Способы и стратегии работы с учебными текстами.
статья на тему

Выступление  из опыта работы с учебными текстами на августовском семинаре учителей, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_sposoby_raboty_s_tekstom.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Способы и стратегии работы с учебными текстами.

«Читать и не понимать –

то же, что совсем не читать» 

Так говорил о смысловом чтении: Ян Амос Коменский

Среди заданий итоговой комплексной работы для учащихся 1 и особенно 2-х классов одними из самых сложных явились задания, связанные с анализом предложенного текста.

        Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, интерпретировать её – задачи педагога. Необходимо создать такие условия, чтобы учащийся хотел читать, читал много, чтобы сформировалась и развивалась его читательская компетентность и в итоге он стал «человеком читающим», личностью, владеющей культурой чтения. 
Внимание к чтению и зафиксировано в Федеральных государственных стандартах начального и общего образования (ФГОС), где оно рассматривается и как чтение литературных произведений, и как работа с информацией, как общеучебные умения. А это как раз и есть формирование универсальных действий. 

Об основных стратегиях (технологиях) обучения чтению мы поговорим.

Какова цель обучения чтению – воспитание читателя, который умел бы читать и осмысливать различные материалы в соответствии с решаемой задачей.

Что такое стратегия обучения? Это «систематизированный план и программа действий и операций, осознанно и целенаправленно применяемые для управления обучением с целью улучшения его качества» (Сметанникова Н.Н.)  (Набор действий (в случае успеха), которые использует обучающийся для совершенствования обучения, повышения его эффективности и результативности, т.е. универсальный способ).   (Система действий, необходимых ученикам для достижения ими определенной цели, запланированного результата). 
Стратегия не алгоритм. Она вариативна, подвижна.

В настоящее время существует большое количество классификаций стратегий чтения. По временной отнесённости к тексту они делятся на предтекстовые, текстовые и послетекстовые.

1. Цель предтекстовых стратегий – актуализация предшествующих знаний, диагностика, постановка цели и задач чтения, знакомство с понятиями, терминами, ключевыми словами, мотивирование чтения.

Одной из продуктивных предтекстовых стратегий является прогнозирование по названию.

Следующая стратегия, которая предлагается на рубеже предтекстовой и собственно текстовой деятельности -  антиципация (от лат. предвосхищение, предугадывание, заранее составленное представление о чём-либо).

Из опыта. Приём технологии  (стратегии) развитие критического мышления (РКМ) «Дерево предсказаний» заимствован у американского коллеги Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения (гипотезы) по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Развиваются (познавательные /логические/) виды УУД. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. После работы над текстом нужно вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить, оправдались ли предположения детей.

Схема                  Схема

Дерево предсказаний может выглядеть в виде кластера.

Автор приема или стратегии Дж. Воган, Т. Эстес. Видоизменили: К. Мередит, Дж. Стил. Кластеры - графическое оформление в определенном порядке смысловых единиц текста в виде грозди. Этот приём направлен на выделение смысловых единиц текста (составление развернутого плана); развитие аналитических умений (познавательные /знаково-символические и логические/) виды УУД. Работа с информационным текстом. Урок окружающего мира в 3-м классе «Разнообразие растений».

2. Целью стратегий исполнительной фазы чтения является развитие механизмов чтения, выдвижение гипотезы, её подтверждение или отклонение, размышление во время чтения о том, что и как я читаю, насколько понимаю прочитанное, установление разнообразных связей и отношений.

Эти стратегии часто связаны с введением записей различной формы: пометки, заполнение таблиц, создание кластеров или других системных организаторов.

Из опыта. Приём «Чтение в кружок» (попеременное чтение), где один читает, а остальные слушают,  следят по тексту и по окончании чтения задают вопросы читающему. Первым читает учитель, а затем отвечает на вопросы учеников учитель. Такая форма организации учебного процесса, где учитель и ученик - равноправные участники процесса, импонирует учащимся и мотивирует их работу. 

Эта стратегия метакогнитивна. То есть, это технологии, направленные на достижение метапредметных, личностных результатов.

Она не только активизирует желание и умение читать, но и учит более глубокому пониманию прочитанного, так как предполагает многократное обращение к тексту. Кроме того, она учит вдумчивому чтению, потому что включает необходимость задавать разные вопросы: простые, сложные и «умные». На этапе прослушивания некоторые ученики подчёркивают ключевые слова, выделяют важные факты, которые потом ложатся в основу вопросов. Таким образом они частично применяют ещё одну стратегию – чтение с пометками. Более того, многие учащиеся вырабатывают собственные значки и символы, которыми кодируют важные моменты текста, тем самым постигая ещё одну стратегию – кодирование информации.

