Квесты как одна из форм активного обучения на уроках и во внеурочной деятельности
методическая разработка

Егорова Ирина Николаевна

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №5 городского округа город Михайловка

 Волгоградской области»

Мастер-класс

«Квесты как одна из форм активного обучения на уроках и во внеурочной деятельности»

Подготовила:

Егорова Ирина Николаевна

учитель начальных классов

г. Михайловка, 2024

Цель: внедрение современных педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс начального образования.

Задачи:

  1. Способствовать активизации имеющихся у педагогов теоретических знаний, практических умений и навыков.
  2. Привлечь внимание педагогов к рассматриваемому вопросу, повысить их активность, побудить размышлять, анализировать.
  3. Содействовать творческому поиску, а также созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов.

Ход мастер-класса

I. ПРЕЗЕНТАЦИЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОПЫТА.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на своём мастер-классе, тема которого «Квесты как одна из форм активного обучения на уроках и во внеурочной деятельности». (Слайд 1)

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский (Слайд 2)

На сегодняшний день в начальной школе к современному уроку предъявляется множество требований. Одно из главных – вовлечение ученика в активную познавательную деятельность.

В связи с этим мне представляется актуальным и перспективным использование возможностей квестов в начальных классах и обобщение их развивающего потенциала для младших школьников на урочных и внеурочных занятиях.

Коллеги, а как Вы считаете, что же такое квест? Ваши предположения.

Квест (англ. Quest – поиски, Adventure -  приключение) – это поиск,  приключенческая игра, требующая от участников решения умственных задач для продвижения по сюжету и достижения поставленной цели. (Слайд 3)

Квест является игровой педагогической технологией, т.е. игровой формой взаимодействия педагога и учащихся.

Сейчас мы с Вами попробуем сформулировать определение, что же такое квест-технология? На Ваших столах карточка с деформированным определением квест-технологии. Попробуйте вставить пропущенные слова, чтобы получилось определение данного понятия. (Слайд 4, 1 мин)

Итак, что же у Вас получилось. (Слайд 5 )

Квест – технология - игровая технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила и реализуется с целью актуализации у обучающихся знаний и умений по заданной теме.

Какие же решаются образовательные задачи при применении квест-технологий (Слайд 6):

  • Вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно и в команде.
  • Развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения обучающихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельно работать с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации.
  • Воспитание личной ответственности за выполнение задания.

Классификация квестов

по форме проведения (Слайд 7):

Линейные, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут.

Штурмовые, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач.

Кольцевые представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

II. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ УРОКОВ.

Не так давно в своей педагогической деятельности я стала использовать квест-технологию. Причиной тому послужило пассивное участие некоторых детей в образовательном процессе, дети просто отсиживались на уроках. Встал вопрос: как вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс. Моей педагогической находкой стала данная технология.

Чаще всего в своей деятельности применяю линейные квесты.

Для составления маршрута я использую разные варианты. (Слайд 8)

Маршрутный лист (в нем могут быть просто написаны станции и их положение, а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответом на которое является то место, куда вы должны следовать);

«Волшебный клубок» - записочки с названием места, куда нужно отправиться, прикрепляются к клубку ниток по одной. Дети постепенно раскручивают клубок, переходя от станции к станции;

«Карта» - схематическое изображение маршрута;

«Волшебный экран» - ноутбук и экран, на котором расположены последовательно фотографии мест, по которым должны пройти участники.

По форме работы обычно использую групповые квесты (деление класса на 4-5 групп), например, с помощью волшебной шляпы, коробочки, сундучка, когда дети выбирают из нее номер команды или фигурки определенного цвета, тематики и т.д. Такая форма помогает сплотить коллектив, развивать коммуникативные УУД.

 Среди команды учеников выбираю капитанов, которым раздаются маршрутные, оценочные листы. Они помогают следить за дисциплиной в своих командах, могут помогать распределять задания, оценивать своих одноклассников. В квестах можно также одним из заданий сделать конкурс капитанов (обычно последний). Далее следует актуализация знаний. Чаще всего я использую легенду, загадку, детектив, поиск «сокровищ», спасение персонажа и т.д. Какой-то персонаж заблудились в лесу, им нужно помочь выбраться, самим составить карту или найти спрятанное сокровище по уже заданной.

 После этого начинается работа с маршрутными листами или схемами, картами (в зависимости от сценария).  Решение заданий не только поможет герою,  но даст возможность  детям проявить себя и получить оценку.  Оценка может ставиться общая на всю группу  или на каждого участника.

В конце урока подвожу итоги, делаю рефлексию. Продолжением урока может стать проектная деятельность. Например, после проведения квеста по теме: «Мир животных» по окружающему миру можно создать книжечку о животных, проживающих в нашей области с рисунками, их описанием.

Мною были разработаны и проведены следующие квесты (Слайд 9)

1) по литературному чтению   «В гостях у сказки», 2 класс. Ребята  с интересом и легкостью выполняли различные задания от сказочных персонажей; экспериментировали, разрешали проблемные ситуации. Все это способствовало развитию поисковой активности детей, стремлению к новизне.

