Формирование читательской грамотности младших школьников в дистанционном формате как инновационной формы организации педагогической деятельности.
статья
В статье рассматриваются такие понятия, как чтение и читательская грамотность. Анализируются электронные ресурсы, с помощью которых педагог, применяя инновационные формы организации педагогической деятельности, может предоставлять учебный материал для учащихся в дистанционном формате.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 540 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности младших школьников в дистанционном формате как инновационной формы организации педагогической деятельности
ЦЕПЛЯЕВА АННА ВЛАДИМИРОВНА
Преподаватель начальных классов МБОУ «Центр образования №44 имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Тулы.
Aннотaция. В статье рассматриваются такие понятия как чтение и читательская грамотность. Анализируются электронные ресурсы, с помощью которых педагог, применяя инновационные формы организации педагогической деятельности, может предоставлять учебный материал для учащихся в дистанционном формате.
Ключевые слова: чтение, читательская грамотность, младший школьник, электронный ресурс, онлайн – платформы.
Formation of reading literacy of primary school students in the distance format as an innovative form of organization of pedagogical activity
TSEPLYAEVA A. V.
Abstract. The article deals with such concepts as reading and reading literacy. The article analyzes the electronic resources with the help of which the teacher, using innovative forms of organizing pedagogical activities, can provide educational material for students in a remote format.
Keywords: reading, reading literacy, junior school student, electronic resource, online platforms.
Во все времена основной задачей начальной школы было научить ребёнка основным учебным навыкам: чтению, письму и счёту. Однако все эти предметы нельзя освоить без знания букв, слогов и слов. Сейчас, в современной школе, учитель начальных классов должен не только научить ребёнка читать, но и сформировать у него навык чтения. Ведь чтобы решать математические задачи, познавать окружающий мир, общаться с другими людьми младший школьник должен видеть знакомые буквы, слова в тексте, слышать их, он должен понимать прочитанное и услышанное им. Для того чтобы обучающийся мог грамотно говорить, ему нужно читать, пополняя свой словарный запас. Все эти умения и навыки помогают формировать читательскую грамотность учащихся, необходимую в мире интернет – технологий.
Вопросами изучения навыка чтения занимались такие известные русские педагоги как Л. Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Ф.И. Буслаев. Также над этой темой работали многие выдающиеся лингвисты: В.И. Чернышов (обосновал теорию выразительного чтения), М. А. Рыбникова (изучала методику литературного чтения), Е.Е. Соловьёва (рассматривала методику чтения с помощью классических произведений) [1].
Грамотность – это один из базовых показателей культурного развития населения, а применительно к школе – одно из важнейших условий и показателей качества обучения. А.М. Новиков в своём педагогическом словаре определяет грамотность как владение человеком навыками устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка. Понятие грамотности можно рассмотреть и в более широком понятии, которое трактуется как определенная степень владения знаниями в той или иной области и умениями их применять [4].
Сегодня педагоги все чаще слышат такое понятия как читательская грамотность. Что же это такое? Умение правильно читать? Нет. Важно понимать, что определение чтения и читательской грамотности различны. Под чтением мы понимаем такую деятельность как декодирование – перевод букв в звуки [3]. Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций – от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также включает метакогнитивные компетенции: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне [6].
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения [5]. Требования ФГОС НОО к читательской грамотности отражены в планируемых результатах освоения учебной программы. Как указывалось ранее, для формирования читательской грамотности очень важна работа с информацией. Младший школьник должен уметь искать информацию, выделять нужную информацию для решения практической или учебной задачи, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать имеющиеся в тексте идеи, их интерпретировать и преобразовывать. Данные умения пригодятся ученику на разных учебных предметах.
Для того чтобы обучающийся начальной школы мог анализировать представленную перед ним информацию, он должен понимать, о чём в ней говорится. На помощь приходят уроки литературного чтения, где учитель начальных классов обучает осознанному чтению, благодаря которому можно понять, о чём говорится в тексте, проанализировать различные ситуации с нравственной точки зрения. Уже с первого класса педагог учит понимать описанные действия героев произведений. Сначала создаются рассказы по сюжетным картинкам, в которых заложен какой – либо смысл, затем, изучив звуки и буквы, происходит переход к чтению произведений, которые учащиеся анализируют и учатся понимать.
Младшего школьника необходимо научить осознанному чтению. Для этого на помощь приходят следующие приёмы обучения [2]:
- Логические упражнения.
- Игры по составлению слов со словами.
- Работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами.
- Работа с текстом (учебник).
Все эти приемы помогут реализовать педагогическую деятельность по формированию читательской грамотности как на уроках в школе, так и в форме дистанционного обучения на различных интернет – платформах. Для этого предлагается создавать учебные задания с помощью различных сайтов, онлайн – платформ, на которых разрабатываются интерактивные упражнения, конструкторов.
Основная идея создания сайта – подборка различных упражнений, с помощью которых ученики могут проверить и закрепить свои знания в новом дистанционном формате, что способствует развитию познавательного интереса учащихся. Разрабатывая сайт, необходимо учитывать содержание преподаваемой дисциплины, структуру учебников и наличие дополнительных пособий для реализации программ обучения посредством инновационных технологий. Материал может быть адаптирован для разных возрастных категорий: учеников, как было сказано ранее, родителей (для их просвещения в образовательных и воспитательных моментах), педагогов (для обмена опытом).
Создать сайт можно на платформе (). Данный ресурс удобен как для профессионалов, так и для людей, которые имеют лишь базовые знания работы в интернете. Для начала необходимо создать свой аккаунт на платформе. Затем предлагается выбрать шаблон, по которому будет появляться ваша идея. Однако лучше всего выбрать пустой макет, на котором вы реализуете свои собственные идеи. На сайте могут располагаться различные вкладки, страницы и задания. Все это помогает создать простая панель управления (см. рис. 1).
