Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный эрудит»
элективный курс (4 класс)

Агзамова Ольга Васильевна

Цель: развивать математический образ мышления, повышение уровня математического развития учащихся.

Задачи:

Развивать у учащихся способность решать определённую задачу несколькими способами и находить среди них наиболее простые и оригинальные (гибкость мышления);

Развивать у учащихся способность вести грамотные рассуждения (логика рассуждений);

развивать у учащихся способность вычленять необходимые, существенные признаки объекта или процесса через абстрагирование от остальных, несущественных (степень абстрагирования);

Развивать у учащихся способность к динамичному отражению различных математических объектов в необходимых сочетаниях и связях (пространственное воображение);

Развивать у учащихся способность видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке, чувстве, почти внезапном (математическая интуиция);

Развивать у учащихся исследовательские умения, познавательную и творческую активность;

Формировать устойчивый интерес учащихся к предмету «Математика» посредством решения нестандартных занимательных задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_erudit.docx45.9 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Юный эрудит»

для 1-4 классов

г. Губкинский

Пояснительная записка

Рабочая программа « Юный эрудит» составлена на основе Нормативно правовых документов федерального уровня:

Федерального закона от 29.12.2012 г. No273 ФЗ «Закон об образовании в  Российской Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

Методических  рекомендаций, направленных по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки  России от 18.08.2017 № 09-1672;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81«О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».

Основной образовательной программой начального общего образования.

Цель: развивать математический образ мышления, повышение уровня математического развития учащихся.

Задачи:

Развивать у учащихся способность решать определённую задачу несколькими способами и находить среди них наиболее простые и оригинальные (гибкость мышления);

Развивать у учащихся способность вести грамотные рассуждения (логика рассуждений);

развивать у учащихся способность вычленять необходимые, существенные признаки объекта или процесса через абстрагирование от остальных, несущественных (степень абстрагирования);

Развивать у учащихся способность к динамичному отражению различных математических объектов в необходимых сочетаниях и связях (пространственное воображение);

Развивать у учащихся способность видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке, чувстве, почти внезапном (математическая интуиция);

Развивать у учащихся исследовательские умения, познавательную и творческую активность;

Формировать устойчивый интерес учащихся к предмету «Математика» посредством решения нестандартных занимательных задач.

Сроки реализации программы.    

Программа внеурочной деятельности  «Юный эрудит» предназначена для работы с детьми 1-4  классов  Программа занятий рассчитана в 1 классе на 33 часа, 2-4  классах на 34 часа, 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 30 - 40 мин. 

Планируемые результаты.

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов: приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни;   формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом;   приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.  

Анализировать правила игры.

Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

В результате освоения программы курса «Юный эрудит» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

    Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

    Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Содержание деятельности с указанием форм ее организации и видов:

работа с конструкторами;

моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор2;

конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,

«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др.

учебного пособия «Математика и конструирование»;

участие обучающихся в школьном, муниципальном, зональном турах олимпиад по математике.

участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и др. дистанционных математических конкурсах;

выпуск стенгазет.

Тематическое планирование

1 классы

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дано

По плану

Фактич

1

Математика — это интересно. Математика - царица наук.

1

03.09

2

Танграм: древняя китайская головоломка

1

10.09

3

Путешествие точки.

1

17.09

4

Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор.

1

24.09

5

Танграм: древняя китайская головоломка

1

01.10

6

Волшебная линейка

1

08.10

7

Праздник числа 10

1

15.10

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

22.10

9

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Игры с кубиками

1

12.11

10

Конструкторы

1

19.11

11

Весёлая геометрия

1

26.11

12

Математические игры

1

03.12

13

«Спичечный» конструктор

1

10.12

14

Задачи-смекалки

1

17.12

15

Прятки с фигурами

1

24.12

16

Математические игры

1

14.01

17

Числовые головоломки

1

21.01

18

Математическая карусель

1

28.01

19

Уголки

1

04.02

20

Игра в магазин. Монеты

1

18.02

21

Конструирование фигур из деталей танграма

1

25.02

22

Игры с кубиками

1

04.03

23

Математическое путешествие

1

11.03

24-25

Математические игры

2

18.03

26

Секреты задач

1

01.04

27-28

Математическая карусель

2

08.04

29-30

Числовые головоломки

2

15.04

31

Математические игры

1

22.04

32

КВН

1

22.04

Всего 33 ч

Тематическое планирование

2 классы

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дано

По плану

Фактич

1

«Удивительная снежинка»

1

1 неделя

2

 Крестики-нолики

1

2 неделя

3

 Математические игры

1

3 неделя

4

 Прятки с фигурами

1

4 неделя

5

 Секреты задач

1

5 неделя

6

«Спичечный» конструктор

1

6 неделя

7

 Геометрический калейдоскоп

1

7неделя

8

 Числовые головоломки

1

8 неделя

9

 «Шаг в будущее»

1

9 неделя

10

Геометрия вокруг нас

1

10неделя

11

Путешествие точки

1

11 неделя

12

 «Шаг в будущее»

1

12  неделя

13

 Тайны окружности

1

13 неделя

14

 Математическое путешествие

1

14 неделя

15

 «Новогодний серпантин»

1

15неделя

16

Математические игры

1

16неделя

17

 «Часы нас будят по утрам…»

1

17 неделя

18

 Геометрический калейдоскоп

1

18 неделя

19

 Головоломки

1

19 неделя

20-21

Секреты задач

2

20неделя

21неделя

22-23

«Что скрывает сорока?»