2) по окружающему миру «Природные зоны России», 4 класс

 (Слайд 10);

3) на классных часах (Слайд 11)

 Квест «В поисках сюрпризов от Золотой Осени» носил не только соревновательный характер. Проходя этап за этапом, дети учились ориентироваться по плану-карте, развивали двигательную активность, а также  познавательный интерес к природным явлениям, развлечениям и играм осенью.

(Слайд 12)

Квест - игра  «По тропинкам здоровья» была проведена с целью пропаганды здорового образа жизни

Квест-игра «10 записок безопасности ПДД». Дети занимались решением проблемных ситуаций, связанных с правилами дорожного движения, выполняли задания, тем самым развивали познавательную активность; формировали навыки личной безопасности; обучались адекватным действиям на улицах города.

(Слайд 13)

3) по математике в конце 3 четверти  квест-игру «В поисках сокровищ», целью которой было обощение и систематизация знаний табличных случаев умножения и деления.

III. ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА.

А сейчас я предлагаю Вам принять участие в данном квесте, что позволит наглядно познакомиться с квест-технологией.

Тема урока-квеста: «Табличные случаи умножения и деления».

Цель урока: закрепление знаний таблицы умножения и соответствующих случаев деления, решение задач и уравнений на основе знаний таблиц умножения и деления.

Целевая аудитория: обучающиеся 2 класса.

Время проведения: 1 урок (40 минут)

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма работы обчающихся:  групповая работа (5-6 человек в группе).

Необходимое техническое оборудование: компьютер, раздаточный материал.

Ход урока-квеста

1. Введение. Эмоциональный настрой на успех.

2. Завязка. Мотивация учебной деятельности.

Постановка цели (готовая или зашифровать, написав цель с помощью свечи, молока и т.д). Легенда.

Сейчас мы отправимся в далекое плавание по морям и океанам знаний в поисках сокровищ. (Слайд 14)

 Деление на команды.

Название корабля (КОНВЕРТ №1).

(Слайд 15)

Каждая команда откроет конверт №1, где зашифровано название корабля. Решив примеры, вы получите коды и узнаете название.

http://abetkaland.in.ua/wp-content/uploads/2017/10/17-777-2.jpg

http://abetkaland.in.ua/wp-content/uploads/2017/10/17-777-4.jpg

3. Основная часть.

Мы находимся в порту, отсюда начнется наше путешествие. Нам нужно добраться до «Острова сокровищ» и найти клад (цель квеста).

Скажите, готовы ли вы к путешествию? Не совсем! Чтобы отправиться в дальнее плавание вам необходимо иметь карту (маршрутный лист). Вручаю каждой команде карту, и теперь мы отправляемся в плавание. Приготовьтесь! На кораблях поднимаются паруса!

1 локация «Остров Вычислений» (Слайды 16-17)

Дует холодный ветер. Наш корабль взял курс, посмотрите на карту. Куда? (На остров Вычислений). 

Коллеги, морские звездочки создали вам препятствие. Они заняли в числовых выражениях места математических знаков. Нам необходимо вместо звездочек вставить пропущенные знаки арифметических действий. (Возьмите конверт под №2 и выполните задание, время выполнения – 1 мин).

2 1673483305_gas-kvas-com-p-morskaya-zvezda-risunok-detskii-3.png 5 1673483305_gas-kvas-com-p-morskaya-zvezda-risunok-detskii-3.png 7 = 17

 16 1673483305_gas-kvas-com-p-morskaya-zvezda-risunok-detskii-3.png 2 1673483305_gas-kvas-com-p-morskaya-zvezda-risunok-detskii-3.png 0 = 8

Вы справились с заданием, молодцы! Отправляемся дальше.

2 локация «Мыс Задачный» (Слайды 18 – 19)

Впереди у нас что? (Мыс Задачный). В бинокли видим рыболовецкое судно. Они подают нам знак SOS! Мы должны им помочь. Рыбаки просят решить задачи. (Задания  вы найдете в конверте №3)

Задача

Один рыбак поймал 18 кг рыбы, а второй в 3 раза меньше. Сколько всего рыбы наловили рыбаки?

3 локация «Остров Уравнений» (Слайды 20 -21)

Нас встречают дельфины и указывают на остров Уравнений. (Задание в конверте №4).

27 : Х=9                                        Х : 4=7

4. Кульминация.

4 локация «Остров Сокровищ» (Слайд 22)

Остров по курсу какой-то удивительный. Так это же остров Сокровищ! 

Посмотрите, на острове какие-то следы. Интересно куда они ведут? Чтобы пройти нам этими следами нужно назвать произведения таблицы умножения на 4.

5. Финал.

(Слайд  23)

Следы привели нас к сундуку с сокровищами. Открываем. И здесь для каждого буклет по теме нашего мастер-класса, который, я надеюсь, поможет Вам в создании и проведении квеста в урочной и внеурочной деятельности.

