«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
материал

Основные принципы организации воспитательной работы с детьми ограниченными возможностями здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов растет. В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять.

При должной медицинской и педагогической поддержке и помощи такие дети могут успешно войти в социум и реализовать себя, принося пользу обществу. Главная проблема социализации детей  с ОВЗ заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, недостаточным контактом со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Именно инклюзивное образование способно решать данные проблемы.

Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Воспитательная деятельность с проблемными детьми имеет свою специфику, обусловленную особенностями социального развития воспитанников школы-интерната. Воспитывая детей, мы обращаем взор ко всему доброму, вечному, благому. В этих условиях мы, педагоги, находим нравственные силы, знания, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогают осуществить задачу нравственного воспитания учащихся, раскрывают его духовные качества, развивают и раскрывают нравственные чувства.

Основными принципами организации воспитательной деятельности с детьми с ОВЗ являются:

Принцип педагогического стимулирования социальных проб предусматривает создание условий для самооценки учащимися своих возможностей на основе последовательного выбора способов поведения в процессе освоения различных социальных ролей.

Принцип вариативности организации в работе с детьми требует учета всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов детей. Их обогащения и пробуждения новых интересов.

Принцип организации личного пространства ребенка требует создания таких условий, когда воспитанник может уединиться, оформить свое личное место.  Данный принцип требует учета индивидуального темпа и режима проживания, представления возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с его потребностями, сохранять границы собственного «я», свою автономию в выборе и определении личного пространства, времени, личных контактов и социальных ролей.

Принцип сочетания взаимной заботы и требовательности требует создания такого стиля отношений в группах воспитанников, при которых каждый, ощущая себя достаточно защищенным, в то же время стремится к сохранению гуманистических нравственных норм в коллективе, исключение проявлений признаков презрения, оскорбительности, формирования толерантности к непривычному поведению других людей.

Принцип развития самодеятельности и инициативы детей требует активного участия воспитанников в решении вопросов жизнедеятельности коллектива учреждения. Развития для принятия детьми самостоятельных решений и ответственности за их выполнение, для освоения воспитанниками организаторских ролей в различных видах деятельности, поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей.

Принцип нравственного обогащения социальной среды  требует постоянного внесения в жизнедеятельность детей общечеловеческих ценностей, образцов культуры, обогащения нравственного опыта воспитанников.

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени, основа воспитательной работы.  Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания - это шаг к возрождению России. Огромную помощь в решении задач нравственно-патриотического воспитания нам оказывает обращение к русским культурным традициям. Мы должны помочь ребенку на каждом возрастном этапе решить основные задачи: социальной адаптации и интеграции в общество; формирования личностных качеств; овладения навыками общей культуры; овладению организационно-трудовыми знаниями, умениями и навыками.

Поэтому главной задачей для учителей,  воспитателей, классных руководителей является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Решение данных задач возможно через включение детей в культуру нашего народа, посредством вхождения в годовой праздничный круг, знакомства с народным бытом.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения, отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Чувство сопричастности своей семье, своему городу или селу, своему народу, которое проявляется при обращении к русским культурным традициям, является основой будущего патриотизма. Большое значение в воспитании имеют положительные эмоции.

Самые разные виды совместной деятельности детей и взрослых приобретают воспитывающий характер. Учитель является творцом интересных дел для детей и разнообразных форм работы, которые гуманизируют личность, выявляют ее индивидуальные свойства. Ставят воспитанника в позицию субъекта развития своей творческой индивидуальности, учат диалогическому общению, развивают эмоциональную сферу. Практика показывает, что более всего этим требованиям соответствуют приоритетные для современных школьников игровые, театрализованные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной работы, позволяющие ребятам осознавать самих себя.

Основными проблемами, которые встают перед выпускниками специальных коррекционных школ является их социальная адаптация и успешное трудоустройство. Поэтому в нашей школе особое внимание уделяется проблеме практической подготовке детей к самостоятельной жизни и труду.

Замедленная восприимчивость детей данной категории сочетается со значительным сужением объема воспринимаемого материала, недостаточная дифференцированность и пониженная активность этого психологического процесса. Они нуждаются в специальной целенаправленной работе по развитию трудовых умений, эстетическому воспитанию, которую проводят учителя и воспитатели школы. Благодаря педагогическому воздействию обогащается чувственная сфера детей, их эмоциональные реакции и переживания становятся разнообразными и устойчивыми. Многие воспитанники овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое.  Для учащихся организуются условия для коллективного творчества, что способствует развитию у них коммуникативных качеств личности, развивает умение работать в коллективе, выстраивать свое поведение с учетом желаний другого человека, уважать его труд и инициативу в общем деле.

Таким образом, в нашей школе-интернате созданы все условия, которые позволяют детям с ОВЗ работать не только на репродуктивном уровне, выполняя за педагогом работу по образцу, но и развивать у них эстетический вкус, ощущение собственной индивидуальности, уважения к своему и чужому труду. Перечисленные качества благоприятно скажутся  в период интеграции выпускников в социум, увеличат шансы не только трудоустроиться, но и закрепиться на рабочем месте, а значит самореализоваться профессионально.

Список используемых источников:

1. Алехина, С. В., Семаго, Н. Я., Фадина, А. К. Инклюзивное образование: история и современность» М.Пед. университет « Первое сентября» 2013

2. Семаго, Н. Я. Еще раз об инклюзии // Школьный психолог. – 2010. – №16.

3. Феталиева, Л. П. Профессиональная позиция учителя как основной фактор успешности инклюзивного образования / Л. П. Феталиева// Актуальные проблемы педагогики и психологии начального образования: материалы Международной научно-практической конференции. – Махачкала, 2016. – 286 с.

4. Худенко Е. Д., Гаврилычева Г. Ф., Селиванова Е. Ю. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА.

«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либ...

Основные направления оказания психологической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (методические рекомендации)

Приведены рекомендации по орагнизации  коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в русле ФГОС. Информация может быть полезной для специалистов ТПМПК, п...

Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.Большинство детей общеобразовательной школы, имеющих комплекс трудностей, составляют учащиеся с различными формами отклонений в психическом развитии, в ...

Теоретические основы организации электронного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

В настоящее время в России количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. По словам Павла Астахова, в 2015 году количество детей с ограниченными возможностями здоровья ...

Теоретические основы организации электронного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

В настоящее время в России количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. По словам Павла Астахова, в 2015 году количество детей с ограниченными возможностями здоровья ...

Индивидуальная образовательная программа как основной этап организации образовательного процесса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

В основе проектирования индивидуальной образовательной программы должна стоять организация наиболее оптимальных для ребенка с особыми образовательными потребностями условий обучения для развития его п...