Стратегии работы с информационным текстом
учебно-методический материал по чтению

Наталья Павловна Лихацкая

Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Стратегии чтения - это набор действий, который использует учащийся для совершенствования обучения, повышения его эффективности и результативности (Н.Н.Сметанникова). 

Предлагаю варианты заданий к текстам, а также работу с текстом А.П.Чехова "Мальчики" с применением различных стратегий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стратегии работы с информационным текстом

Вид читательской деятельности

Применяемые стратегии

Класс/ тема урока/ название текста

Задание

Предтекстовая

«Мозговой штурм»

3 кл. М. Зощенко «Великие путешественники».

- Назовите ассоциации к названию произведения.

- Почитаем произведение и оценим, насколько высказанные ассоциации соответствуют информации из текста.

«Глоссарий»

2кл. Формы земной поверхности.

Мы будем читать информационный текст «Формы земной поверхности»

  1. Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом: гора, холм, овраг, вершина, подошва, склон, равнина.
  2. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.

«Рассечение вопроса»

3кл. Б. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»

Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы (собирай по ягодке – что это значит?. Соберешь кузовок – как понимаете?)

О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

«Соревнуемся с писателем»

3кл. Русская народная сказка «Иван - царевич и Серый волк»

- Попробуйте спрогнозировать содержание сказки, рассмотрев репродукцию картины В.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

Текстовая

«Чтение в кружок» («попеременное чтение»)

3кл.В.Бианки «Мышонок Пик»

Мы начинаем читать текст по абзацам. Наша задача – читать с пониманием, те, кто слушают – задают вопросы. У нас только один экземпляр текста.

1-й абзац: Из чего сделали кораблик? Парус? Для чего понадобился сучок?

«Чтение про себя с вопросами»

3кл. М.Пришвин. Моя Родина

- Читаете текст по абзацам про себя. После прочтения абзаца останавливаетесь и задаете вопросы к прочитанному тексту.

- Вторую часть текста будете работать в парах: один задает вопросы, другой отвечает, и наоборот.

«Чтение про себя с пометками»

3кл. Растения (по материалам энциклопедии «Хочу все знать»)

Во время чтения сделайте на полях заметки:

+ понял

- не понял

? надо обсудить

+ согласен

- не согласен

!! требуется обсуждение

Одновременно отмечайте:

++соответствует тому, что знаю;

-- противоречит тому, что знаю;

?? непонятно, хотелось бы получить дополнительные сведения

Прочитав статью, посмотри на пометки.

Групповое обсуждение статьи: что вам известно? Что узнали нового? Интересным? О чём хотели бы получить больше информации?

Послетекстовая

«Проверочный лист»

Проверочный лист «Краткий пересказ»

  1. Названа основная мысль текста. (Да/Нет)
  2. Названы главные мысли текста и основные детали. (Да/Нет)
  3. Присутствует логико-смысловая структура текста. (Да/Нет)
  4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. (Да/Нет)
  5. Содержание изложено собственными словами при сохранении лексических единиц авторского текста. (Да/Нет).

«Отношения между вопросом и ответом»

Владимир Даль «Война грибов и ягод»

- Кого в первую очередь заметила тётка Варвара? В какой момент? Почему?

«Тайм-аут».

3кл. А.Куприн Слон»

1. Чтение первой части текста. Работа в парах.

2. Задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

«Алфавит за круглым столом»

3кл. Обобщение по разделу «Устное народное творчество»

Запишите на каждую букву алфавита слов, которое ассоциируется у вас с темой урока.

«Вопросы после текста»

1 класс.

Одуванчики. (По К. Соколову-Микитову.)

Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик.

Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик.

Танюша пришла домой с золотым веночком на голове.

Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра.