IV. МОДЕЛИРОВАНИЕ.

(Слайды 24 – 25)

Коллеги, у вас на столах алгоритм создания и проведения квеста. Я предлагаю попробовать составить фрагмент квеста ко Дню космонавтики, ведь сегодня 12 апреля, опираясь на данный алгоритм.

Алгоритм создания и проведения квеста

1.  Определить цели и задачи квест-игры.

2. Определить целевую аудиторию (педагоги, дети, родители), ресурсы, выбрать место проведения игры.

3. Определить количество команд.

4. Разработать легенду игры, ее формат и правила, написать сценарий (конспект).

5. Рассчитать количество организаторов и помощников.

6. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.

7. Подготовить задания, раздаточный материал, необходимое снаряжение и реквизит для квест-игры.

8. Проведение игры.

9. Обобщение и презентация результатов квест-игры.

10. Провести анализ полученных результатов.

V. РЕФЛЕКСИЯ.

(Слайд 26)

Квест-технология универсальна. Это может быть веб-формат или живой формат, которые можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. На основе КВЕСТА можно построить целый урок или только его определенный этап. С помощью КВЕСТА можно решать разные задачи: проверить полученные ранее знания или провести контроль их усвоения, объяснить новый материал и систематизировать прошедший. КВЕСТЫ развивают внимание и умение мыслить логически, учат принимать решения в нестандартных ситуациях и работать в команде.

Коллеги, а сейчас я попрошу вас отразить свои впечатления о мастер-классе, продолжив морскую тематику квеста.

Перед Вами карта с изображением эмоциональных "островов":

 о. Просветления, о.Недоумения, о.Тревоги, о.Ожидания, о.Воодушевления. У каждого из Вас кораблик, я прошу его пришвартовать к тому острову, который отражает Ваше эмоциональное состояние после мероприятия, и сказать несколько слов о нём.

 Например: «Мое состояние после данного мастер-класса характеризуется удовлетворением, осознанием полезности дела, положительными эмоциями».

«Я пришвартую свой кораблик между островами Ожидания и Просветления».

Подводя итог своего мастер-класса, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей.

 Спасибо за внимание, уважаемые коллеги!

Приложение №1 Задания для квеста

Локация 1

http://abetkaland.in.ua/wp-content/uploads/2017/10/17-777-4.jpghttp://abetkaland.in.ua/wp-content/uploads/2017/10/17-777-2.jpg

20

37

9

10

1

4

25

56

38

28

8

20

6

7

9

17

8

3

70

30

1

69

Локация 2

2 1673483305_gas-kvas-com-p-morskaya-zvezda-risunok-detskii-3.png 5 1673483305_gas-kvas-com-p-morskaya-zvezda-risunok-detskii-3.png 7 = 17

16 1673483305_gas-kvas-com-p-morskaya-zvezda-risunok-detskii-3.png 2 1673483305_gas-kvas-com-p-morskaya-zvezda-risunok-detskii-3.png 0 = 8

37 1673483305_gas-kvas-com-p-morskaya-zvezda-risunok-detskii-3.png 61673483305_gas-kvas-com-p-morskaya-zvezda-risunok-detskii-3.png 3 = 39

27 1673483305_gas-kvas-com-p-morskaya-zvezda-risunok-detskii-3.png 31673483305_gas-kvas-com-p-morskaya-zvezda-risunok-detskii-3.png  4 = 5

12 1673483305_gas-kvas-com-p-morskaya-zvezda-risunok-detskii-3.png 2 1673483305_gas-kvas-com-p-morskaya-zvezda-risunok-detskii-3.png 6 = 24

Локация 3

Решите задачу.

Один рыбак поймал 18 кг рыбы, а второй в 3 раза меньше.Сколько всего рыбы наловили рыбаки?

Локация 4

27 : Х = 9

Х : 4 = 7

Х ∙ 2 = 14 

3 ∙ Х = 18

 4 ∙ Х = 36

Приложение №2

Оценочный лист квеста «В поисках сокровищ»

Команда «___________________»

Локации

Выполнили (+),

не выполнили (-)

Затруднения при выполнении задания

1

«Название корабля»

2

«Остров Вычислений»

3

«Мыс Задачный»

4

«Остров Уравнений»

5

«Остров Сокровищ»

Оценка учителя-наставника: _____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, кажды...

Метод проектов, как одна из форм продуктивного обучения в современных условиях

Методические рекомендации для учителейначальных классов и учителей математики...

Активные формы и методы развития личности школьника во внеурочной деятельности

Активные формы и методы развития личности школьникаво внеурочной деятельности...

Использование активных методов обучения на уроке и во внеурочной деятельности

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:1 Пассив...

Использование технологии проектного обучения на уроках и во внеурочной деятельности

В данной статье описывается собственный опыт использования технологии проектного обучения на уроках и во внеурочной деятельности....

Статья "Использование технологии проектного обучения на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"

          С введением ФГОС в школах важное место в обучении детей заняла проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности. Это сложный процесс, но увлекательн...