Отмечу и коммуникативную ценность стратегии «чтения в кружок». Перед школой стоит сегодня важная задача подготовить обучающихся к взрослой жизни, адаптировать их социально. Для этого необходимо сформировать и развить у них умение вести диалог, умение не только слышать, но и слушать, громко задавать вопрос и правильно отвечать на поставленный вопрос, при необходимости корректно исправить ошибку. Учитель, отвечая на вопросы после чтения, может дать заведомо неправильный ответ, чтобы проверить, насколько внимательны были ученики на этапе прослушивания, точно ли они поняли самый важный для понимания отрывок.

Эта стратегия (технология) успешно мной применяется практически на всех уроках.

Ещё одна стратегия чтения вслух, которая развивает творческое воображение, учит внимательно относиться к любой информации, сохраняет интригу, что является безусловной мотивацией к продолжению к чтению, желанию узнать «что дальше», «оправдалось ли моё предположение» – чтение с остановками.

Практическая часть.

Рассмотрим использование различных стратегий чтения на конкретном примере.

Участвуют все, а эксперты Галина Александровна, Ольга Александровна.

Прогнозирование по названию.

 На доске написано слово «полуправда»

Ведущий: Каково лексическое значение этого слова?

(На доске записываются высказывание участников круглого стола: не совсем правда, полуложь, недосказанность, ложь во спасение, сладкая ложь, часть от правды и т.д.)

Стратегия «Дерево предсказаний» На второй доске появляется запись «Полуправда», Ф.Кривин.

Ведущий: Как вы думаете, о чём будет идти речь в тексте с таким названием?

(Записываются предположения, высказанные участниками: герои не скажут всей правды, речь пойдёт о плохом поступке, не совсем правдивой ситуации, герои будут не совсем честны, возможно речь пойдёт о том, к чему может привести полуправда и др.)

        Ведущий: То, что мы с вами сейчас делаем, называется прогнозирование по названию; помочь в прогнозирование содержания может и автор, оформление обложки, издательство, год издания. Данная стратегия мотивирует читателя, активизирует воображение, позволяет начать заочный диалог с автором.

Предтекстовая стратегия  –антиципация

Ведущий: Весь текст делится на части. Вам предлагаю поработать с первой частью. Перед вами таблица с утверждением в которой выражена основная мысль первого фрагмента. До чтения давайте обсудим утверждение и выскажем степень своего согласия с ним. (обсуждение)

Утверждение:

«С правдой ходить не так просто»

  • «Согласен полностью»
  • «Согласен частично»
  • «Не согласен»

Утверждение:

«С правдой ходить не так просто»

  • «Согласен полностью»: правда бывает разной;
  • «Согласен частично»: иногда правда может быть жестокой, но чаще правда нужна, какой бы она не была;
  • «Не согласен»: правдивому человеку всегда легко.

. Купил Дурак на базаре Правду.  Удачно купил, ничего не скажешь.  Дал за неё три дурацких вопроса да ещё два тумака сдачи получил и - пошёл.

     Но легко сказать  - пошёл! С  Правдой-то ходить  -  не так  просто. Кто пробовал,  тот знает. Большая  она,  Правда, тяжёлая.  Поехать на ней -  не поедешь, а на себе нести - далеко ли унесёшь?

     Тащит Дурак свою Правду, мается. А бросить  жалко. Как-  никак,  за нее заплачено.

Ведущий: После чтения отрывка. Изменили или скорректировали вы свою позицию? («большая она, тяжёлая», «бросить жалко», «как-никак заплачено»)

        Приём «Чтение с остановками».

Ведущий читает фразу из текста: «Но тут подоспел ещё один Умник и тоже стал прицениваться».

Вопрос: как будут развиваться события? (купят Правду; уйдут, не купив; будут делить Правду).

Ведущий: что помогло вам спрогнозировать такое развитие событий? (ещё один Умник, т.е. что-то будет предпринято им, или всеми вместе).

Ведущий читает фрагмент из текста:

«Но тут подоспел еще один Умник и тоже стал прицениваться.

     Рядились они, рядились  и решили купить одну Правду на  двоих. На том и сошлись.

     Разрезали Правду на  две части. Получились  две  полуправды,  каждая  и полегче, и поудобнее, чем целая была. Такие полуправды - просто загляденье.

     Идут торгаши по базару, и все им завидуют. А потом и другие торгаши, по их примеру, стали себе полуправды мастерить.

     Режут Умники правду, полуправдой запасаются»

Ведущий: Сбылся ваш прогноз? Как же поступили Умники?

Прогноз многих сбылся: «Резали правду на две части».

        Ведущий читает ещё одну фразу из текста: «Теперь им куда легче разговаривать между собой»

Вопрос: как они стали разговаривать? (не всю правду будут говорить, т.к. «полуправдой» запаслись; будут лицемерить; говорить что удобнее, как удобнее и когда удобнее).

Ведущий читает текст до конца.      «Там, где надо бы сказать: «Вы подлец!» -  можно сказать: «У вас трудный характер». Нахала можно назвать шалуном, обманщика - фантазером.

     И даже нашего Дурака теперь никто дураком не назовет.

