«Развитие логико-математического мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР»
материал

Богомолова Татьяна Андреевна

Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен достаточно тщательно. Но все-таки остаются нерешенными некоторые вопросы. Главный из них – как вызвать устойчивый познавательный интерес....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_logiko-matematicheskogo_myshleniya.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие логико-математического мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР»

Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка.

У детей с задержкой психического развития отмечается:

•   низкий уровень познавательной деятельности;

•   незрелость мотивации к учебной деятельности;

•   сниженная работоспособность к приему и переработке информации;

•   ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;

•   недостаточная сформированность умственных способностей;

•   отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов необходимых для благоприятного становления речи и др.

Изучение особенностей мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития показало, что большие затруднения возникают у них при выполнении заданий, требующих логического – математического мышления.

Характерной особенностью детей с ЗПР является слабость мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщение, абстрагирования, умозаключения.

Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.

Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен достаточно тщательно. Но все-таки остаются нерешенными некоторые вопросы. Главный из них – как вызвать устойчивый познавательный интерес.

Так, например, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определено, что «Начальное общее образование направлено на формирование… положительной мотивации…». Наиболее острые проблемы в области обучения связаны с отсутствием мотивации к получению образования у многих школьников. Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения к действию.

Для системы образования развитие познавательного интереса не менее важно. Например, в федеральном государственном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО ОВЗ) в разделе 2 «Программа коррекционной работы и адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития» (далее ЗПР) в пункте 2.1.3 сказано: «К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ЗПР, которые должны учитываться при реализации систем условий, относятся: стимуляция познавательной активности, формирование позитивного  отношения к окружающему миру».

Повышение познавательной активности детей с ЗПР – всегда было и остается остроактуальной и в то же время необычайно сложной проблемой.

Структура познавательного интереса отражена в трудах таких ученых, как Белопольская Н.Л, Беляев М.Ф. и Крутецкий В.А.

Развитие познавательного интереса связывают с дидактическими играми                   Газман О.С., Харитонова Н.Е, Коваленко В. Г. Как правило, в работах исследуется развитие познавательного интереса через дидактические игры.

Учеными доказано, что благодаря использованию дидактических игр на уроках в начальных классах можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на уроке, давать задания посильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться учителем-дефектологом на индивидуальных и групповых занятиях.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

В практике работы дефектологи иногда смешивают дидактическую игру и упражнения. По всей вероятности, это происходит из-за общности образовательных задач, которые решаются данными методами. При этом упускается из виду тот факт, что дидактическая игра кроме познавательных задач имеет собственно игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения.

Наряду с упражнениями дидактическая игра нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой деятельности детей. Однако в отличие от упражнений игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством отработки необходимых умений и навыков.

Мыслительные операции, которые осуществляются детьми с ОВЗ, должны быть правильно дозированы. В противном случае игра становится для детей либо утомительной, либо вообще недоступной. Вот почему, отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя-тремя условиями. На этапе освоения детьми игры после показа игровых действий целесообразно, чтобы дети выполнили их вместе с педагогом.

Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом занятия, на котором она проводится. Игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах занятия. Особенно целесообразны дидактические игры на этапах повторения и закрепления.

Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.

Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, ее можно модифицировать за счет замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения) или введение новых правил.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

В основу программного содержания работы учителя-дефектолога положена система дидактических игр, разработанная Е.А. Стребелевой. В пособии «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» представлены разнообразные игры, направленные на развитие сотрудничества с взрослым, зрительно-двигательной координации и мелкой моторики, на становление всех видов восприятия (зрительного, тактильно-двигательного, слухового), мышления и речи, формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Предлагаемые в пособии дидактические игры и упражнения представлены в постепенно усложняющейся системе, которая учитывает опыт ребенка.

Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами ( «Один - много», «Чудесный мешочек», «Собери картинку»,                    «Из чего сделано?», и т.п)

2.Настольно-печатные игры («Мемо», «Найди отличия», »Закончи ряд», и т.п.)

3.Словесные игры («Доскажи словечко», «Исключи лишнее», «Да-нет», и т.п.)

Игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.

     Настольно-печатные игры – это  интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим  миром,  миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки» и т.д.  С помощью настольно-печатных игр можно успешно  развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.                                                                      

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.        

Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими.

Функция дефектолога остается значительной на всем протяжении игры. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней педагога, от его заинтересованности в результатах. Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий. При необходимости дает образец поведения в игре (учит действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с действиями своих сверстников). Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.        

Кроме того, поскольку не все дети одновременно усваивают игровые правила, дефектолог продолжает помогать им в процессе игры. Эта помощь должна быть по возможности скрытой от других детей, чтобы у всех участников игры создавалось впечатление равноценности их участия. Ребенку можно помочь, упростив материал игры,  напомнив последовательность выполнения задания или сократив объем мыслительных операций.

 Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы дефектолога и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования поведения детей в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью загадок».

Умение рассуждать и доказывать необходимо и взрослому, и ребенку. Оно необходимо специалисту любой отрасли знания и производства. Оно необходимо школьнику для успешного овладения знаниями. Поэто...

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»

Данная работа раскрывает содержание деятельности педагога по формированию УУД посредством технологии «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературн...

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения» (из опыта работы)

В данной презентации представлен опыт работы на методической конференции по  теме:«Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения».(с...

Развитие наглядно-образного мышления глухих детей младшего школьного возраста

Несмотря на то, что работа выполнена в 2002 году,она не потеряла своей актуальности и сегодня.Надеюсь,что данный материал пригодится воспитателям и психологам,работающим в коррекционных учреждениях с ...

Из опыта работы педагога дополнительного образования Черкасовой И.В. "Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях детского объединения "Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования"

Из опыта работы педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального ...