Конспект занятия "Знаменитые педагоги в истории московских улиц"
план-конспект занятия (2 класс)

Грязнова Дарья Александровна

Данный урок москвоведения проводится во 2 классе в рамках изучения раздела "Знаменитые улицы и пешеходные маршруты Москвы". Обучающиеся знакомятся с биографией знаменитых педагогов, а также узнают, почему улицы названы в их честь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок «Знаменитые педагоги в истории московских улиц»

Учитель: Грязнова Дарья Александровна

Класс: 2                Предмет: москвоведение (разговоры о важном)    Дата: __.__.2023

Единица содержания: биография знаменитых педагогов, почему улицы Москвы названы в их честь

Цель урока

обучающий аспект:

  • понимать необходимость получения знаний;
  • иметь представление о роли учителя/наставник/воспитателя в жизни человека;
  • познакомиться с выдающими российскими педагогами (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. Н. Толстой) через виртуальную экскурсию по улицам Москвы;

развивающий аспект:

  • развивать умения работы как самостоятельно, так и в совместной деятельности;
  • развивать умения работы с картой;
  • развивать умение высказывать своё отношение к обсуждаемым вопросам;
  • развивать воображение и творческое мышление;

воспитывающий аспект:

  • воспитывать уважение к труду учителя;
  • уметь поддерживать товарищеские отношения с одноклассниками.

Тип урока: урок изучения нового

Этапы урока: 

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
  • усвоение новых знаний и первичная проверка усвоения;
  • подведение итогов урока на рефлексивной основе.

Ресурсы урока: видеоролик, рабочий лист (приложение 1).

Ход урока

  1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности –    5   мин.

Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний в обсуждении темы, которая непосредственно касается каждого из них: осознать необходимость присутствия в жизни любого растущего человека воспитателя, учителя, которые наставляют его, учат правилам жизни, дают знания, развивают способности

Методы: репродуктивный

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Исполнение гимна РФ.

Проводит беседу и предлагает подумать, как связаны эти слова между собой: УЧИТЬ, УЧИТЬСЯ, УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИКИ

Учитель сообщает, что 2023 год – год педагога и наставника, предлагает посмотреть видеоролик.

Исполняют гимн.

Выполняют задание 1 на рабочем листе (Учитель – это тот, кто учит. Учитель

учит, а ученики учатся. Учитель помогает ученикам учиться).

Смотрят видео.

  1. Усвоение новых знаний и первичная проверка усвоения – 30 мин.

Задача: обеспечение восприятия и осознания нового материала, установление правильности и осознанности усвоения новых знаний на репродуктивном уровне

Методы: репродуктивный

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает отправиться на виртуальную экскурсию по Москве, сообщает маршрут путешествия. Организует проверку.

Знакомит учеников с выдающимися российскими педагогами. Организует проверку изученного материала, задаёт дополнительные вопросы, проводит обсуждение.

Предлагает прочитать 3 ситуации и выделить качества, которые преобладают в каждом педагоге в данной ситуации. Организует проверку и беседу по представленным ситуациям.

Смотрят маршрут экскурсии на рабочем листе, отвечают на вопросы по карте.

Выполняют задание на рабочем листе: читают тексты, выполняют тест. Отвечают на вопросы во время фронтальной проверки.

Читают ситуации, определяют качество.

Называют ответы, аргументируют свой ответ.

  1. Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе – 5 мин.

Задача: обеспечение оценки собственной деятельности с учетом поставленных в начале урока целей, подвести итоги разговора об учителях и наставниках: обобщается информация о значении труда воспитателя, учителя.

Методы: репродуктивный

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проводит беседу. Ребята, как вы считаете, достаточно ли, чтобы только учитель обладал такими качествами?

Помогает учениками вывести ответ, чтобы они были успешными, говорит о том, что не только учителю, но и самим ученикам необходимо обладать определенными качествами: уметь слушать, контролировать поведение.

Рефлексия «Продолжи предложение»:

Если бы я был учителем, я бы всегда …

Если бы я был учителем, я бы обязательно …

Если бы я был учителем, я бы никогда …

Я хочу научиться у своих учителей …

Ответы учащихся.

Записывают продолжение фраз на рабочем листе (приложение 1).

Приложение 1 (рабочий лист к уроку)

Задание 1. Как эти слова связаны между собой: УЧИТЬ, УЧИТЬСЯ, УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИКИ. Запишите все возможные варианты ответов.

Маршрут виртуальной экскурсии по Москве

  1. Запишите маршрут экскурсии: Пункт А___________ - Пункт Б___________ - Пункт В___________ .
  2. В честь кого названы улицы? _________________________________________________
  3. Почему улицы так названы?

Задание 3. Прочитайте тексты и выполните тест.

