Урок в ТРКМ "Работа с информационным текстом"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Богодушко Ольга Николаевна

Урок построен в ТРКМ, учебный предмет "Окружающий мир", УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon PLAN_UROKA_OKRUZhAYuShchEGO_MIRA.doc71 КБ
Microsoft Office document icon Tehnologicheskaya_karta_TUNDRA.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока окружающего мира в 4 классе

по УМК «Школа России»

Учитель: Богодушко Ольга Николаевна

МОУ «Исилькульский общеобразовательный лицей»

Тема. Тундра

(технология развития критического мышления

«Работа с информационным текстом»)

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление изученного.

Цели:

  • иметь представление о природной зоне – тундра;
  • знать её географическое положение, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека;
  • уметь находить данную природную зону на географической карте.

 Задачи:

  • развивать познавательный интерес, умение работать в группе;
  • воспитывать чувство ответственности при работе в группе.

Оборудование: информационные тексты для каждой группы;

                        дополнительная справочная литература (справочники,

                        детские энциклопедии, атласы-определители);

                        карта «Природные зоны»;

                        наборы картинок растений и животных разных природных      

                        зон;

                        презентация слайдов животных разных природных зон;

                        компьютеры;

                        ножницы, клей, фломастеры, маркеры;

                             карточки – анаграммы.

Ход занятия

  1. Организационный этап

- Здравствуйте, садитесь. Сейчас урок – окружающий мир. Чтобы узнать тему урока, я предлагаю разгадать кроссворд, ключевое слово и будет темой.

5

 1

3

4

 2

6

     1. Короткое название ледяной зоны.

     2. Птица с необычным красным клювом.

     3. Название острова, на котором расположен

          заповедник.

     4. Арктика царство снега и … .

     5. Растения, живущие в толще воды.

     6. Вид рыбы, обитающий в северных морях.


 (Ответы: 1. Арктика. 2. Тупик. 3. Врангеля. 4. Льда. 5. Водоросли. 6. Сайка.

Ключевое слово: Тундра).

  1. Вызов

- Итак, тема нашего урока «Тундра». Это название следующей природной зоны России.

- По какому плану изучаем любую природную зону? (Учащиеся называют основные пункты, по которым идет изучение каждой природной зоны.)

В результате на доске составляется кластер.

Тундра

 

                                          Климат                                  Деятельность человека

Местоположение                                       Животный мир

                Растительный мир

- Мы рассмотрим данную природную зону, работая по группам. В конце занятия работа каждой группы будет оцениваться. Учитывается полнота и точность ответа, участие всех ребят в работе группы. При работе в группе следует соблюдать правила: не перебивать друг друга, слушать других и высказываться самому, быть доброжелательным и вежливым.

- Откройте атлас на странице 30-31, найдите эту природную зону на своих картах, пользуясь условными обозначениями. Зона тундры протянулась южнее зоны арктических пустынь, вдоль берегов северных морей. Расположена на материке Евразия. (Показ на карте, работа в парах).

- На тысячи километров с запада на восток – холодная безлесая тундра. Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». Показ природной зоны тундра на карте у доски учеником по желанию.

- Работая в группах, вам предстоит ответить на вопросы:

  • Каков климат? («Географы»)
  • Что растет? («Ботаники»)
  • Кто живет? («Зоологи»)
  • Как живут? («Экологи»)

  1. Осмысление

Каждая группа получает задание.

«Географы»: Изучить природные условия тундры и составить схему (поверхность, температура воздуха зимой, продолжительность лета).

«Ботаники»: Изучить растительность тундры, показать основных представителей, перечислить характерные признаки, приспособление к природным условиям.

«Зоологи»: Изучить животный мир тундры, показать основных представителей, перечислить приспособление к месту обитания: птицы (питание, оперение, окраска); животные (питание, мех, окраска).

«Экологи»: 1.  Представить в виде схемы деятельность человека в тундре.

                      2. Указать экологические проблемы, возникшие в тундре в  результате деятельности человека.

Группы «Ботаники» и «Зоологи» получают дополнительное задание, которое нужно выполнить, используя компьютер. Выбрать среди предложенных слайдов те, которые относятся к их заданию.

Группа «Экологи» для выполнения задания делится на две микрогруппы.

(Ведется работа в группах с текстом учебника, информационными листами, энциклопедиями, справочниками, атласами). Учащиеся самостоятельно распределяют роли в группе.

  1. Рефлексия

-   Каждая группа представляет свое задание. Дополняется кластер. Группы «Зоологи» и «Биологи» представляют свою работу в виде коллажей, определяют растения и животных данной природной зоны на предложенных слайдах, демонстрируют их. Группы «Экологи» и  «Географы» представляют свои задания в виде структурированных схем.

- В завершение предлагается разгадать анаграммы, в которых зашифрованы названия растений и животных тундры.

течерк – кречет

минглем – лемминг

лукик – кулик

сецеп – песец

корашом – морошка

бигулока – голубика

сникаруб – брусника

онель – олень

- Сегодня мы рассмотрели еще одну природную зону России. Выяснили, где она расположена, каков её климат, какие растения и животные распространены на её территории, каковы значение и влияние деятельности человека в тундре.

- Оценивание работы групп.

- Домашнее задание.

  С. 87-97 «проверь себя». Задание 1, 2 стр. 97. ТПО стр.31 задание 9.

- Урок окончен. До свидания.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Этапы занятия

Цель этапа

Время

мин.

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности учащихся

Средства обучения

Формы деятельности

Методы обучения

Измерители

Организационный

Организовать учащихся на дальнейшую деятельность

4

Актуализация опорных знаний

Ответы на вопросы кроссворда

Кроссворд

Фронтальная

Беседа

Вопросы

Вызов

Активизация ранее полученных знаний

3

Создание учебных групп, установление критериев оценки

Ответы на вопросы учителя

Кластер, географическая карта

Фронтальная, работа в паре

Мозговой штурм

Осмысление

Знать: месторасполо-

жение  природной зоны – тундра; её климатичес-кие условия, растительный и животный мир, деятельность человека.

Уметь: находить данную природную зону на карте.

25

Организация групповой работы. Консультант.

Ознакомление с заданием. Анализ материала. Выполнение задания.

Карты – задания, информацион-ные листы, атласы, компьютер, учебник, энциклопедии,  справочники,

подборки рисунков растений и животных разных природных зон.

Работа индивидуальная групповая, в микрогруппах.

Самостоя-тельная работа, дискуссия в группах.

Рефлексия

Уметь: представлять и аргументировать групповое решение; обобщить материал по изученной теме.

8

Организация работы по дополнению кластера. Подведение итогов по сказанному. Оценка работы .

Презентация результатов групповой работы.

Дополненный кластер, слайды.

Фронтальная, групповая.

Демонстрация, групповая оценка

Соответствие выполнения критериям оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование умений работать с информационными текстами на уроках русского языка, математики

задания для развития у младших школьников навыков осознанного чтения...

Приёмы работы с информационными текстами на уроках в начальной школе.

Задания для развития у младших школьников навыков осознанного чтения....

Формирование умений работать с информационными текстами на уроках в начальной школе

Задания для развития у младших школьников навыков осознанного чтения....

Развитие читательских умений младших школьников при работе с художественными и информационными текстами

Умение работать с научным текстом складывается из трех составляющих: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации. Научиться понимать те...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....

приёмы работы с информационными текстами для решения различного круга практических задач

представленный текст по читательской грамоте может быть использован в работе 3 - 4 классов...

Стратегии работы с информационным текстом

Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Стратегии чтения - это набор действий, который использует учащийся для совершенств...