Рис. 1. Панель управления
Добавить на сайт вы можете, что захотите (текст, фото, галерею, графику, интерактив, различные кнопки, видео, аудио). Все эти элементы вы выбираете, опираясь на тематику вашего сайта и аудиторию, которой вы предполагаете его представлять. На сайте можно найти кнопки Сохранить, Предпросмотр и Опубликовать в правом верхнем углу редактора (см. рис. 2).
Рис. 2. Кнопки сайта
Кнопка «Сохранить» помогает запомнить ваши данные, которые вы уже разместили на своем сайте.
Кнопка «Предпросмотр» помогает просмотреть, как будет выглядеть ваш сайт в опубликованном виде.
«Опубликовать» сайт можно, когда ваш ресурс будет полностью готов к работе, и вы готовы поделиться своими разработками с другими людьми (обучающимися, родителями, педагогами).
Также для работы в дистанционной форме можно использовать интерактивные задания, созданные с помощью платформы Для создания таких упражнений на сайте предлагается несколько шаблонов разных видов (см. Таблицу 1).
Таблица 1. – Виды упражнений
Название упражнения | Характеристика |
Ввод текста | Задания, в которых ребята отвечают на вопросы. |
Слова из букв | Составление указанных слов, чтобы проверить знание прошлых тем. |
Хронологическая линейка | Восстановление последовательности событий в произведении. |
Заполнить пропуски в тексте | Текст с пропусками, которые нужно заполнить, выбрав слово из списка. |
Кроссворд | Предлагается по пройденному произведению. Также для угадывания ключевого слова, для знакомства с новым произведением или автором. |
Классификация | Из предложенных слов или словосочетаний расположить их в правильные колонки. Такое задание даётся на знание средств выразительности при знакомстве и закреплении нового стихотворения. |
Викторина с выбором правильного ответа | Предлагаются вопросы, которые имеют один вариант ответа. Такое задание даётся на знание содержания текста. |
Заполнить таблицу | Дано название колонок, в которых ребята должны вписать недостающие данные. |
Для работы на данной платформе необходимо сделать следующие шаги:
- В адресной строке набираем адрес . Если есть аккаунт в этом ресурсе, то авторизируемся, если нет – регистрируемся.
- Нажимаем «Все упражнения», если хотим воспользоваться готовой разработкой. Нажимаем «Создать упражнения», если создаем свое упражнение, выбрав тип из предложенных классификаций, описанных в таблице выше.
- Далее необходимо заполнить «Название приложения».
- Заполните вкладку «Постановка задачи», где нужно ввести задание для этого упражнения, которое будет появляться при запуске. Если Вам не нужно это, оставьте поле пустым.
- Во вкладке «Описание» вводим вопрос, на который должны ответить ученики или картинку, по которой они должны что – то угадать. В блок «Выбор мультимедийного содержания» загружаются заранее подготовленные изображения устройств ввода информации.
- В блоке «Обратная связь» вводится текст, который будет появляться, если найдено верное решение.
- В блоке «Помощь» создаются некоторые подсказки, как решить задание. Они могут быть доступны пользователю через небольшой значок в верхнем левом углу. В противном случае оставьте это поле пустым.
- Далее нажимаем кнопку «Установить и показать в предварительном просмотре».
- Последним шагом нажимаем «Сохранить упражнение» и можем работать с ним.
Также может быть полезен такой ресурс как Google – формы, который помогает создавать тестирования для проверки знаний обучающихся. Шаблон для создания формы откроется автоматически. Нужно озаглавить форму в соответствующем поле. После необходимо сформулировать вопрос и выбрать вариант ответа на этот вопрос. Каждый тест имеет балл, с помощью которого учитель вручную или автоматически видит результат усвоения учащимися темы.
Для создания форм необходимо иметь почтовый ящик на gmail, если его нет, то необходимо пройти по ссылке и зарегистрироваться: При регистрации создается ваш личный аккаунт в Google и это дает вам возможность работать в его сервисах. Для того чтобы создать тест в Google Формах нужно использовать сервис под названием Google Docs (или Google Документы), который доступен под адресу Зайдите на этот сайт и войдите в систему с помощью вашего логина и пароля в Google. После входа в Google Docs нужно перейти в раздел «Формы» (см. рис. 3).
Рис. 3. Google – формы
Таким образом, мы рассмотрели формирование читательской грамотности младшего школьника с помощью инновационных дистанционных технологий. В современных условиях очень важно быть готовым к дистанционной форме обучения как из-за эпидемиологических условий, так и из-за развития современных технологий в обучении. Для этого в помощь учителю приходят различные интернет – ресурсы по созданию тестов и интерактивных упражнений.
Список литературы и источников:
- Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М: издательский центр «Академия», 2007. 348 с.
- Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах: учебное пособие для студентов бакалавров по методике обучения русскому языку и литературе в начальных классах, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование». П.: ПГУ, 2014. 228 с.
- Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для вузов / под ред. Т.И. Зиновьевой. М.: Юрайт, 2020. 469 с.
- Новиков А.М. Педагогический словарь: словарь системы основных понятий для профессиональной деятельности педагогов. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.
- Федеральный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа:
- Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению. М.: РАО, 2015. 67 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»
Формирование читательской грамотности-актуальная проблема современного образования. На мастер-классе я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я...
Презентация "Формирование читательской грамотности младших школьников"
Презентация содержит материал, помогающий учителю начальных классов работать по теме "Формирование читательской грамотности младших школьников"....
Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьника
Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них....
Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьника
Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них....
Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьника.
Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них....
Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников
Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников...
статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"
Статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"...