Прием проблемной ситуации для развития понятийного мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.
статья

Буцанец Алёна Александровна

Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, особо выделяется задача воспитания активной сознательной личности. Мышление как познавательный процесс является одним из самых важных процессов развития личности. Современные уроки необходимо планировать и организовывать в соответствии с требованиями ФГОС, в требованиях которого прописано, что результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Следовательно, у ребенка должны быть развиты все виды мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Прием проблемной ситуации для развития понятийного мышления на уроках литературного чтения в начальных классах

Буцанец Алёна Александровна

Студентка 202 группы

ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический

колледж № 1 им. А.С.Макаренко»

Важнейшей частью преподавания любого предмета является работа над понятиями, поскольку без их знания и осмысления невозможно говорить о результативности учебного процесса. Знание понятий является и целью, и средством обучения, поскольку каждое новое знание базируется на предшествующем. Кроме того, работа над понятиями должна быть организована так, чтобы выполнять задачи развития мышления, тем более что мышление человека понятийно. Формирование понятийного мышления является одной из актуальных задач, выдвинутых в требованиях новых образовательных стандартов [1,2].

Воспроизведение обучающимся большого количества определений понятий из разных предметных областей отнюдь не выступает показателем понятийного мышления как психического новообразования. Оно лишь свидетельствует о том, что школьник благодаря своим способностям или проявлению определенного усилия над собой просто запомнил определения понятий и может их проговорить вслух с разной степенью точности по сравнению с оригиналом. Однако применение их на практике вызывает у него большие трудности. Формирование у обучающихся понятийного мышления не должно осуществляться как «прямая трансляция» учителем информации о понятии или выучивание ими представленного в учебнике в «готовом» виде определения понятия с последующим его воспроизведением «по памяти» на уроке. Это должна быть познавательная деятельность каждого ребенка, организованная методом системного анализа по производству самим обучающимся знания о структуре и содержании этого понятия.

Таким образом, перед педагогом встает сверхзадача научить ребенка не только видеть понятия на страницах учебника, но и проводить причинно-следственные связи между ними. Ведь если не уделить этому должное внимание, в последствии у обучающихся могут возникнуть проблемы с освоением учебных предметов в средней школе. На современном этапе школьного образования, когда, в связи с развитием науки, усложняется и увеличивается объём знаний, которыми должен овладеть ребенок в процессе школьного обучения, прочность овладения этими знаниями напрямую связана со степенью овладения школьниками рациональной умственной деятельностью. А ею может овладеть обучающийся с хорошо развитым мышлением. Поэтому проблема развития мышления в процессе обучения в целом и на уроках литературного чтения остается актуальной и на сегодняшний день.

Что же такое понятийное мышление? В общем смысле понятийное мышление — это такой вид мышления человека, при котором он оперирует понятиями и логическими конструкциями. Впервые такое определение было дано советским психологом Л. С. Выготским [3], который также вывел три основные и самые важные характеристики данного вида:

  1. Способность видеть и понимать суть явлений.
  2. Умение строить причинно-следственные связи.
  3. Навыки систематизирования информации и выстраивания ее в цельную картину.

Процесс мышления совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации, позволяющих раскрыть все важные связи и отношения между предметами, явлениями и фактами. Возникновение понятийного мышления — это результат развития общества, создающего науки как систему познания объективных законов окружающего мира, в то время как у конкретного индивида, как отмечал Л. С. Выготский, пока и, если он эти науки не осваивает, понятийное мышление не развивается, т. е. далеко не все взрослые люди обладают понятийным мышлением.

Формирование понятийного мышления Л. С. Выготский считал основной задачей интеллектуального развития индивида. Он выделял особый процесс — развитие значения слова, который предшествует формированию понятийного мышления: «Ребенок не выбирает значение слова. Оно ему дается в процессе речевого общения со взрослыми. Ребенок не спонтанно относит данное слово к данной конкретной группе. Он только следует за речью взрослых, усваивая уже установленные и данные ему в готовом виде конкретные значения слов…» [4]. Если в речи взрослых, окружающих ребенка, доминируют допонятийные виды обобщений, то аналогичным будет и развивающееся мышление ребенка. Если понятийные структуры не сформировались, то человек не замечает ошибок, нелогичности собственных высказываний, затрудняется с проверкой или обоснованием выводов, принимает решения, которые не приводят к желаемому результату. Полноценное понятийное мышление (составляющее важнейшую часть академического интеллекта), которое является условием адекватного понимания любой рабочей и жизненной ситуации, необходимо для адаптации и выживания человека в мире, где действуют объективные законы.

Развитию мышления в начальной школе уделяется большое внимание. С началом обучения мышление находится в центре психического развития ребенка и становится главным в системе других психических функций, которые под его влиянием преобразовываются и приобретают произвольный характер. Формирование у детей понятий и обобщений, по мнению В. В. Давыдова [5], «считается одной из главных целей школьного преподавания... Овладеть понятием, значит овладеть всей совокупностью знаний о предметах, к которым относится данное понятие.

Рассмотрим, как в процессе анализа художественного произведения в 4 классе (Л.Н. Толстой «Святогор-богатырь» былина) можно сформировать понятийное мышление.

Одним из приемов, который хорошо получается реализовать на практике, является прием проблемной ситуации. Проблемную ситуацию как средство развития основ понятийного мышления младшего школьника в своей статье рассматривала Д. В. Даирова. [6] По ее словам, чтобы обучать проблемно, учителю необходимо знать различные типы проблемных ситуаций и пути их создания для каждого учебного предмета. Как свидетельствуют исследования психологов, учитель должен уметь создавать на уроках последовательную систему проблемных ситуаций, которая является необходимым условием развития интереса учащихся. Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу обучающихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития познавательных процессов и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т. д.

В психологическую структуру проблемной ситуации входят три компонента: неизвестное достигаемое значение или способ действия, познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности и интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.

В качестве проблемной ситуации на уроке литературного чтения в 4 классе по теме «Л. Н. Толстой «Святогор-богатырь» учащимся было предложено новое понятие «былина», которое им еще не известно (Далее табл.).

Таблица 1.

3. Выявление места и причин затруднения.

Словесный (беседа)

Организует место затруднения.

-Ребята, сегодня у нас с вами будет интересная тема, но какая я вам пока не скажу.

Актуализирует знания обучающихся.

-Давайте вспомним, какой жанр вы изучали на прошлом уроке?

-А чем отличается рассказ от других жанров?

- Сегодня мы с вами будем изучать не менее интересный, но очень непростой жанр.

Организует определение части темы урока.

-Для того, чтобы вы смогли определить, что это за жанр ко мне выходят 6 человек и получают от меня буквы.

- Ребята, что за слово можно составить из этих букв?

- Сегодня мы изучаем с вами новый жанр, который называется былина.

- Что такое былина?

- О ком говорится в ней?

- Мы сегодня об этом узнаем.

Актуализируют знания по пройденной теме.

Отвечают на вопрос учителя.

- Рассказ

- В рассказе происходят реальные события, сюжет, реальные герои.

Определяют часть темы урока с помощью составления слова из разрезанных букв.

- Былина.

Таким образом, мы видим, что преимуществом данного приема является более прочное усвоение знаний, развитие аналитического мышление, делает учебную деятельность более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний. Важно и то, что решение проблем на уроках, приучают обучающихся думать, искать решение, а это является одним из средств формирования мышления.

Подводя итог, можно сказать, что формирование понятийного мышления на уроках литературного чтения – это трудоёмкая работа для учителя и невидимая для родителя. Как говорил Выготский Л.С.: «Школа должна научить мыслить.» Поэтому обязанность каждого любящего свою профессию педагога, дать максимум знаний обучающимся, научить пользоваться ими и применять их. В настоящее время существует огромное множество различных методов, приемов и упражнений для развития различных психических функций. Задача каждого педагога правильно и своевременно воспользоваться этим.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М –во образования и науки Рос. Федерации. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2019. – 53 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М –во образования и науки Рос. Федерации. – М. : ВАКО, 2022. – 160 с. – (Стандарты третьего поколения).
  3. Выготский Л.В Мышление и речь [Текст] / Выготский Л.В — Москва : АСТ: Астрель , 2011 — 87 c.
  4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. — 504 с, ил. — (Акад. пед.наук СССР).
  5. Давыдов В. В. Виды обобщений (психолого-педагогические проблемы построения учебных предметов) [Текст] / В. В. Давыдов. - М: Педагогика, 1972. - 424 с.
  6. Даирова Д. В. Проблемная ситуация как средство развития основ понятийного мышления младшего школьника / Д. В. Даирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 36 (222). — С. 106-108. — URL: (дата обращения: ).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах в условиях реализации ФГОС"

Литературные произведения оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка, его духовно-нравственное развитие. Художественная литература способна дать широкую картину мира, обогатить духовн...

Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.

В статье описываются методы и приёмы, которые можно использовать на уроках литературного чтения в начальной школе....

«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе»

Работая с детьми младшего школьного возраста, я старалась найти такие методы и приёмы работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили б...

Развитие критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе у детей с ОВЗ

Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения....

Развитие креативного мышления на уроках литературного чтения в начальной школе

Развитие креативного мышления на уроках литературного чтения в начальной школе. Материал рекоендация для учителей начальной школы...

Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.

С целью  формирования  у  обучающихся  глубокого понимания прочитанного, овладения  активными  способами чтения и приёмами работы с художественным текстом, позволяющими п...