Способы формирования навыков работы по преобразованию и интерпретации текста, по оценке информации на коррекционных логопедических занятиях во 3-4 классах.
статья по логопедии (4 класс) на тему
Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное и смысловое чтение. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированность внутреннего плана действий; трудности развития логического мышления и воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_formirovaniya_navykov_raboty_po_preobrazovaniyu_i_interpretatsii_teksta.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы формирования навыков работы по преобразованию и интерпретации текста, по оценке информации на коррекционных логопедических занятиях во 3-4 классах.
Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное и смысловое чтение. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированность внутреннего плана действий; трудности развития логического мышления и воображения.
Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.
Сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента: 1) технику чтения; 2) понимание текста.
Понимание и интерпретация информации основаны на её анализе учеником. Ученик, читая, мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует это либо в плане, либо в граф - схеме, либо в таблице.
Таким образом, ученик перекодирует информацию на другой, в большей степени «свой язык» символов и знаков. Такая работа помогает всю полученную информацию привести в систему, а значит, глубже понять и использовать в дальнейшей работе. Поэтому нельзя добиться от учащихся глубокого понимания текста без специального целенаправленного обучения приёмам переработки информации: составлению плана, тезисов, кодированию информации в графических схемах и т.д.
Весьма продуктивной с точки зрения понимания текста является над предметная технология развитие критического мышления через чтение, которая предполагает работу с основными видами текстов: информационными и художественными.
Целью смыслового чтения при работе с текстом является обеспечение полного и точного понимания содержания, усвоение представленной в тексте информации. При этом должны быть решены следующие задачи:
- выяснить, что именно и как сказано в тексте,
- с какой целью автор избрал для воплощения своего замысла те или иные языковые средства.
Для понимания и усвоения смысла текста процесс работы подразумевает три этапа: подтекстовый, текстовый и после текстовый. Последовательная реализация каждого из них, способствует пониманию школьниками смысла прочитанного.
«Как работать с текстом учебника?»
1. До чтения текста
- прочитайте заглавие, выделите в нём знакомые и новые термины;
- поставьте вопросы к заглавию и определите, какой теоретический материал необходимо повторить;
- попробуйте предположить, о чём пойдёт речь, и поставьте вопросы от заглавия;
- попробуйте самостоятельно ответить на поставленные вопросы.
2. Во время чтения текста
- находите неясные слова и определяйте их значения по словарю;
- ставьте вопросы к отдельным абзацам или предложениям текста, пробуйте ответить на эти вопросы;
- отделяйте теоретическую информацию от иллюстративной;
- выделяйте новые термины и определения;
- выясните, как новые термины связаны с известными;
- прокомментируйте приведённые примеры;
- подумайте, почему текст разделён на абзацы именно таким образом, для этого определите микротему каждого абзаца;
- уточните, как микротемы раскрывают смысл всего текста.
3. После чтения текста
- поставьте вопросы к тексту и ответьте на них;*
- приведите свои примеры и прокомментируйте их;
- представьте текст в другой форме: в виде таблицы, схемы, алгоритма;
- составьте план текста и перескажите его по плану.**
*Основным приемом эффективного понимания текста считают самостоятельную постановку вопросов и поиск ответов. Ставя вопросы, ученик анализирует материал, выделяет главное, определяет новые связи, находит слабые места , пробелы и устраняет их. В работе с вопросами эффективно использование классификации Б. Блума, где выделяется шесть типов вопросов:
- простые
- уточняющие
- объясняющие
- Творческие
- Оценочные и практические
Данная работа проводится в парах и группах. Оптимальным видом чтения является чтение с остановками.
**Наиболее оперативным видом переработки текста является составление плана.
Составление плана научного текста(учебного материала) является одним из важных метапредметных умений, так как позволяет увидеть логическую и последовательную структуру текста. План – это путь через текст от факта к факту. В ходе составления плана ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части, озаглавливает их, осуществляет смысловое и логическое соотнесение частей плана между собой
Алгоритм по самостоятельному составлению плана
- внимательно прочитай текст, постарайся определить его части(вступление, основную часть , заключение)
- выдели основные мысли текста (чаще всего в письменной речи границами мысли являются абзацы, в устной - смена интонации говорящего)
- проверь, как они соотносятся между собой
- сгруппируй текст вокруг главной мысли (раздели его на смысловые части)
- по количеству главных мыслей определи количество пунктов плана
- сформулируй главные мысли кратко(используй ключевые,т.е главные слова или фразы), запиши их в виде пунктов плана
- прочти текст повторно, проверь, не пропущена ли какая-то мысль
Составление вопросного плана - это один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.
В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.
Таким образом обучающиеся научатся:
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста; устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Работа с текстом: оценка информации
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР.
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР....
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи).
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи)....
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи.
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи....
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии.
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии....
Как научить осуществлять поиск информации, понимать прочитанное и передавать свою информацию в виде текста на коррекционных логопедических занятиях во 2-4 классах.
В этой статье описываются способы и приемы обучения осмысленному чтению...
Конспект коррекционно-логопедического занятия для учащихся 2 класса обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) Тема: «Обозначение мягкости согласных на письме посредством мягкого знака»
Грамматическая тема: Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.Лексическая тема: Обобщение словаря учащихся.Коррекционно-образовательные задачи:1.Познакомить с обозначение мягкости со...
Конспект коррекционно-логопедического занятия для учащихся 1 класса. Тема: Дифференциация парных звонких-глухих согласных звуков Б-П
Коспект занятия по теме "Дифференциация парных согласных [Б-П][Б’-П’]" можно использовать в работе логопедам, учителям начальных классов. На занятии дети учаться разли...