     О дураке скажут: «Человек, по-своему мыслящий».

     Вот как режут Правду!»

Вопрос: оправдался ваш прогноз? (да, основная идея, смысл были определены).

        

        Все представленные стратегии обучения чтению формируют смысловое чтение у учащихся и формируют систему универсальных учебных умений, которые и являются основой интеграции всех предметов, а в конечном итоге непрерывного, развивающего обучения. Наша задача - капля за каплей собрать все стратегии и научить учащихся учиться. Ведь каждая капля усилий рождает море возможностей. 

Весь имеющийся материал опубликован на сайте http://belovalora.ucoz.ru/

Сказка-притча «Полуправда» Ф.Кривина

        Купил Дурак на базаре Правду.  Удачно купил, ничего не скажешь.  Дал за неё три дурацких вопроса да ещё два тумака сдачи получил и - пошёл.

     Но легко сказать  - пошёл! С  Правдой-то ходить  -  не так  просто. Кто пробовал,  тот знает. Большая  она,  Правда, тяжёлая.  Поехать на ней -  не поедешь, а на себе нести - далеко ли унесёшь?

     Тащит Дурак свою Правду, мается. А бросить  жалко. Как-  никак,  за нее заплачено.

     Добрался домой еле жив.

     - Ты где, Дурак, пропадал? - набросилась на него жена.

     Объяснил ей Дурак  все, как есть, только одного  объяснить не смог: для чего она, эта Правда, как ею пользоваться.

     Лежит Правда среди улицы, ни в  какие  ворота не лезет, а Дурак с женой держат совет - как с нею быть, как ее приспособить в хозяйстве.

     Крутили и так, и сяк, ничего не придумали. Даже поставить Правду, и то негде. Что ты будешь делать - некуда Правды деть!

     - Иди, - говорит жена  Дураку, - продай свою Правду. Много не спрашивай - сколько дадут, столько и ладно. Все равно толку от нее никакого.

     Потащился Дурак на базар. Стал на видном месте, кричит:

     - Правда! Правда! Кому Правду - налетай!

     Но никто на него не налетает.

     - Эй, народ! - кричит Дурак. - Бери Правду - дёшево отдам!

     -  Да  нет, -  отвечает народ. - Нам твоя Правда ни к чему. У нас  своя Правда, не купленная.

     Но  вот  к  Дураку   один  торгаш  подошёл.  Покрутился  возле  Правды, спрашивает:

     - Что, парень, Правду продаёшь? А много ли просишь?

     - Немного, совсем немного, - обрадовался Дурак. - Отдам за спасибо.

     -  За  спасибо?  -  стал  прикидывать  Торгаш.  -  Нет,  это  для  меня дороговато.

     Но тут подоспел еще один Торгаш и тоже стал прицениваться.

     Рядились они, рядились  и решили купить одну Правду на  двоих. На том и сошлись.

     Разрезали Правду на  две части. Получились  две  полуправды,  каждая  и полегче, и поудобнее, чем целая была. Такие полуправды - просто загляденье.

     Идут торгаши по базару, и все им завидуют. А потом и другие торгаши, по их примеру, стали себе полуправды мастерить.

     Режут торгаши правду, полуправдой запасаются.

     Теперь им куда легче разговаривать между собой.

     Там, где надо бы сказать: «Вы подлец!» -  можно сказать: «У вас трудный характер». Нахала можно назвать шалуном, обманщика - фантазером.

     И даже нашего Дурака теперь никто дураком не назовет.

     О дураке скажут: «Человек, по-своему мыслящий».

     Вот как режут Правду!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы формирования навыков работы по преобразованию и интерпретации текста, по оценке информации на коррекционных логопедических занятиях во 3-4 классах.

Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное и смысловое чтение. Непосредственным следствием низкой кул...

Статья «Формированиe умений устанавливать причинн-следственные связи при работе с учебными текстами (на примере уроков окружающего мира)»

В условиях модернизации образования особую актуальность приобретают те направления, которые обеспечивают развитие познавательной активности и самостоятельности мышления обучающихся. Одним из направлен...

Формирование читательской компетенции обучающихся при работе с учебным текстом на уроках обществознания. Учитель :Варюшина Ирина Васильевна

Тема: Формирование читательской компетенции обучающихся при работе с учебным текстом на уроках обществознания.Учитель :Варюшина Ирина ВасильевнаНаименование школы: МОУСОШ 15Умение анализировать  ...

Современные стратегии работы с текстом

Работа с текстом включает в себя использование различных стратегий.Стратегия включает ряд операций, направленных на достижение цели....

Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников

Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников...

Стратегии работы с информационным текстом

Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Стратегии чтения - это набор действий, который использует учащийся для совершенств...

Презентация. Стратегии работы с учебным текстом

Презентация на тему "Стратегии работы с учебным текстом". Как работать с текстом, виды стратегий работы с текстом, памятка для планирования работы с текстом на уроке....