации и виды деятельности

Тема 1.Сказочное царство слов .  

         1

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познавательный интерес .

Оценивать конкретные примеры добрых слов

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.

Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность,
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познавательный интерес .

Оценивать конкретные примеры добрых слов

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.

Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность,
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.

Тема 2. Путешествие в страну Слов.

         1

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

Тема 3. Чудесные превращения слов.

          1

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.

Тема 4.В гостях у слов- родственников.

           1

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 5.Добрые слова.

          1

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 6.Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов

Тема 7.Новые слова в русском языке.

           1

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

Тема 8. Встреча с зарубежными друзьями.

          1

Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 9.Синонимы в русском языке.

          1

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение  слов-синонимов в тексте.

Тема 10. Слова- антонимы.

        1

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

Тема 11. Крылатые слова.

        1

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Тема 12. В королевстве ошибок.

         1

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 13, В стране Сочинителей.

         2

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Тема  14 Искусство красноречия.

         1

   Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 15. Праздник творчества и игры.

         1

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 16.КВН по русскому языку.

1

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

Итого

17

3.Тематическое планирование. (17 часов)

Тема занятия

Количество часов

Резерв

1

Сказочное царство слов .  

1

-

2

Путешествие в страну Слов.

1

-

3

Чудесные превращения слов.

1

-

4

В гостях у слов- родственников.

1

-

5

Добрые слова.

1

-

6

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

-

7

Новые слова в русском языке.

1

-

8

Встреча с зарубежными друзьями.

1

-

9

Синонимы в русском языке.

1

-

10

Слова- антонимы.

1

-

11

Крылатые слова.

1

-

12

В королевстве ошибок.

1

-

13-14

В стране Сочинителей.

2

-

15-16

Искусство красноречия.

2

-

17

Праздник творчества и игры.

1

-

26- 27

Трудные слова.

2

-

28- 29

Анаграммы и  метаграммы.

2

-

30- 31

Шарады и логогрифы.

2

-

32

Откуда пришли наши имена.

1

-

33

Занимательное слообразование.

1

-

34

КВН по русскому языку.

1

-

Итого 34 часа

4.Календарно-тематическое планирование.

17 недели;1 час в неделю;17 часов.

п\п

Тема

 занятия

Дата по плану

Коррекция КТП

Дополнительная информация с учетом специфики курса

1

Сказочное царство слов .  

2

Путешествие в страну слов.

 

3

Чудесные превращения слов.

4

В гостях у слов родственников.

5

Добрые слова

6

Экскурсия в прошлое

7

 Новые слова в  русском языке

8

Встреча с зарубежными друзьями

9

Синонимы в русском языке

10

 Слова-  антонимы  

11

Крылатые слова  

12

  В королевстве ошибок

13

В стране Сочинителей

14

  Искусство красноречия

15

  Праздник творчества и игры

16

Трудные слова.

17

  КВН по русскому языку.

5.Планируемые  результаты  изучения курса(личностные, метапредметные, предметные )

Личностные результаты

Обучающийся научится:

  • эмоциональности; умению осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатии – умению осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувству прекрасного – умению чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любви и уважению к Отечеству, его языку, культуре;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • интересу к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интересу к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интересу к изучению языка;
  • осознанию ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;

  Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

   Обучающийся получит возможность научиться:

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные:

Обучающийся научится:

знать:                                                                                                                            

-произведения устного народного творчества

-знать пословицы и поговорки о языке

-тематические группы слов;

-правила составления тематического словаря;

- правила превращения слов;

- отличительные признаки родственных слов

-добрые слова;

--правила вежливого поведения

-слова-историзмы;

-слова-архаизмы;

-значение устаревших слов

-откуда берутся новые слова;

- откуда берутся заимствованные слова; признаки данных слов

-значение слов-синонимов:

 -признаки данных слов;

-правила подбора омонимов  

-значение «крылатых выражений»;

-смысл понятия «красноречие

-где и как можно найти значение трудных слов

- историю изобретения анаграмм и метаграм

-как составлять и разгадывать шарады и логогрифы

-историю происхождения имён

-как образовывать новые слова;

-как разгадывать шарады          

Обучающийся получит возможность научиться:

  -как создавать свои речи

  как находить исчезнувшие

 -как подбирать родственные слова

  -как сочинять сказки

  -уметь находить данные слова в текстах;

-находить синонимы в тексте

-как подбирать антонимы

  -как подбирать «крылатые выражения» в названиях текста

 -как искать и исправлять ошибки

  -как сочинять стихи-загадки по заданной рифме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности НОО по русскому языку "Сочинитель"

Программа "Сочинитель" составлена с соответствии с ФГОС НОО на основе методического сборника авторов  Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991...

Авторская программа внеурочной деятельности "Я люблю русский язык"

«Русский язык» – один из основных предметов в учебной деятельности младших школьников, отставание, по которому может повлиять на общее отношение к школе. Возможности русского языка вводят младшего шко...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности кружка "Занимательный русский язык"

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности кружка "Занимательный русский язык"...

Программа по внеурочной деятельности "Юный знаток русского языка"

Программа по внеурочной деятельности "Юный знаток русского языка " составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения для работы с младшими школьниками с 1 по 4 классы и направлена на воз...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Практикум по русскому языку»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Практикум по русскому языку»  составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобр...