«Использование опорных схем на индивидуальных занятиях с обучающимися разных нозологий»
консультация

Работая в школе с глухими учащимися,  ОЧЕНЬ СЛОЖНО ПРАВИЛЬНО И ДОСТУПНО ОРГАНИЗОВАТЬ ЗАНЯТИЕ ИЛИ УРОК, ПОЭТОМУ Я УЖЕ 3 ГОД РАЗРАБАТЫВАЮ МОДЕЛИ, СХЕМЫ. И ХОЧУ ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ ОПЫТОМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ДОКЛАД16.72 КБ
Файл doklad.pptx999.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование опорных схем на индивидуальных занятиях с обучающимися разных нозологий»

 

 Для того, чтобы дать прочные знания детям с ограниченными возможностями здоровья учитель сталкивается со многими вопросами, которые необходимо решать:

• как учить, чтобы обеспечить развитие, воспитание школьников;

• как поддерживать высокую мотивацию учения;

• как научить учащихся способам самостоятельной работы;

•  как развивать умение работать с заданиями.

 Меня, как и каждого учителя-дефектолога беспокоит вопрос об эффективности занятий, о том, как интереснее их провести.

 Наглядность на занятии играет большое значение.    Без демонстрации на них обойтись практически невозможно.

Поэтому не случаен интерес к нетрадиционным педагогическим технологиям, которые строятся с учетом интересов, потребностей, возможностей ученика, гарантируют определенный уровень обучения, обеспечивают повторяемость, воспроизводимость результатов. 

Чтобы повысить эффективность усвоения материала, я решила в системе использовать одну из технологий, которая   переживает новое рождение – это технология опорных схем.

    Описание технологии.

Задачи, которые я перед собой поставила, применяя технологию опорных схем следующие:

        дать прочные и глубокие знания по предмету каждому ученику, показать детям их внутренние ресурсы, привить им желание учиться, стремление узнать новое;

        развивать связную устную речь у детей.

 Методику применения и сами опорные сигналы я заимствовала у педагогов - новаторов. Но я дополняю опоры, изменяю, адаптируя к ситуации, и составляю свои.

Наиболее важными средствами наглядности являются те, которые создаются непосредственно на занятии. Данные средства наглядности выполняют функцию конспектирования материала. В процессе подготовке домашних заданий они выступают в качестве опорных звеньев в повторении пройденного материала.

       Опорные схемы могут быть:

1.Печатными, в том числе стенными (таблицы, картины и др.), настольными (рисунки, графики, диаграммы в книгах, альбомах и т.п.), раздаточными;

2.Создаваемыми в процессе занятия;

4.Самодельными стационарными, создаваемыми учениками под руководством учителя

 Остановлюсь подробнее на опорных схемах, создаваемых в процессе занятия.

Опорные схемы – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

Основным условием для создания опорных схем является правильная расстановка акцентов, постановка целей и задач, необходимость краткого изложения материала, оригинальность исполнения, эстетичность.

         Средствами выражения могут служить графики, схемы, рисунки, символы, цвет, условные обозначения. Любая опорная схема должна нести какое-то смысловое значение, быть наглядной, понятной для окружающих, включать целостность изучаемого материала, важным условием является взаимосвязь всех составляющих логической цепочкой.

Благодаря визуализации, опорная схема позволяет:

- ускорять процесс обучения;

- лучше ориентироваться в изучаемом теоретическом материале;

- запоминать информацию при быстром и полном обзоре темы;

- формировать общеучебные умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией;

- мыслить по-новому, максимально используя оба полушария головного мозга;

- улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся

- является хорошим помощником при выполнении домашнего задания, организации закрепления материала.

Для коррекционно-развивающего обучения недостаточно создать положительный эмоциональный фон, положительное эмоциональное отношение ребенка к занятиям. Необходимо включить учащихся в деятельность, "соединяющую ум с сердцем", близкую и понятную детям, результативную и успешную.  Применение опорных схем в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе: 

      • выделения сущностных признаков изучаемых явлений;

      • опоры на жизненный опыт ребенка;

      • необходимости и достаточности в определении объема, изучаемого материла;

      • введения в содержание методов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, формирования у учащихся деятельностных   функций, необходимых для решения учебных задач

         Главным критерием хорошей опорной схемы является ее востребованность, многоразовое использование. Она позволяет разделить изучаемый материал на составляющие, использовать не только материал учебника, но дополнять новыми фактами.

