Педагогическая диагностика готовности обучающихся к учебному сотрудничеству
материал

Кирпиченкова Оксана Анатольевна

Данный материал представляет собой адаптированный критериально-уровневый комплекс, который позволяет определить динамику уровня готовности учащихся к учебному сотрудничеству на этапе перехода от  начальной ступени к основной,  на основной  ступени обучения как таковой, и этапе завершения основного общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая диагностика готовности обучающихся к учебному сотрудничеству[1]

Актуальной задачей школы является подготовка детей к успешной социализации, общению и сотрудничеству с партнерами по совместной деятельности.  Как можно диагностировать способность-готовность школьников к коммуникации, партнерскому взаимодействию в обучении?

Данный материал представляет собой адаптированный критериально-уровневый комплекс, который позволяет определить динамику уровня готовности учащихся к учебному сотрудничеству на этапе перехода от  начальной ступени к основной,  на основной  ступени обучения как таковой, и этапе завершения основного общего образования.

Уточним значение понятия «учебное сотрудничество» (УС)  – это форма взаимодействия партнеров, активно способствующих достижению общегрупповых целей посредством коммуникации и совместных действий, при установлении норм общения и взаимодействия, ролевых функций.

        Учебное сотрудничество включает в себя коммуникативный и регулятивный (организационный) компоненты. В совокупности их развитие обеспечивает полноценное взаимодействие субъектов обучения.

Коммуникативный компонент включает показатели-умения непосредственной и опосредованной коммуникации бумажными и электронными источниками информации.  Показатели-умения непосредственной коммуникации:

  • вырабатывать, согласовывать и корректировать нормы сотрудничества;
  •  слушать партнера;
  • слышать партнера;
  • с полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме в соответствии с нормами, правилами родного языка;        
  • аргументировать свою точку зрения, отстаивать ее доброжелательным образом;
  • обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую позицию;
  • регулировать взаимодействие – искать компромиссы, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Показатели-умения опосредованной коммуникации:

  • работать с информацией – поисковое чтение (поиск необходимой информации); изучающее чтение (понимание и интерпретация информации); оценочное чтение (оценка информации с позиции возможности ее использования для решения учебной задачи и корректировка своей интерпретации).

        Регулятивный (организационный) компонент включает показатели-умения:

  • определять и распределять задачи как действия направленные на достижение цели;
  • планировать деятельность, распределять роли и функции;
  • осуществлять контроль над результатом.

Совокупность этих компонентов можно рассматривать в качестве критериев оценки уровня готовности к учебному сотрудничеству.

        Ниже представлен разработанный в ходе исследования практико-ориентированный, опирающийся на наблюдения педагога, критериально-уровневый комплекс педагогической диагностики уровня готовности учащихся к учебному сотрудничеству.

        Рекомендации к оценке уровня готовности конкретного школьника к учебному сотрудничеству:

- в чистом виде уровни развития готовности к учебному сотрудничеству представленные выше встречаются далеко не всегда; следует ориентироваться на наиболее существенные особенности проявлений умений взаимодействовать в дидактических ситуациях разного типа;

- в характеристике более высокого уровня развития могут сохраняться какие-то свойства, проявившиеся ранее; в связи с этим надо учесть, что отдельно взятый сам по себе признак редко означает, что данный уровень достигнут, его непременно надо соотнести с другими признаками;

- оценка уровня развития готовности к учебному сотрудничеству трудно осуществима без создания учителем условий группового взаимодействия в учебной работе; 

- фиксируя наиболее типичные, устойчивые особенности поведения в учебном взаимодействии, следует обратить внимание и на те проявления, которые наблюдаются в самое последнее время.

Карта наблюдений для педагога.

Показатели-характеристики учащегося

Варианты оценки

1

2

3

Коммуникативный критерий

1.

Активно участвует в выработке групповых норм взаимодействия, их согласовании и выполнении

 а) никогда, б) редко        

  в) в основном, г) всегда.

2.

Умеет работать с текстом: понимает, преобразовывает, оценивает информацию

 а) нет,  б) не всегда,

 в) в основном, г) да, всегда.

3.

Внимательно слушает собеседника, старается понять

  а) нет,  б) не всегда,

  в) в основном, г) да, всегда.

4.

Способен ясно и точно, полно и доходчиво излагать свои мысли

  а) нет,  б) не всегда,

  в) в основном, г) да, всегда.

 5.

Соблюдает речевые нормы языка в процессе представления письменных или устных сообщений

  а) нет,   б) не всегда,

  в) в основном, г) да, всегда.

 6.

Задает вопросы для получения или уточнения информации

  а) нет,  б) не всегда,

  в) в основном, г) да, всегда.

 7.

Критично слушает, разделяет факты и умозаключения (выводы)

 а) нет,  б) не всегда,

 в) в основном, г) да, всегда.

 8.

Умеет подводить итоги, формулировать резюме (резюмирование)

 а) нет,  б) не всегда,

 в) в основном, г) да, всегда.

 9.

Раскрывает содержание материала, рассматривает его с разных сторон, имеет свое мнение по проблеме

 а) нет,  б) не всегда,

 в) в основном, г) да, всегда.  

10.

Аргументирует свою точку зрения, спорит и отстаивает свою позицию доброжелательным образом

 а) нет,  б) не всегда,

 в) в основном  г) да, всегда.  

11.

Проявляет готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

 а) нет,  б) не всегда,

 в) в основном, г) да, всегда.

12.

 Берет на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство)

  а) нет,  б) не всегда,

  в) в основном, г) да, всегда.

13.

 Оказывает помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели

 а)  нет,  б)  иногда,

 в)  часто,  г)  всегда.

14.

К критике своих действий, решений, со стороны учащихся, учителя относится

 а)  отрицательно,

 б)  безразлично,

 в) положительно,

 г) конструктивно.

15.

Оказывает помощь партнерам, имеющим трудности

 а) никогда, б) редко,

 в) часто, г) всегда.

16.

Ищет альтернативные способы разрешения проблемных/конфликтных ситуаций, идет на компромиссы

 а) нет, б) не всегда,

 в) в основном, г) да, всегда.

17.

Выдвигает в процессе взаимодействия новые цели и смыслы, способы конструктивного сотрудничества

  а) никогда, б) редко,        

  в) в основном, г) всегда.

Регулятивный (организационный) критерий

18.

Участвует в определении задач и планировании взаимодействия членов группы

  а) нет,  б) не всегда,

  в) в основном, г) да, всегда.

19.

Принимает задачи, поставленные группой, активно приступает к их выполнению

  а) нет,   б) не всегда,

  в) в основном, г) да, всегда.

20.

Выполняет функции, которые закреплены за ролью

  а) нет,  б) не всегда,

  в) в основном, г) да, всегда.

21.

Готов к контролю и оценке индивидуальных результатов

  а) нет,  б) не всегда,

  в) в основном, г) да, всегда.

22.

Способен осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку результатов

  а) нет,  б) не всегда,

  в) в основном, г) да, всегда.

        

        Обработка результатов диагностики. Ответы, соответствующие пункту «а», оцениваются в 0 баллов, букве «б» - 1 балл, букве «в» - 2 балла, букве «г» - 3 балла. Перевод баллов в уровни выполняется на основании таблицы 1. Фиксация результатов опроса педагога находит отражение в таблице 2.

                                                                                            Таблица 1.

Определение уровня готовности учащихся к учебному сотрудничеству.

Уровни готовности к УС

Баллы

  1, недопустимый  (недостаточный)

0-16

2, допустимый   (достаточный)

17 - 33

3, оптимальный

34 - 50

4, высокий

51 - 66

Таблица 2.

№ п/п

задания

Фамилия, имя учащегося

Веселов И.

1

ответ

а

баллы

1

2 и т.д.

ответ

б

баллы

2

Общее количество баллов

32

        

        Анализ полученного в исследовании фактического материала позволил условно выделить четыре уровня готовности к учебному сотрудничеству.        

        Недопустимый (недостаточный) уровень (0 – 16 балла) характеризуется в основном «недопустимыми» результатами развития регулятивного (организационного) и коммуникативного компонентов учебного сотрудничества.

        Ученик в монологе высказывает отдельные фразы по учебному содержанию. В диалоге участвует односложными ответами, умение внимательно слушать не развито, собеседника не слышит, вопросы в процессе взаимодействия не задает. С трудом отвечает на поставленные вопросы.  Работая в группе в основном слушает. Не способен логично и связно вести беседу.

        Ученик, как член группы не имеет интереса к совместной работе, не может или не хочет работать вместе. Не проявляет интереса к формулированию общих целей деятельности. Отдает предпочтение индивидуальной работе, уклоняется от взаимодействия, в отношениях проявляет холодность, формализм, не осознает групповые задачи. Пытается достичь личную цель, которая может противоречить групповым задачам. Часто мешает учебной работе других, плохо общается, не готов к координации действий. Такой школьник не понимает цели взаимодействия, не способен восполнить свою некомпетентность с помощью окружающих его членов группы. Он не вступает в содержательные отношения взаимного контроля и оценивания, взаимообучения и взаимопомощи, взаимной ответственности.  Не проявляет толерантности, склонности к компромиссам, не способен разрешать конфликтные ситуации. Ученик не участвует в выработке норм сотрудничества, не выполняет принятые группой правила взаимодействия.

        Допустимый (достаточный) уровень (17 – 33 балла) характеризуется фрагментарно успешным развитием сорегулятивного (организационного) и коммуникативного компонентов учебного сотрудничества.

        Обучающийся в целом демонстрирует монологическую способность логично и связно вести беседу. Учебно-содержательная цель общения раскрывается не в полном объеме. Ученик может вступать в диалог, пытаться участвовать в дискуссии, задавать вопросы. Устный полный ответ строит по алгоритму.  

