Методы психолого-педагогического исследования
материал

Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования.

анализа школьной документации. Источники информации - классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т. п.

Изучение продуктов ученического творчества-домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_psihologo-pedagogicheskogo_issledovaniya.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования.

анализа школьной документации. Источники информации - классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т. п.

Изучение продуктов ученического творчества-домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества

Тестирование –методика диагностики предполагающая ответы на вопросы.

Все тестовые методики могут быть подразделены на вербальные (опосредованные речевой активностью испытуемого) и невербальные, предполагающие использование перцептивных, моторных и др. невербальных способностей. 

 

В другой классификации выделяются следующие разновидности тестовых (психометрических) процедур:

объективные тесты — методики, предполагающие правильный ответ, верное решение задачи, нормативное выполнение задания;

стандартизированные самоотчеты, методики, ориентированные на использование вербальных способностей, мышления, памяти и воображения испытуемого;

проективные техники, в которых недостаточно структурированный и неоднозначный по содержанию материал, выступающий в качестве стимула, активизирует процессы воображения и служит своеобразным экраном для проецирования эмоционально значимых тем и переживаний испытуемого.

 

Методы опроса

Опросы могут различаться:

•по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте (в том числе по электронной) и через Интернет;

•типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов;

•месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж, в виртуальных пространствах;

•типу выборки: опрос репрезентативной либо целевой выборки.

 

Диалогические методы - предполагают высокую зависимость получаемых диагностических результатов от особенностей контакта исследователя с испытуемым. К числу основных диалогических методов традиционно относят беседу и ее разновидность — интервью.

Беседа - это метод получения информации посредством двустороннего вербального общения с испытуемым в различных ситуациях, организованных исследователем.

Интервью - вид беседы, при котором ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно подготовленные заранее) вопросы.

 

Интерактивные методы предполагают исследование личностных особенностей на основе взаимодействия исследователя и испытуемого.

Психобиографические методы направлены на изучение личности (как правило, выдающейся) по имеющимся документам ее биографии.

Социометрия - созданная Дж. Морено психологическая теория общества и, одновременно, особая система экспериментальных методов — социально-психологических тестов, применяемых для анализа и оценки межличностных отношений и эмоциональных связей в малой группе (семье, рабочем, учебном или воинском коллективе и т.д.).

Метод экспертных оценок. К этому методу социологи обращаются чаще всего, во-первых, на начальном этапе исследования, и, во-вторых, на заключительном этапе исследования, как к одному из методов контроля, проверки полученной информации. Одним из наиболее ответственных моментов является подбор экспертов. Эксперты - это компетентные в исследуемой области лица, крупные специалисты, люди с большим стажем работы в данной области.

Метод сбора информации- анализ документов.

Анкетирование - метод массового сбора материала, с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами.

Вопросы различают по содержанию:

о фактах сознания (направленные на выявление мнений, пожеланий, суждений, планов);

о фактах поведения (направленные на выявление поступков, результатов деятельности, поведения);

о личности респондента (или так называемая "паспортичка", дающая характеристику личности респондента).

Вопросы, различающие по форме:

вопросы закрытые (к которым дается перечень вариантов ответов); могут быть также альтернативными и неальтернативнымиАльтернативные закрытые вопросы предполагают возможность выбора респондентом только одного варианта ответа. Например: да, участвую; нет, не участвую.

открытые (к которым не прилагаются варианты ответов.Респондент должен сформулировать и вписать ответ);

полуоткрытые(в которых сочетается возможность выбора предложенных вариантов ответа с возможностью также сформулировать и вписать ответ). Последнее используется исследователем тогда, когда он не уверен в полноте известных ему вариантов ответов.

 

Рекомендации по проведению анкетирования.

Все вопросы в анкете следует четко формулировать, чтобы они были понятны респондентам, включая и используемые термины.

 

Вопросы не должны

- превышать возможности памяти и компетенции опрашиваемых;

- вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов;

- навязывать мнение социолога;

- быть перегружены вариантами ответов.

 

Если анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются по тематическим блокампо содержанию и по форме.

