Программа внеурочной деятельности "Шашки"
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Шашки» 3-4 класс разработана в соответствии с результатами освоения курса внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3-4klass_shashki.docx | 48.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Шашки» 3-4 класс разработана в соответствии с результатами освоения курса внеурочной деятельности.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами внеурочки «Шашки» являются следующие умения:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- Адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);
- Выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей групп.
- Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
Обучающийся получит возможность научиться:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на внимание;
Содержание курса внеурочной деятельности
1-ый год обучения
1. Вводное занятие. Техника безопасности. (Теория)
2. Общие положения (теория)
Развитие физической культуры и спорта в стране (1 ч.)
Цели и задачи физического воспитания. Спортивная классификация и ее значение. Разрядные требования по шашкам.
Вопросы гигиены и всестороннего физического развития (1 ч.)
Гигиена школьника и спортсмена. Закаливание. Гигиена сна и отдыха. Режим дня. Питание спортсмена.
Роль всестороннего физического развития для повышения спортивного мастерства.
Основание перевода воспитанника на следующий этап обучения -успешное усвоение материалов программы, желание учащегося, удовлетворительная посещаемость.
Основание для отчисления - длительное непосещение занятий или плохое поведение.
Режим работы:
для групп первого и второго года обучения - 1 занятие в неделю с общей нагрузкой 1 час.
3. Правила соревнований. (Теория и практика)
Правила игры в русские шашки (1 ч.)
• шашечная доска;
• наименование диагоналей доски;
• цель игры;
• ход;
• ходы шашки;
• первый ход;
• момент совершения хода;
• прикосновение к шашке;
• шашечная нотация;
• определение результата партии;
• различные виды проигрыша;
• различные виды ничьей;
• неправильности при ведении партии.
Правила проведения соревнований (2 ч.)
• виды и характер соревнований;
• системы проведения соревнований;
• возрастные группы участников;
• права и обязанности участников;
• контрольные часы и пользование ими;
• время на обдумывание ходов;
• запись партии, учет сделанных ходов;
• откладывание партии;
• доигрывание отложенной партии;
• результаты соревнований;
• проведение командных соревнований;
• проведение соревнований по швейцарской системе.
4. Основы шашечной теории.(Теория и практика)
Общие вопросы шашечной теории ( 1 ч.)
Три стадии партии.
Что дает знание теории игры.
Взаимное обогащение теории и практики.
С чего начинать изучение теории шашечной игры.
Значение равновесия сил в материале и пространстве.
Общее правило равновесия сил:
- потеря уже одной шашки ведет к проигрышу;
- дамка сильней шашки;
Принцип стеснения (ограничения) действий противника.
Понятие о шашечной позиции.
Позиционное преимущество - важнейший путь к достижению победы.
Значение центральных полей доски ( 1 ч.)
Показ силы центра на примерах.
Связывание шашек ( 1 ч.)
Что понимается под связкой.
Связка - один из важнейших приемов получения позиционного преимущества.
Простейшие схемы связок в центре.
Пример связки в партии по начальным ходам дебюта «Перекресток».
Общее правило связывания шашек - меньшим количеством своих шашек сдерживать большее количество шашек противника.
Значение размена и понятие о темпе ( 1 ч.)
Как понимать в шашках оппозицию. Понятие выгодной и невыгодной оппозиции. Размен и правильное пользование им. Понятие о темпе. Учет возможностей размена в плане игры.
Элементарные ловушки в начале партии (2 ч.)
Показ и разбор примеров.
5. Тактика и техника шашечной игры. (Теория и практика)
Различные способы выигрыша шашки ( 1 ч.)
Разнообразие тактических приемов в игре.
Важность умения пользоваться тактическими приемами.
Расчет ходов в партии.
Техника проведения тактических приемов.
Значение техники игры в окончаниях.
Разбор различных способов выигрыша шашки.
Тактика угрозы ( 1 ч.)
Угроза как распространенный тактический прием и игре.
Физиологические особенности умственной деятельности человека в свете учения академика И.П. Павлова. Влияние физической культуры и спорта на организм спортсмена.
Систематические занятия физическими упражнениями и спортом, как непременное условие укрепление здоровья, физических сил и достижения высоких спортивных результатов.
Общая физическая подготовка как средство воспитания морально-волевых качеств.
История развития шашек в нашей стране ( 1 ч.)
История шашек от древних времен до наших дней. Выдающиеся мастера прошлого: А. Петров, С. Воронцов, А.И. и В.И. Шошины, Ф. Каулен, Д. Саргин, П. Бодянский, В. Соков и др.
6. Важнейшие данные об игре в окончаниях. (Теория и практика)
Технически трудные окончания ( 1 ч.)
Дамка и две простые против дамки.
Значение позиции Д. Саргина для теории шашечных окончаний.
Три дамки против дамки и простой.
Три дамки против дамки и двух простых.
Расчет ходов в окончаниях ( 2ч.)