Метод опорных схем имеет большие преимущества.

    Использование опорных схем на практике.

  Уже не один учебный год    использую опорные схемы на своих занятиях.

(СЛАЙДЫ)

     Результаты.

 Применяя на занятиях опорные схемы, я отмечаю, что

- учащиеся легко и быстро стали запоминать учебный материал;

- повысился интерес учащихся к изучаемому предмету;

- ребята почувствовали уверенность в своих силах и способностях;

- повысился уровень их познавательной самостоятельной деятельности.

 

 

  Я привела лишь небольшую часть примеров их использования в процессе обучения. При более полном ознакомлении с данной методикой каждый найдет свои плюсы в использовании опорных схем.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Использование опорных схем на индивидуальных занятиях с обучающимися разных нозологий»

Слайд 2

Задачи · дать прочные и глубокие знания по предмету каждому ученику, показать детям их внутренние ресурсы, привить им желание учиться, стремление узнать новое; · развивать связную устную речь у детей.

Слайд 3

Опорные схемы 1.Печатными , в том числе стенными (таблицы, картины и др.), настольными (рисунки, графики, диаграммы в книгах, альбомах и т.п.), раздаточными; 2.Создаваемыми в процессе занятия ; 3 .Самодельными стационарными, создаваемыми учениками под руководством учителя;

Слайд 4

Опорная схема позволяет: - ускорять процесс обучения; - лучше ориентироваться в изучаемом теоретическом материале; - запоминать информацию при быстром и полном обзоре темы; - формировать общеучебные умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией; - мыслить по-новому, максимально используя оба полушария головного мозга; - является хорошим помощником при выполнении домашнего задания, организации закрепления материала.

Слайд 5

Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» Кто? Что ? Девочка Гриб Собака Дерево

Слайд 6

Тема « Род имён существительных» Женский род ( ж.р .) –а-я- девочк а , недел я Мужской род ( м.р .) гриб, мальчик Средний род ( ср.р .) –о-е- солнц е , лет о

Слайд 7

Тема « Мягкие и твёрдые согласные»

Слайд 8

Характеристика произведения Как называется (рассказ, сказка, стихотворение, быль, басня)? ……………….называется…………………… Кто написал ? Написал…………………………………………… Назови главных героев? Главные герои……………………………….. Назови тему……………………………………? Тема………………………………………………

Слайд 9

Русская народная сказка «Лиса и журавль» Понравилась ли тебе сказка? Какая она? Ответь так Выбери ответ -Лиса всегда (какая?) и (какая?) Хитрая, жадная, добрая, белая -Она (что сделала?) (кого?) в гости, но ей было жалко его (что делать?) (чем?) Лиса (какая?) она (что сделала?) (кого?) Мне не понравилась, как поступила (кто?). Так делать нельзя. пригласила, Журавля, собаку, угостить кашей, супом, нехорошая, хорошая, обидела гостя, угодила гостю.

Слайд 10

Дополни: Лиса (какая?) (какая?) (что сделала?) (что сделала?) Пригласила (кого?) Наварила (что?) Журавль (какой?) (какой?) (что сделал?) Пригласил (кого?) Приготовил (что?)

Слайд 13

Результаты - учащиеся легко и быстро стали запоминать учебный материал; - повысился интерес учащихся к изучаемому предмету; - ребята почувствовали уверенность в своих силах и способностях; - повысился уровень их познавательной самостоятельной деятельности.

Слайд 14

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование опорных схем в обучении учащихся начальной школы

Тема актуальна, так как по программе ФГОС ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы и схе...

Использование опорных схем на уроках литературного чтения в начальной школе

Почему дети учатся хорошо в начальных классах? Я считаю, что  успеваемость зависит от того, насколько ребенок осознает необходимость учебы.  Присоединяюсь к высказыванию В. Ф. Шаталова: «Рец...