Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
материал

Елена Рамиловна Гафанова

мастер-класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_vystuplenie.docx56.98 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

«Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС»

Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: Доброе утро!

- Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе.

- Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.

- Меня зовут Елена, мое качество Естественность (Единство).

- А теперь вы, пожалуйста.

- Вот и познакомились. Давайте оценим,  насколько успешно прошло наше знакомство.

- Если вам понравилось, то поднимите карточки с показом большого пальца вверх, а если нет – то вниз. Спасибо.

- А теперь выйдите, пожалуйста,  ко мне те, у кого на обратной стороне карточки есть буквы. Соберите из них слово, встаньте так, чтобы мы могли прочитать ( РЕФЛЕКСИЯ )

- Спасибо большое, присаживайтесь.

АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССА

- За окном весна, а так хочется лета, и пусть эти красивые, маленькие, нежные бабочки напоминают вам про лето. Выберите, одну, посадите, пожалуйста, на свою ладонь. А я расскажу вам одну притчу.

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщ (Т) влю, скажет мёртвая – выпущу”. 

Мудрец, подумав, ответил: 

- Как вы считаете, что ответил мудрец?

  ( Слайд )  «Все в твоих руках!» — это ответ воистину мудрого человека.

- Действительно слова мудреца – это философия нашей жизни и нашей профессии: от нас зависит, каким станет ученик – безынициативным, пассивным, несамостоятельным или же наоборот – активным, умеющим самостоятельно принимать решения, быть образованным.

«Всё в твоих руках”.  Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя:

Любимым, нужным, а главное – успешным.

(НЕ) Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. Решение этой проблемы я вижу в организации рефлексивной деятельности на уроке.

РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:

Для своего мастер- класса я выбрала давно интересующую меня тему

«Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС»

Цель и задачи вы можете увидеть на слайде.

Проектируя современный урок, учитель продумывает все его этапы, одним из которых является рефлексия. Я не сразу придала значение этому важному этапу урока. Да, слышала, знаю, что это такое. Но на практике зачастую данный этап урока представляла в виде смайликов, листочков разного цвета, которые ученики дружно клеят на доску в конце урока. Иногда этот этап просто ограничивается вопросом: "Все ли вам  понравилось на  уроке?" Все ученики дружно отвечают: "Да!". Казалось бы, рефлексия была. Оценку уроку поставили!

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку.

( Слайд ) На слайде представлено разное толкование понятий рефлексии

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. Она помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления. А также формирует такие важные качества, как: (Слайд)

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Сегодня существует несколько классификаций рефлексии. (Слайд) С которыми вы можете ознакомиться на слайде.

Классификацию рефлексии различают:

1.По содержанию:

• Устная рефлексия
• Письменная рефлексия. Символическая

2. По функции:

• личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная)
• интеллектуальная рефлексия .

3. По типу урока:     

• После усвоения знаний
• Промежуточная рефлексия
• Контрольная рефлексия
• Итоговая рефлексия.

4. По способам проведения: 

• Анкеты
• Вопросы
• Символы
• Таблицы
• Ситуации
• Рисунки

5. По форме деятельности:

• Фронтальная (выборочная)

• Индивидуальная

• Групповая

• Коллективная

По виду также существуют разные рефлексии. В рамках данного мастер-класса  рассмотрим

1. Рефлексию настроения и эмоционального состояния.

2. Рефлексию содержания учебного материала.

3. Рефлексию деятельности.

Начнем с рефлексии настроения, эмоционального состояния.
Цель данного вида рефлексии: установление эмоционального контакта с обучающимися.

(Слайд) На слайде представлены некоторые ПРИМЕРЫ рефлексии, которые целесообразно проводить в начале урока.

  • «Смайлики»
  • «Букет настроения». 
  • «Солнышко»,
  • «Солнышко и тучка»,
  • «Светофорик»
  • «Мандаринка»

(Слайд) Остановлюсь более подробно на последнем приеме «Мандаринка».

- Уважаемые коллеги,  продемонстрирую данный прием, который использовала на уроке окружающего мира во 2-ом классе.

- Итак, тема урока «Фрукты и овощи»

- Посмотрите, что у меня в руке? (Мандарин)

- Что вы знаете о мандарине? (Фрукт, (цитрусовый) он приносит пользу здоровью, в нем много витамина С)

- Абсолютно верно! Какой он по форме, по цвету? (Круглый, оранжевый)

- С чем у вас ассоциируется оранжевый цвет? (Солнце, тепло)

- Сейчас я хочу с каждым из вас поделиться частичкой солнечного настроения, которое будет согревать вас на протяжении всего урока.

(Раздаю мандарины)

- Уважаемые коллеги, возьмите, пожалуйста, каждый по одной мандаринке и салфетке.

- Давайте посмотрим, что прячется под кожурой нашего мандарина. Для этого очистим его.

- Что мы видим? (Дольки)

- Верно. Каждая долька хороша по-своему. Но только все вместе они являются единым целом и приносят пользу.

- Ведь когда мы работаем одной командой, мы добиваемся высоких результатов, можем принести пользу не только себе, но и окружающему миру.