Важность знания правила оппозиции. Разбор примеров.
Три дамки против одной в окончаниях ( 1 ч.)
Треугольник А.Д. Петрова.
Борьба одной шашки против двух и более шашек ( 1 ч.)
Характерные ничейные позиции в борьбе одной шашки против двух.
Борьба простых (1 ч.)
Две шашки против двух. (Примеры).
Три шашки против двух.
Типичные позиции из борьбы трех шашек против четырех.
Четыре шашки против четырех.
Совместная борьба дамок и простых ( 1ч.)
Различные случаи борьбы дамок против простых, находящихся на одном фланге. Борьба дамки против двух и трех простых, находящихся на разных флангах. Совместная борьба дамок и простых против дамки, а также против дамки с простыми шашками. Дамка и простая против простых.
Атака и защита ( 3ч.)
Что означает атака в шашечной партии.
Атака на пункт.
Выявление предпосылок для начала атаки.
Когда начинать атаку.
Значение атаки в общем стратегическом плане партии.
Активность в защите.
Использование защитительных ресурсов при атаке.
Экономил сил - обязательное условие всякой защиты.
Атака в партиях мастеров.
7. Начальные сведения об игре в международные шашки. (Теория и практика)
Правила игры в шашки ( 1 ч.)
Отличия в правилах игры в русские и международные шашки. Различные виды ничьих в международные шашки. «Удар новичка». ( 1 ч.)
Ловушки в начале партии ( 2ч.)
Разбор примеров.
8. Шашечная композиция. (Теория и практика)
Концовки ( 2 ч.)
Как понимать шашечную концовку. Практическая ценность изучения шашечных концовок. Связь концовки с практической игрой.
Разбор концовок на различные темы с целью уяснения их идейного содержания и технических приемов выполнения задания. Примеры концовок.
Этюдное творчество (2 ч.)
Понятие об этюде.
Важность знания этюдных приемов борьбы для практической игры.
Связь этюда с партией.
Этюд как показатель важного принципа экономичности игры.
Борьба простых в этюдах.
Разбор примеров, характеризующих этюдную борьбу простых.
Этюды с дамками.
Борьба дамок против простых.
Борьба дамок с простыми против простых в этюдах.
Разбор примеров.
9. Общефизическая подготовка. (Практика) (2ч)
2-ой год обучения
1. Вводное занятие. Техника безопасности. (Теория )
2. Элементы стратегии шашечной игры. (Теория и практика)
Значение плана в игре ( 1 ч.)
Значение общего плана игры в партии. Приемы выбора наиболее выгодного плана.
Вынужденное изменение плана в зависимости от обстоятельств борьбы. План борьбы за владение выгодными полями. План флангового охвата центральной позиции противника. План игры на ослабление пункта. План игры на прорыв.
Пример плана игры с учетом связи комбинационных и позиционных действий.
Использование угрозы для нарушения общего плана игры противника. Угроза как средство форсированного стеснения позиции противника. Нахождение и выгода двойной и неотразимых угроз. Угроза с целью захвата инициативы. Несостоятельность тактики злоупотребления угрозами.
Тактика окружения ( 2 ч.)
Тактика окружения (охвата) неприятельских сил.
Принципы правильного и последовательного окружения центральной позиции.
Окружение как защитительная тактика.
Использование отсталых и изолированных шашек ( 2 ч.)
В чем смысл строенной расстановки шашек. Тактика использования отсталых и изолированных шашек. Слабость шашек при положении «на весу». Блокирование изолированных шашек.
Создание опорных пунктов ( 1 ч.)
Создание опорных пунктов в лагере противника.
Активизация позиции путем занятия решающих опорных пунктов.
Тактика организации опорного пункта на поле.
Сложные случаи тактических угроз далеко продвинутыми шашками.
3. Тактика и техника шашечной игры ( часов). (Теория и практика)
Тактика жертвы ( 1 ч.)
Жертва материала как особый тактический прием в игре. Значение и использование жертвы в практической игре. Примеры с различными жертвами.
Что такое шашечная комбинация ( 1 ч.)
Роль комбинации в шашечной игре. Цели комбинации. Идейное содержание комбинации. Понятие о финальном ударе.
Логическая связь мотива, идеи и механизма комбинации. Способы нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма.
Как изучать технику проведения комбинаций.
Практическое изучение технических приемов комбинаций ( 1 ч.)
Удары с полей. Разбор примеров.
4.Важнейшие данные об игре в окончаниях. (Теория и практика)
Технически трудные окончания (3 ч.)
Дамка и две простые против дамки.
Значение позиции Д. Саргина для теории шашечных окончаний.
Три дамки против дамки и простой.
Три дамки против дамки и двух простых.
Расчет ходов в окончаниях ( 2 ч.)
Важность знания правила оппозиции. Разбор примеров.
Три дамки против одной в окончаниях ( 2 ч.)
Треугольник .