1. Из каких цветов сплела Танюша венок? (вопрос по фактической (фактуальной) информации текста, изложенной вербально)

2. Почему венок назван золотым? (вопрос по подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте)

3. Когда одуванчик становится белым? (вопрос по информации, находящейся за пределами текста)

Использование стратегий работы с информационным текстом на примере знакомства с произведением А.Чехова «Мальчики». (Литературное чтение. В 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. 4 класс)

Руководство по чтению учебного материала Обозначения стратегий:

ПП – Прочитайте и перескажите своими словами.

ПО – Прочитайте и обсудите.

СП – Сделайте совместный прогноз.

ПЗ – Письменное задание.

БЧ – Прочитайте текст быстро, в соответствии с поставленной задачей, и обсудите с партнером.

ГП – Представьте информацию графическим образом или в виде плана.

Обозначения самоуправления:

V Я понимаю информацию.

? Не уверен, что понял(а).

X Не понял(а). Надо прочитать еще раз.

Стратегия

Место в тексте

Задания

СП

с. 123–133

Название текста. ______

Просмотрите заголовок, подзаголовки, картинки. Что вы ожидаете узнать?

ПЗ

с. 123–133

По ходу чтения запишите 3–5 новых терминов или незнакомых слови объясните их значение.

ПП

с. 123, первые три абзаца (Встреча Володи с семьей)

ПО

с. 124–126

Обсудите:

Опишите внешность и поведение Чечевицына.

Почему девочки поняли, что товарищ Володи очень умный?

Что указывает на то, что мальчики что-то задумали?

Можно ли сказать, что мальчики задумали праздничное развлечение? Почему?

ПЗ

с.126 (4-й абзац)- с.127 (1-2 абзацы)

Выпишите имена прилагательные, описывающие эмоциональное состояние членов семьи при изготовлении рождественских украшений.

ГП

с. 127–129

Запишите ответы в таблицу

Куда собирались мальчики?

Зачем?

Какой путь они запланировали?

БЧ

с.128

Перечислите животных, живущих в Америке.

ПЗ

с.129 (1-й абзац)

Запишите предметы, которые мальчики приготовили в дорогу.

ПО

с.129-130

Как вел себя Володя накануне побега? Почему?

О какой черте характера Володи говорит эта ситуация?

. СП

с.131-132 (1, 2 абзацы)

Как вы думаете, отправится Володя с Чечевицыным в Америку?

БЧ

с.132 (3, 4 абзацы)

Перечислите места, где искали мальчиков

ПО

с.132-133

Изменились ли отношения семьи и Володи?

ПЗ

с.133 (4-й абзац)

Подберите синонимы к слову «надменно». Можно пользоваться словарем.

ПЗ

с.123-133

Почему мальчики решились на побег? Раскрась свой выбор.

были смелыми и решительными

плохо представляли трудности

любили путешествовать

не любили своих близких

очень хорошо подготовились к путешествию

хотели выглядеть необычными

ГП

с.123-133

Составь краткий план рассказа

ПО.

с.123-133

Как бы вы назвали произведение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в ТРКМ "Работа с информационным текстом"

Урок построен в ТРКМ, учебный предмет "Окружающий мир", УМК "Школа России"...

Способы и стратегии работы с учебными текстами.

Выступление  из опыта работы с учебными текстами на августовском семинаре учителей,...

Формирование умений работать с информационными текстами на уроках русского языка, математики

задания для развития у младших школьников навыков осознанного чтения...

Приёмы работы с информационными текстами на уроках в начальной школе.

Задания для развития у младших школьников навыков осознанного чтения....

Формирование умений работать с информационными текстами на уроках в начальной школе

Задания для развития у младших школьников навыков осознанного чтения....

приёмы работы с информационными текстами для решения различного круга практических задач

представленный текст по читательской грамоте может быть использован в работе 3 - 4 классов...

Презентация. Стратегии работы с учебным текстом

Презентация на тему "Стратегии работы с учебным текстом". Как работать с текстом, виды стратегий работы с текстом, памятка для планирования работы с текстом на уроке....