улица Макаренко

Улица проходит по Басманному району от Чистопрудного бульвара (Бульварное кольцо) до улицы Чаплыгина. Улица названа в честь педагога, писателя, организатора перевоспитания детей-правонарушителей в трудовых колониях Антона Семёновича Макаренко.

Антон Макаренко – гениальный педагог и воспитатель. Его система воспитания основана на трех основных принципах – воспитание трудом, игра и воспитание коллективом.

улица Льва Толстого

Улица проходит по району Хамовники от Комсомольского проспекта до Большой Пироговской улицы и проезда Девичьего Поля.

Недалеко – Москва-река, Садовое кольцо и метро «Парк культуры». Улица названа в 1920 году в честь писателя Льва Толстого (1828—1910), жившего в 1882-1901 годах на этой улице (сейчас в этом доме находится музей-усадьба Л. Толстого).

Лев Николаевич Толстой – учитель, писатель. Всю жизнь посвятил детям, образованию, педагогике. Считал, что воспитывать детей надо так, чтобы не нарушать их внутренний мир, развивать их творческие способности.

улица Крупской

Улица Крупской проходит по Ломоносовскому району от Ленинского проспекта до Проспекта Вернадского. Улица названа в честь Надежды Константиновны Крупской, советского педагога, которая утверждала, что между школой и семьёй проходит тесная связь. Н.К. Крупская считала, что воспитание в школе не может быть осуществлено без участия семьи.

Не спроста улица названа в честь Крупской, ведь на ней находится немало образовательных организаций, коррекционных школ и детских садов.

Тест

1) Кто из нижеперечисленных НЕ является педагогом?

А. Антон Семёнович Макаренко

Б. Иван Петрович Кулибин

В. Лев Николаевич Толстой

Г. Надежда Константиновна Крупская

2) Кто из педагогов утверждал, что в воспитании детей большую роль играет тесная связь между школой и семьёй?

А. Антон Семёнович Макаренко

Б. Лев Николаевич Толстой

В. Надежда Константиновна Крупская

3) Как вы думаете, что означает метод Макаренко «воспитание коллективом»?

4) Соотнесите название улиц с их изображением на карте столицы.

улица Макаренко

улица Крупской

улица Льва Толстого

Задание 4. Прочитайте ситуацию и назовите качество, которое больше всего проявляется в учителе.

Ситуация №1 – Девочка Маша пришла в школу очень расстроенная. На уроке она отвлекалась, вытирала слезы время от времени. Учительница на перемене поговорила с девочкой и узнала, что ее мама уехала в командировку, она очень скучает. Учительница ее крепко обняла и сказала, что мама скоро вернется, а пока она предложила ей быть своей помощницей: Маша раздавала тетради, следила за порядком в классе.

Ситуация №2 – На уроке математики ученик говорит учителю: «Для чего мне надо решать эти примеры в уме, ведь мне в жизни это не пригодится, и калькуляторы есть». Учитель не стал повышать на ученика голос, а показал на примере, что счет в уме развивает память, помогает быстрее ориентироваться в ситуации и принимать правильные решения.

Ситуация №3 – После прогулки девочки пожаловались учителю, что мальчики не пускают их на качели. Учитель собрал всех ребят вместе, обсудил ситуацию и выяснилось, что девочки тоже вредничали и не хотели брать мальчиков в игру. Учитель всех детей подружил, все попросили друг у друга прощение.

Рефлексия. Продолжите предложения.

Если бы я был учителем, я бы всегда ______________________________________________ .

Если бы я был учителем, я бы обязательно ______________________________________________ .

Если бы я был учителем, я бы никогда ______________________________________________ .

Я хочу научиться у своих учителей ______________________________________________ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Из истории московского транспорта"

http://nsportal.ru/konkurs/ya-klassnyi-rukovoditel/klassnyi-chas-iz-istorii-moskovskogo-transporta...

Классный час "Из истории московского транспорта".

http://nsportal.ru/konkurs/ya-klassnyi-rukovoditel/klassnyi-chas-iz-istorii-moskovskogo-transporta...

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе «История Московского Кремля» УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Конспектоткрытого урокапо окружающему мируво 2 классе«История Московского Кремля»УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»...

Тест по истории Московская Русь 15-18 веков. 4 класс.

Тест разработан по учебнику Э.С. Итина "Родная история" для учащихся 4 класса. Данная работа  позволяет выявить уровень усвоения материала по разделу учебника "Московская Русь 15-18 веков"....

Презентация к уроку окружающего мира по УМК Плешакова 4 кл. "История Московского Кремля"

Тема урока: "История Московского Кремля"Цель урока:  углубление знаний об истории Московского Кремля.Задачи урока:Образовательные - закрепить и углубить знания об истории Московского Кремля, его ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "История Московского Кремля" 2 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование знаний об истории Московского кремля; познавательного интереса.Планируемые результаты:Предметные:Знать: историю Московского кремля;Уметь: пользоваться справочно...