Диагностика ТРКМ
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Колесникова Ирина Валентиновна

Методическая помощь педагогу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika.doc329 КБ
Microsoft Office document icon materialy_po_diagnostiki.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика развития критического мышления младших школьников

Эффективность работы по развитию критического мышления невозможно оценить без мониторинга. Трудность заключается в том, что в настоящее время отсутствуют надежные методики исследования этого вида мышления, особенно в начальной школе.

Выделив наиболее существенные умения критического мышления, я решила исследовать их развитие. Для этого была выбрана методика Замбацявичене Э.Ф., в которой изучалось: умение исключать лишнее; словесно–логическое мышление; умение обобщать; умение анализировать. Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, которые были адаптированы мною  с учетом программного материала начальных классов.

1 субтест - исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных.

2 субтест - исследование операций обобщения и отвлечения.

3 субтест - исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

4 субтест - выявление умения обобщать.

Текст методики представлен в приложении. Также разработаны уровни развития критического мышления и их показатели.

Проведя исследование развития данных умений у учащихся 1 класса, я получила следующие результаты.

В классе обучается 28 человек, из них лишь 29% учащихся имели средний уровень развития умений критического мышления, остальные 71% находились на низком уровне их развития. При этом наименее развитыми оказались умения дифференцировать существенные и несущественные признаки и устанавливать причинно-следственные связи.

За годы работы ситуация изменилась. Динамику развития мыслительных умений можно проследить на диаграмме (рис.1).

1

Дифференциация существенных и несущественных признаков

2

Операции отвлечения и обобщения

3

Установление причинно-следственных связей

4

Умение обобщать

Рис.1. Результаты выполнения субтестов (средний балл)

Хорошо видно, что уровень развития всех мыслительных умений критического мышления младших школьников стал значительно выше.

Следующие диаграммы (рис. 2,3,4,5) дают представление о динамике развития критического мышления учащихся в целом.

Рис. 2. Уровень развития                         Рис. 3. Уровень развития
критического мышления                          критического мышления

учащихся 1 класса                                     учащихся 2 класса

Рис. 4. Уровень развития                         Рис. 5. Уровень развития
критического мышления                          критического мышления

учащихся 3 класса                                     учащихся 4 класса

За годы целенаправленной работы количество учащихся с низким уровнем развития критического мышления сократилось на 74%, 25% детей перешли на высокий уровень его развития.

Таким образом, я пришла к выводу, что используемые мною приемы развития критического мышления учащихся начальных классов эффективны.

Заключение

Критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Российские педагоги сходятся во мнении, что критическому мышлению нужно обучать, т.к. спонтанное развитие не обеспечивает должного уровня. Обучение критическому мышлению предполагает овладение такими, например, умениями: применять в спорах аргументы, смотреть на старые идеи с новой точки зрения, отличать факты от предположений, проводить разграничение между обоснованным оценочным суждением и необоснованной оценкой, выделять причинно-следственные связи, видеть ошибки в изучаемом материале, устанавливать рациональные способы их устранения.

Для развития критического мышления учащихся разработана специальная технология, которая может использоваться уже в начальных классах.

В ходе работы я подобрала диагностический инструментарий и определила, что уровень развития критического мышления учащихся при использовании данной технологии растет.

Интеллектуальные умения критического мышления являются основой системы универсальных учебных действий. Поэтому я считаю, что технология развития критического мышления должна помочь эффективно формировать УУД.



Предварительный просмотр:

  Методика изучения словесно - логического мышления.

Цель: методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.

Оборудование: опросник, включающий четыре вербальных субтеста.

Описание методики: в методику входят задания четырех типов, направленные на выявление умений ребенка осуществлять различные логические операции с вербальным материалом. Каждый субтест  включает 10 заданий.

В состав первого субтеста входят задания, требующие от школьников навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно также судить о словарном запасе 'школьников.

Второй субтест представляет собой словесный вариант методики исключения «пятого лишнего». Результаты его проведения позволяют судить об уровне сформированности операций обобщения, абстрагирования, выделения существенных признаков предметов и явлений.

Третий субтест — задания на умозаключения по аналогии. Они требуют умственных навыков установления отношений и логических связей между понятиями.

Четвертый субтест также направлен на исследование важнейшей для данной ступени интеллектуального развития операции обобщения.