Главную проблему составления качественных анкет можно обозначить так: какой вопрос - такой ответ. Задавая, например, ученику прямой вопрос: «Сколько времени ты ежедневно тратишь на приготовление домашних заданий?» - составитель анкеты ухе провоцирует определенный тип ответа.

 

Большое значение имеет также последовательность вопросов. Первый из них должен по возможности пробудить у опрашиваемых интерес. Трудные или личные вопросы лучше задавать в конце интервью, чтобы опрашиваемые не успели замкнуться в себе. Вопросы следует задавать в логической последовательности. Самые обычные ошибки — постановка вопросов, на которые невозможно ответить или на которые не захотят отвечать. Типичный недостаток — вопросы, которые не требуют ответа. Зачастую отсутствуют вопросы, на которые следовало бы обязательно получить ответы. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования. Праздные вопросы следует опускать, поскольку они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы.

Педагогический эксперимент - этопо сути, строго контролируемое педагогическое наблюдение. Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов. Эксперимент замышляется и проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу.

В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают:

констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления; 

проверочный, уточняющий эксперимент , когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; 

созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

 

Социометрический метод -позволяющий анализировать внутри коллективные отношения. Школьников просят ответить на вопросы типа: «С кем бы ты хотел...» (пойти в туристический поход, готовиться к экзаменам, сидеть за одной партой, играть в одной команде и т. д.).

 

При проведении исследовании рекомендуется придерживаться определенных этапов:

1) подготовительный этап, включает  формулировку проблемы и выдвижение гипотезы исследования - предположения о некоторых закономерностях, сделанного на основе предварительных сведений и требующего проверки. На этом этапе осуществляется также выбор наиболее адекватного метода, отраженного в конкретных методиках, и организация самой процедуры исследования;

2) собственно исследование - проверка гипотезы, осуществляется с помощью специально подобранных или разработанных методик;

3) обработка данных исследования - количественный и качественный анализ данных;

4) интерпретация полученных результатов — соотнесение полученных данных с поставленной гипотезой, позволяющие сделать выводы о ее достоверности.

 

Последовательности при проведении исследования.

1. Постановка цели и задач эксперимента.

2. Формулировка научной гипотезы. Гипотеза называется научной потому, что должна базироваться на определенных научных данных, подкрепляться теоретическими доводами или умозаключениями.

3. Выбор типа эксперимента.

4. Планирование эксперимента (условия, место проведения).

5. Отбор испытуемых для комплектования экспериментальных и контрольных групп, которые должны быть максимально идентичными по своим характеристикам.

6. Выбор тестов и контрольных испытаний.

7. Составление программы эксперимента, в которой указываются содержание и последовательность всех действий (что, где, когда и как будет проводиться, наблюдаться, проверяться, сопоставляться и измеряться; какой будет установлен порядок измерения показателей, их регистрации; какие при этом будут применяться техника, инструментарий и другие средства, кто будет выполнять работу и какую).

 

Литература

 

  1.   Центр управления финансами. Методы исследования – Режим доступа:

http://center-yf.ru/data/Marketologu/Metody-issledovaniya.php;

  1. www.Grandars.ru. Методы психологии. – Режим доступа:

http://www.grandars.ru/college/psihologiya/metody-psihologii.html

  1. Cтудопедия ваша энциклопедия. Методы исследования, применяемые в психологии. – Режим доступа: http://studopedia.ru/2_57296_metodi-issledovaniya-primenyaemie-v-psihologii.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VIII ВИДА. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы. Опыт показывает, что несмотря на б...

Методы психолого-педагогической диагностики личности младшего школьника

В данном документе представлены диагностики личности младшего школьника...

Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка

Еще в древности считалось, что сказка лечит душу человека. А еще сказка учит жизни, и в сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять (не так обидно, не так больно). Множество авторов-психолог...

Статья "Сказкотерапия - метод психолого-педагогической коррекции поведения ребёнка"

Сказка – замечательный жанр, который активно используют в работе с детьми . Востребована и популярна сказкотерапия для детей, позволяющая в легкой ненавязчивой форме решить серьезные проблемы пс...

Анализ методов психолого-педагогической диагностики детского коллектива начальной школы

Анализ методов психолого-педагогической диагностики детского коллектива начальной школы . Целью любой психолого-педагогической диагностики  является изучение индивидуально-психологических особенн...