2

22неделя

23 неделя

24

Интеллектуальная разминка

1

24неделя

25

Дважды два — четыре

1

25неделя

26

Дважды два — четыре

1

26неделя

27

 В царстве смекалки

1

27неделя

28

 Интеллектуальная разминка

1

28неделя

29

Составь квадрат

1

29неделя

30-31

 Мир занимательных задач

2

30неделя

31неделя

32-33

 Математические фокусы

2

32 неделя

33неделя

34

 Математическая эстафета

1

34неделя

Всего 34  часа

Тематическое планирование

3 классы

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дано

По плану

Фактич

1

Интеллектуальная разминка

1

1 неделя

2

«Числовой» конструктор

1

2 неделя

3

Геометрия вокруг нас

1

3 неделя

4

Волшебные переливания

1

4 неделя

5

В царстве смекалки

1

5 неделя

6

«Шаг в будущее»

1

6 неделя

7

«Спичечный» конструктор

1

7неделя

8

Числовые головоломки

1

8 неделя

9

Интеллектуальная разминка

1

9 неделя

10

Математические фокусы

1

10неделя

11

Математические игры

1

11 неделя

12-13

Секреты чисел

2

12 неделя

13неделя

14

Математическая копилка

1

14 неделя

15

Математическое путешествие

1

15 неделя

16-17

Выбери маршрут

2

16неделя

17неделя

18

Числовые головоломки

1

18неделя

19

В царстве смекалки

21

19неделя

20

Мир занимательных задач

1

20 неделя

21

Геометрический калейдоскоп

1

20 неделя

22-23

Интеллектуальная разминка

2

22неделя

23неделя

24

Разверни листок

1

24неделя

25

От секунды до столетия

1

25неделя

26-27

Числовые головоломки

2

26неделя

27неделя

28

 Конкурс смекалки

1

28неделя

29-30

Это было в старину

2

29неделя

30 неделя

31

Математические фокусы

1

31неделя

32-33

Энциклопедия математических развлечений

2

32неделя

33неделя

34

Математический лабиринт

1

34неделя

Всего 34   часа

Тематическое планирование

4 классы

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дано

По плану

Фактич

1

Интеллектуальная разминка

1

1 неделя

2

Числа-великаны

1

2 неделя

3

Мир занимательных задач

1

3 неделя

4

Кто что увидит?

1

4 неделя

5

Римские цифры

1

5 неделя

6

Числовые головоломки

1

6 неделя

7

Секреты задач

1

7неделя

8

В царстве смекалки

1

8 неделя

9

Математический марафон

1

9 неделя

10

«Спичечный» конструктор

1

10неделя

11

Выбери маршрут

1

11 неделя

12

Интеллектуальная разминка

1

12  неделя

13

Математические фокусы

1

13 неделя

14

Занимательное моделирование

1

14 неделя

15

Математическая копилка

1

15неделя

16

Какие слова спрятаны в таблице?

1

16неделя

17

«Математика — наш друг!»

1

17 неделя

18

Решай, отгадывай, считай

1

18 неделя

19

В царстве смекалки

1

19 неделя

20

Числовые головоломки

1

20неделя

21

Мир занимательных задач

1

21неделя

22

Математические фокусы

1

22неделя

23

Интеллектуальная разминка

1

23неделя

24

Блиц-турнир по решению задач

1

24неделя

25

Математическая копилка

1

25неделя

26

Геометрические фигуры вокруг нас

1

26неделя

27

Математический лабиринт

1

27неделя

28

Математический праздник

1

28неделя

29

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

1

29неделя

30

Это было в старину. Решение старинных задач.

1

30неделя

31

Энциклопедия математических развлечений

1

31неделя

32

Математический лабиринт

1

32неделя

33

Решение заданий конкурса «Кенгуру».

1

33неделя

34

Итоговое занятие

1

34неделя

Всего 34  часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.

В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог".

Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 кл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог.

Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 классов, является механизмом расширения знаний о родном крае, ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог"

рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках кружка "Юный эколог" ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Эрудит"

Организация кружка "Эрудит" имеет научно-познавательное направление и составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по математике, русскому языку и окружающему миру....