Борьба одной шашки против двух и более шашек ( 3 ч.)
Характерные ничейные позиции в борьбе одной шашки против двух.
Борьба простых ( 2 ч.)
Две шашки против двух. (Примеры).
Три шашки против двух.
Типичные позиции из борьбы трех шашек против четырех.
Четыре шашки против четырех.
Совместная борьба дамок и простых ( 2 ч.)
Различные случаи борьбы дамок против простых, находящихся на одном фланге.
Борьба дамки против двух и трех простых, находящихся на разных флангах.
Совместная борьба дамок и простых против дамки, а также против дамки с простыми шашками.
Дамка и простая против простых.
Атака и защита ( 2 ч.)
Что означает атака в шашечной партии.
Атака на пункт.
Выявление предпосылок для начала атаки.
Когда начинать атаку.
Значение атаки в общем стратегическом плане партии.
Активность в защите.
Использование защитительных ресурсов при атаке.
Экономил сил - обязательное условие всякой защиты.
Атака в партиях мастеров.
5. Шашечная композиция. (Теория и практика)
Борьба дамок в этюдах ( 2 ч.)
Практический разбор этюдов на данную тему.
Этюды на тему столбняка ( 2 ч.)
Разбор примеров.
Концовки (2 ч.)
Разбор примеров.
6 .Начальный курс шашечных дебютов ( часа). (Теория и практика)
Теория шашечных дебютов ( 1 ч.)
7. Общефизическая подготовка. (Практика) (2 ч)
Формы организации деятельности
групповая, коллективная, индивидуальная
Формы занятий
Беседа, настольные игры, турниры по шашкам, проведение соревнований.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Занятие. Экскурсия в класс шашек. История шашек. | 1 |
2 | Занятие. Сказка начинается… (общие понятия о шашках) | 1 |
3 | Занятие. Шашечная доска и шашки. Шашечные дороги. | 1 |
4 | Занятие. Шашечные поля. | 1 |
5 | Практическое закрепление материала | 1 |
6 | Занятие. Диагональ | 1 |
7 | Практическое закрепление материала | 1 |
8 | Занятие. Как ходят шашки | 1 |
9 | Практическое закрепление материала | 1 |
10 | Занятие. Основные правила шашечной игры | 1 |
11 | Практическое закрепление материала | 1 |
12 | Занятие. Цели игры и определение результата партии | 1 |
13 | Практическое закрепление материала | 1 |
14 | Практическое закрепление материала | 1 |
15 | Занятие. Разные виды ничьей партии | 1 |
16 | Практическое закрепление материала | 1 |
17 | Занятие. Как начинать партию? | 1 |
18 | Практическое закрепление материала | 1 |
19 | Занятие. Знакомство с таблицей шашечного турнира. | 1 |
20 | Практическое закрепление материала | 1 |
21 | Занятие. Как начинать партию? | 1 |
22 | Практическое закрепление материала | 1 |
23 | Практическое закрепление материала | 1 |
24 | Занятие. Как ходят шашки | 1 |
25 | Практическое закрепление материала | 1 |
26 | Практическое закрепление материала | 1 |
27 | Занятие. Как ходят шашки | 1 |
28 | Практическое закрепление материала | 1 |
29 | Занятие. Подготовка к соревнованиям | 1 |
30 | Практическое закрепление материала | 1 |
31 | Практическое закрепление материала | 1 |
32 | Практическое закрепление материала | 1 |
33 | Соревнование по шашкам между игроками. | 1 |
34 | Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры | 1 |
№ | Тема | Количество часов |
1 | Занятие. Делаем наилучшие ходы. | 1 |
2 | Практическое закрепление материала | 1 |
3 | Занятие. Простые комбинации. | 1 |
4 | Практическое закрепление материала | 1 |
5 | Занятие. Основы позиционной игры. | 1 |
6-8 | Практическое закрепление материала | 1 |
9 | Занятие. Комбинационные приемы | 1 |
10-12 | Практическое закрепление материала | 3 |
13 | Занятие. Связывание | 1 |
14-15 | Практическое закрепление материала | 2 |
16 | Занятие. Использование дополнительного темпа. | 1 |
17 | Практическое закрепление материала | 1 |
18 | Занятие. Размен. | 1 |
19-20 | Практическое закрепление материала | 2 |
21 | Занятие. «Шлагбаум». | 1 |
22 | Практическое закрепление материала | 1 |
23 | Занятие. Достижение выгодной оппозиции. | 1 |
24-25 | Практическое закрепление материала | 2 |
26 | Занятие. Треугольник Петрова. | 1 |
27-28 | Практическое закрепление материала | 2 |
29 | Занятие. Подготовка к соревнованиям | 1 |
30 | Практическое закрепление материала | 1 |
31 | Занятие. Растяжка и оттяжка. | 1 |
32 | Практическое закрепление материала | 1 |
33 | Эффективность и красота комбинаций. | 1 |
34 | Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...