Способы формирования навыков работы по преобразованию и интерпретации текста, по оценке информации на коррекционных логопедических занятиях во 3-4 классах.
статья по логопедии (4 класс) на тему

Нелли Викторовна Рябцева

Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное и смысловое чтение. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированность внутреннего плана действий; трудности развития логического мышления и воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы формирования навыков работы по преобразованию и интерпретации текста, по оценке информации на коррекционных логопедических занятиях во 3-4 классах.

    Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное и смысловое чтение. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированность внутреннего плана действий; трудности развития логического мышления и воображения.

    Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

Сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента: 1) технику чтения; 2) понимание текста.

Понимание и интерпретация информации основаны на её анализе учеником. Ученик, читая, мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует это либо в плане, либо в граф - схеме, либо в таблице.

 Таким образом, ученик перекодирует информацию на другой, в большей степени «свой язык» символов и знаков. Такая работа помогает всю полученную информацию привести в систему, а значит, глубже понять и использовать в дальнейшей работе. Поэтому нельзя добиться от учащихся глубокого понимания текста без специального целенаправленного обучения приёмам переработки информации: составлению плана, тезисов, кодированию информации в графических схемах и т.д.

Весьма продуктивной с точки зрения понимания текста является над предметная технология развитие критического мышления через чтение, которая предполагает работу с основными видами текстов: информационными и художественными.

Целью смыслового чтения при работе с текстом является обеспечение полного и точного понимания содержания, усвоение представленной в тексте информации. При этом должны быть решены следующие задачи:

  • выяснить, что именно и как сказано в тексте,
  • с какой целью автор избрал для воплощения своего замысла те или иные языковые средства.

Для понимания и усвоения смысла текста процесс работы подразумевает  три этапа: подтекстовый, текстовый и после текстовый. Последовательная реализация  каждого из них, способствует пониманию школьниками смысла прочитанного.

«Как работать с текстом учебника?»

1. До чтения текста

- прочитайте заглавие, выделите в нём знакомые и новые термины;

- поставьте вопросы к заглавию и определите, какой теоретический материал необходимо повторить;

- попробуйте предположить, о чём пойдёт речь, и поставьте вопросы от заглавия;

- попробуйте самостоятельно ответить на поставленные вопросы.

2. Во время чтения текста

- находите неясные слова и определяйте их значения по словарю;

- ставьте вопросы к отдельным абзацам или предложениям текста, пробуйте ответить на эти вопросы;

- отделяйте теоретическую информацию от иллюстративной;

- выделяйте новые термины и определения;

- выясните, как новые термины связаны с известными;

- прокомментируйте приведённые примеры;

- подумайте, почему текст разделён на абзацы именно таким образом, для этого определите микротему каждого абзаца;

- уточните, как микротемы раскрывают смысл всего текста.

3. После чтения текста

- поставьте вопросы к тексту и ответьте на них;*

- приведите свои примеры и прокомментируйте их;

- представьте текст в другой форме: в виде таблицы, схемы, алгоритма;

- составьте план текста и перескажите его по плану.**

*Основным приемом эффективного понимания текста считают самостоятельную постановку вопросов и поиск ответов. Ставя вопросы, ученик анализирует материал, выделяет главное, определяет новые связи, находит слабые места , пробелы и устраняет их. В работе с вопросами эффективно использование классификации Б. Блума, где выделяется  шесть типов вопросов:

  • простые
  • уточняющие
  • объясняющие
  • Творческие
  • Оценочные и практические

Данная работа проводится в парах и группах. Оптимальным видом чтения  является чтение с остановками.

**Наиболее оперативным видом переработки   текста является  составление плана.

Составление плана  научного текста(учебного материала) является одним  из важных метапредметных умений, так как позволяет увидеть  логическую и последовательную структуру текста. План – это путь через текст от факта к факту. В ходе составления плана ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части, озаглавливает их, осуществляет смысловое и логическое соотнесение частей плана между собой

 Алгоритм по самостоятельному  составлению плана

  • внимательно прочитай текст, постарайся определить его части(вступление, основную часть , заключение)
  • выдели основные мысли текста (чаще всего в письменной речи границами мысли являются абзацы, в устной - смена интонации говорящего)
  • проверь,  как они соотносятся между собой
  • сгруппируй текст вокруг главной мысли (раздели его на смысловые части)
  • по количеству главных мыслей определи количество пунктов плана
  • сформулируй         главные мысли кратко(используй ключевые,т.е главные слова или фразы), запиши их в виде пунктов плана
  • прочти текст повторно,  проверь, не пропущена ли какая-то мысль

Составление вопросного плана - это один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.

В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.

Таким образом обучающиеся научатся:

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста; устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать  несложные  выводы,   основываясь  на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Работа с текстом: оценка информации 

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР.

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР....

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи).

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи)....

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи.

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи....

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии.

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии....

Конспект коррекционно-логопедического занятия для учащихся 2 класса обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) Тема: «Обозначение мягкости согласных на письме посредством мягкого знака»

Грамматическая тема: Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.Лексическая тема: Обобщение словаря учащихся.Коррекционно-образовательные задачи:1.Познакомить  с обозначение мягкости со...

Конспект коррекционно-логопедического занятия для учащихся 1 класса. Тема: Дифференциация парных звонких-глухих согласных звуков Б-П

Коспект занятия по теме "Дифференциация парных согласных [Б-П][Б’-П’]"  можно использовать в работе логопедам, учителям начальных классов. На занятии дети учаться разли...