Инструкции и порядок работы. Перед предъявлением контрольных десяти заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных, Для того чтобы ввести детей в задачу, помочь уяснить суть предстоящей интеллектуальной работы. Во время выполнения контрольных заданий текст может зачитываться как самим психологом, так и детьми про себя. Возможно также комбинированное предъявление инструкции (сначала ее зачитывает психолог, затем дети повторно читают про себя). Наибольшие сложности у школьников обычно вызывает третий субтест. Инструкцию к нему нужно обязательно пояснить на разнообразных тренировочных упражнениях.

Текст инструкции дан вместе с текстами самих заданий в приложении.

Обработка полученных данных. Прежде всего каждый правильный ответ оценивается определенным баллом, в зависимости от своей изначальной сложности. Ниже мы приводим таблицу, в соответствии с которой оценивается каждый ответ школьника.

1 субтест

2 субтест

3 субтест

4 субтест

1

1.9

2.6

2.0

2.6

2

2.8

2.3

2.4

3.0

3

2.7

2.7

2.2

2.1

4

2.3

2.6

2.6

2.2

5

2.6

2.4

2.4

2.6

6

2.2

2.5

2.1

3.0

7

2.8

2.3

2.5

2.8

8

3.4

2.5

2.2

2.2

9

2.8

3.0

2.2

2.4

10

2.6

2.7

2.2

2.2

Следующим шагом обработки является подсчет общей суммы баллов, полученных каждым школьником по каждому субтесту и всем четырем субтестам вместе. Данные по субтестам сравниваются с максимально возможным результатом, который составляет:

для 1 и 2 субтеста — 26 баллов;

для 3 субтеста — 23 балла;

для 4 субтеста — 25 баллов.

Общий балл сравнивается с максимально возможным баллом по данному тесту в целом (он составляет 100 баллов), и в соответствии с ним устанавливается уровень развития, словесно-логического мышления школьников:

100—75 баллов — высокий уровень развития;

74—50 баллов — средний уровень развития;

49—25 баллов — низкий уровень развития.

МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ МЫШЛЕНИЕ

1 СУБТЕСТ

Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.

 1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица)

 2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень)

 3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев)

 4.  Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)

 5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец)

6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда)

7.Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник)

8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная)                

9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень)

10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)

2 СУБТЕСТ

Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его:

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

2. Река, озеро, море, мост, болото

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата

4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса

5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей

8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

3 СУБТЕСТ

Найди среди пяти слов, написанных под чертой, одно, которое так же подходило бы к слову, написанному над чертой, как подходят друг к другу слова соседней пары:

1.   Огурец         георгин

  овощ            сорняк, роса, садик, цветок, земля
2.  Учитель       врач

  ученик               очки, больные, палата, больной,  термометр

3.  Огород         сад

морковь          забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

4.  Цветок          птица
 ваза               клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

5.   Перчатка     сапог
 рука             чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6.  Темный         мокрый

      светлый          солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

 7.   Часы             термометр

        время           стекло, температура, кровать, больной, врач

8.    Машина        лодка  

     мотор                  река, моряк, болото, парус, волна

9.     Стул                          игла

   деревянный            острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

10.   Стол               пол

        скатерть          мебель, .ковер, пыль, доска, гвозди

        ;

4СУБТЕСТ

Подбери общее слово к двум, указанным в строчке.

 1. Метла, лопата ...

 2. Окунь, карась ...

3. Лето, зима ...

4. Огурец, помидор ...

5. Сирень, шиповник ...

6. Шкаф, диван...

 7. День, ночь ...

 8. Слон, муравей ...

 9. Июнь, июль …

10. Дерево, цветок ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в ТРКМ

Урок математики в 4 классе по теме  «Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз в косвенной форме»...

Презентация к статье "Новые подходы к обучению. ТРИЗ-технологии и ТРКМ (Деятельностные технологии)"

Надеюсь, что данная презентация поможет  более ярко отобразить содержание данных технологий  и проявит у вас желание применять на практике данные технологии. Эти технологии, я считаю, очень ...

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Урок в ТРКМ "Работа с информационным текстом"

Урок построен в ТРКМ, учебный предмет "Окружающий мир", УМК "Школа России"...

Приёмы ТРКМ

Бортовые журналы...

Приёмы ТРКМ

Верные и неверные рассуждения...

Доклад Тема: «Сущность ТРКМ. Использование ТРКМ на уроках в начальной школе

       Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию Универсальных Учебных Действий, является Технология развития к...