        Ученик проявляет потенциальную готовность к взаимодействию, основанную на прагматическом подходе, при нейтральном, безразличном отношении к самой совместной работе. Проявляет низкий уровень взаимодействия. Как член группы согласен с тем, что он должен работать вместе с другими участниками, но при этом не способен принимать участие в организации эффективного взаимодействия. Обращает внимание на внешние, незначительные преимущества совместной деятельности, стремится достигнуть хорошего индивидуального результата, совершенствовать собственную учебную деятельность. Несет ответственность только за собственное учение, взаимодействует, главным образом, чтобы поделиться информацией и выполнить свое задание. Неохотно соглашается на выполнение ролевых обязанностей. Нейтрально относится к выработке норм сотрудничества в группе и не стремится их выполнять.

Оптимальный уровень (34 – 50 баллов) предполагает успешное развитие составляющих учебного сотрудничества – регулятивного (организационного) и коммуникативного компонентов.

        Учащийся демонстрирует способность логично и связно вести беседу. В диалоге, дискуссии активен, умеет слушать и слышать собеседника, задавать вопросы, критически мыслить. Умеет раскрыть содержание сообщения, рассмотреть его с разных позиций, выделить свое мнение по проблеме.

        Обучающийся проявляют положительное отношение к групповому взаимодействию. Готов оптимизировать учение сотрудников в процессе достижения общей цели. Проявляет интерес к способам совместного добывания знаний, умеет работать вместе при решении общей задачи, предпочитает коллективные формы работы. Выражает свою точку зрения доброжелательно, если даже она не совпадает с мнением большинства. Участвует в поиске причин конфликтов, в достижении компромиссов. Понимает и принимает возможность разделения труда, осуществляет само- и взаимоконтроль по отношению ко всем компонентам деятельности. Активно участвует во взаимообучении и взаимопомощи, несет ответственность не только за выполнение своей задачи, но и за работу членов малого коллектива. Соблюдает нормы сотрудничества, выработанные и согласованные в группе. Разделяет лидерство (активное влияние личности) в группе, при необходимости выполняют социальные, в том числе лидерские роли в соответствии со своими представлениями и способностями (умениями).

Высокий уровень (51 – 66 баллов) предполагает успешное развитие практически всех составляющих учебного сотрудничества – регулятивного (организационного) и коммуникативного компонентов.

        Учащийся демонстрирует способность строить монолог, диалог с соблюдением логичности, выразительности, завершенности высказываний, сообщений. Критично слушает, применяет перефразирование, резюмирование. Развернуто обосновывает суждение, дает определения, приводит доказательства, конкретные примеры. Творчески развивает тематическое содержание сообщения. Соблюдает нормы современного литературного языка.

        Учащийся проявляет активный эмоциональный интерес к взаимодействию в обучении. Демонстрирует рост коммуникативной свободы, расширенный спектр межличностных отношений с участниками взаимодействия, высокий уровень обязательности по отношению к другим и успеху группы. Является активным разработчиком норм сотрудничества и их корректором в процессе обучения. В процессе совместной деятельности проявляет готовность к переформулированию целей, смыслов деятельности, выдвижению новых целей и смыслов, апробированию новых способов конструктивного сотрудничества. Учащийся способен к инициативному партнерству, самоорганизации этапов взаимодействия. Разделяет лидерские обязанности в группе.  

        Достижение высокого уровня готовности к учебному сотрудничеству наблюдается в основном у старшеклассников (9-11 классы).        

        С опорой на результаты, полученные в процессе индивидуального изучения готовности школьников к учебному сотрудничеству, можно представить характеристику уровня готовности к учебному сотрудничеству учащихся класса - таблица №3.  

                                                                                        Таблица 3.

Характеристика уровня готовности учащихся

 к учебному сотрудничеству

        ____        класса     ____      школы, города

        ______________ (дата составления таблицы).

Фамилия, имя

Уровни   готовности к учебному сотрудничеству

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

1.

Веселов Иван

+

2.

……………и т.д.

+

Итоги

….   (чел.)

…..   %

….   (чел.)

…..   %

….   (чел.)

…..   %

….   (чел.)

…..   %

        

Полученные результаты диагностирования призваны помочь педагогу, владеющему информацией об индивидуальном уровне готовности учащихся класса к учебному сотрудничеству, во-первых, проанализировать свой подход к организации учебной деятельности; во-вторых, технологически и методически грамотно проектировать организацию обучения в малых и больших группах, создавая, таким образом, условия для развития социальных компетенций участников учебного процесса.


[1] Луговая Т.В. Учебное сотрудничество: содержание и технология организации [Текст]: научно-методическое пособие / Т.В. Луговая – М.: УЦ «Перспектива», 2015. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика готовности первоклассников к обучению в школе

Диагностическая работа составлена на основе использования материалов для проведения стартовой диагностики первоклассников Московского центра оценки качества образования,  материалов  г...

Педагогическая диагностика готовности ребенка к школе

Презентация к родительскому собранию по результатам проведения диагностики в 1 классе МБОУ СОШ с. Куймань 2012 г....

Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе

Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учителем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа. Первый этап - групповое обследование, в ходе которого дети работают на пр...

Педагогическая диагностика готовности детей к школе

Педагогическая диагностика  готовности детей к обучению в школе  и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей...

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...

Педагогическая диагностика готовности детей к школе

Я представила этапы педагогической диагностики готовности детей к  школе (1 класс)....