Современные стратегии работы с текстом
методическая разработка по чтению

Работа с текстом включает в себя использование различных стратегий.

Стратегия включает ряд операций, направленных на достижение цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

Опарина И. В.

Тезисы по теме «Современные стратегии работы с текстом».

Работа с текстом включает в себя использование различных стратегий.

Стратегия включает ряд операций, направленных на достижение цели.

I. Предтекстовые стратегии нацелены на постановку задач чтения, на создание мотивации к чтению.

Эти стратегии могут применяться как для художественных, так и для учебных текстов.

Любое чтение любого источника начинается со знакомства с заголовком. Прочитав заголовок, мы обдумываем: «О чем здесь пойдет речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?». Именно на этом этапе возникает состояние готовности, необходимое для дальнейшего активного восприятия.

1. Мозговой штурм. Цель данной стратегии – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста (ассоциации, знания, гипотезы-предположения по вопросу, заявленному в тексте и т.п.).

2. Глоссарий (словарная работа, ключевые слова(понятия).

Как может быть организована работа с ключевыми понятиями?

1) Выделить ключевые слова в названии текста, объяснить их, предположить, о чем пойдет речь.

2) Предложить две трактовки одного и того же понятия и попросить обосновать – какая из трактовок будет ближе содержанию текста (после чтения вернуться).

3. Ориентиры предвосхищения (верные – неверные утверждения).

Учащимся дается ряд утверждений, связанных с темой текста, и предлагается отметить те, с которыми они согласны (после прочтения предлагается вернуться, если ответ изменился, объяснить почему).

4. Задай вопрос 

Перед изучением учебного текста ставится задача составить к нему список вопросов (целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление).

II. Стратегии текстовой деятельности -это прием работы с текстом во время его чтения.

1. «Чтение с остановками». Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего.

2. «Чтение с пометками». По ходу чтения читатель делает на полях пометы (например, «+» – понял, «--» – не понял, «?»– требует обсуждения). После чтения текста обсуждаются пометы и проверяется осмысление текста.

3. Умение давать краткий и полный пересказ текста является одним из наиболее востребованных умений и навыков работы с информацией, составляющей содержание текста. Цель данной стратегии — научить свёртывать информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости.

4. Составление аннотации

Умение составлять аннотацию, Подготовка аннотации — следующий шаг стратегии. Эту работу следует выполнять либо в конце занятия, после полного или краткого пересказа, либо в начале. Начинать работу с аннотации можно только после накопления определённого опыта использования данной стратегии.

III. Стратегии послетекстовой деятельности - достижение понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.

1. Кубик Блума

На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Возможны два режима использования данного приёма.

  • Учитель задаёт соответствующие вопросы по тексту.
  • Ученики формулируют вопросы.

2. Работа с выводами.

- Раскрыть один из выводов

- Дополнить имеющиеся выводы собственными заключениями?

- В качестве выводов сформулировать вопросы, которые возникают при прочтении текста, но - на которые прямых ответов в тексте не содержится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» в условиях введения ФГОС

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить две группы но...

Способы и стратегии работы с учебными текстами.

Выступление  из опыта работы с учебными текстами на августовском семинаре учителей,...

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

На уроках литературного чтения, окружающего мира широко использую создание совместно с детьми электронной «3D книги». Детям очень нравится работать, повысился интерес к предме...

Программа «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»

Программа ориентирована на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) ...

Современные методы работы с текстом

Материал для работы с текстом на уроках литературного чтения,русского языка,математики,окружающего мира и др....