- Уважаемые коллеги, на данном этапе, нам удалось не только достигнуть поставленную цель: установить эмоциональный контакт учащихся, но и выполнить три важные функции: образовательную (мы вспомнили свойства мандарина, опираясь на свои знания), воспитательную (направленную на сплочение коллектива.) и развивающую: данный прием запоминающийся, так как работает на развитие всех органов восприятия.

(Слайд) Перейдем к следующему виду  рефлексии.

2. Рефлексия содержания учебного материала.

Цель данного вида рефлексии: помочь ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность, уровень понимания нового материала.

(Слайд) На слайде  представлены некоторые виды рефлексии.

1. «Дерево успеха». Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.

2. "Знаки" Дети рисуют на полях тетради, либо в тексте учебника:

? - есть вопросы, (хочу узнать) ! - не понял, трудно,(нов материал) + - всё понятно.

3. «Волшебные линеечки» в первом классе. (знал)

(П – правильность, А- аккуратнось, Б – быстрота).

(удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

4. «Лесенка успеха». Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

5. «Поезд» («Вагончики») 

(Слайд)

- Остановлюсь на последнем приеме  более подробно.

- Данный прием  можно использовать абсолютно на любом уроке, Я расскажу, как  использовала этот прием рефлексии на примере урока русского языка. Тема урока: «Части речи».

На доске вырезанные фигурки  поезд с  вагончиками, поезд состоит из трех вагончиков. Каждый вагончик соответствует определенной части речи.

1 вагончик: имя существительное, 2 вагончик-имя прилагательное, 3 вагончик-глагол.

Заранее на спинку стула учащегося приклеиваю жетон со словом определенной части речи.

Каждый ученик берет жетон, читает слово, определяет часть речи. Клеит слово в тот вагон, который соответствует части речи. Затем идет фронтальная проверка.

Этот прием можно использовать на этапе актуализации знаний, первичного закрепления материала, систематизации знаний. При использовании данного приема выполняется образовательная функция.

Функция: образовательная.

(Слайд)

- Завершающий вид  рефлексии.

3.Рефлексия деятельности

Цель данного вида рефлексии: дать возможность детям осознать содержание пройденного, дать промежуточную  оценку своим знаниям, оценить эффективность собственной работы на этапе изучения и повторения нового материала.

На слайде представлены некоторые приемы данного вида рефлексии.

1. «Ладошка» (« Метод пяти пальцев») На листе бумаги обведите свою ладошку (можно, рассказывая по образцу ладошки на доске/экране, загибать пальчики)

каждый палец – это позиция, по которой необходимо высказать свое мнение: большой – для меня это важно и интересно …

указательный - я получил конкретные рекомендации…

средний - мне было трудно (не понравилось)…

безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

мизинец - для меня было недостаточно, надо поработать над…

2. "Три М"

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

3.«Мишень»

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d93ed184bee/s597911_0_1.png


4.Закончи предложение

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось… и т.д.

5.Ответы на вопросы

Варианты вопросов, которые задаю в конце урока с целью содержательной рефлексии:

Как бы вы назвали урок?

Что было самым важным на уроке?

Зачем сегодня на уроке…?

Какова тема сегодняшнего урока?

Какова цель урока?

Чему посвятим следующий урок?

Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

Что для тебя было легко (трудно)?

Доволен ли ты своей работой?

7.  «Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробочку), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

8. «СМС-учителю» (Слайд) 

Остановлюсь на последнем приеме более подробно.

Детям раздаются шаблоны в виде телефона. Учитель просит написать ответное смс-сообщения на вопросы:

-Как прошел урок?

-Понравился ли урок?

-Что вы сегодня узнали нового?

-Что было самое интересное на уроке?

Затем выборочно, ученик зачитывает мнение об уроке, и обсуждаются ответы.

Этот прием можно использовать на этапе систематизации знаний, подведения итогов. При использовании данного приема выполняется образовательная функция.

Таким образом, мы видим, что рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. 

Рефлексия помогает ученикам сформулировать полученные результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Один из мудрецов сказал очень важные слова "Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я пойму".

Я попробовала Вас, уважаемые коллеги, вовлечь, а как у меня получилось, я бы хотела узнать: 

 ( На доске поляна )

- Перед вами яркая, солнечная полянка. Не хватает бабочек. 

- У каждого из вас есть бабочка. Если вы считаете, что мастер – класс был полезен, интересен, приклейте ее на цветочную поляну.

- Уважаемые коллеги, я желаю вам успеха в развитии рефлексивных умений  детей и хочу напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

И в заключении хочу сказать: «Всё в Ваших руках»

 Спасибо всем за внимание. Всем большое спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения  государственных стандартов....

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС.

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексияДать представление о классификации рефлексииПоказать конкретные вар...

Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

Данный материал посвящен оценочной деятельности учащихся и представлен в виде «Копилки» приемов мотивации и рефлексии на разных этапах урока. Надеюсь, что представленный материал повысит мотивацию кол...

Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.Презентация помогает расскрыть тему выступле...

Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

Урок возник около четырехсот лет назад. Безусловно, за это время он претерпел немало трансформаций. Пребывая в контексте современной культуры, он приобретает черты этой культуры, в то же время яв...