Организация взаимодействия педагогов и семьи учащихся с интеллектуальными нарушениями
опыты и эксперименты

Кузнецова Виктория Александровна

Статья связана с работой образовательного учреждения с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Кузнецова Виктория Александровна

Учитель-логопед, учитель начальных классов

ГБОУ школа № 487 Выборгского района Санкт-Петербурга

В деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети с особенностями развития, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Взаимодействию с родителями свойственна определенная очередность, постепенность, этапность, что определяет и специфику форм работы, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых мероприятий.

В связи с этим нами была разработана программа, целью которой является сопровождение семьи, воспитывающей обучающегося путем организации и проведения различных мероприятий, обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого обучающегося и его семьи.

Задачи программы:

  1. Повышение осведомленности родителей (законных представителей) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях обучающегося;
  2. Психологическая поддержка семьи;
  3. Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР;
  4. Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;
  5. Организацию участия родителей (законных представителей) во внеурочных мероприятиях.

Для решения поставленных задач были организованы и проведены следующие мероприятия:

  1. Выступления на собраниях для родителей и законных представителей учащихся с ОВЗ;
  2. Индивидуальные и групповые консультации родителей и законных представителей учащихся с интеллектуальными нарушениями;
  3. Школа для родителей (реализованы встречи на темы: «Семья и педагоги – партнеры в воспитании», «О ребенке внутри семьи и школы. Знаете ли вы своего ребенка?», «Способы организации релаксации для учащихся», «Условия комфортного взаимодействия и способы коррекции поведения и эмоционального состояния детей»);
  4. Практикумы для педагогов образовательного учреждения («Сенсомоторные истории» (ознакомление с играми, заданиями, совместное изготовление сенсорных игрушек», «Способы саморегуляции и релаксации для взрослых»).

В рамках сотрудничества с семьей участвуют не только учителя и воспитателя классов, но и учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, психиатр, реализующий свою деятельность на базе образовательного учреждения, а также инспектор по делам несовершеннолетних.

Программа рассчитана на протяжении всего периода обучения ребенка с особыми образовательными потребностями. Мероприятия реализуются в течение учебного года.

Таким образом в процессе работы по программе сотрудничества с семьей учащегося с интеллектуальными нарушениями планируется достигнуть таких личностных результатов у родителей (лиц, их заменяющих), как

  • принятие собственного ребенка, особенностей его развития и восприятия окружающего мира;
  • повышение осведомленности родителей (лиц, их заменяющих) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка с умственной отсталостью, структуре и наполняемости образовательного процесса для своего ребенка;
  • понимание важности и принятие необходимости обеспечения единых требований к ребенку в семье (месте постоянного проживания) и в образовательной организации;
  • повышение активности родителей (лиц, их заменяющих) в отношениях с образовательной организацией, активный обмен информацией о различных аспектах жизни ребенка с учителем, воспитателем, специалистами.

Список использованной литературы.

  1. Программа психолого-педагогического сотрудничества с семьей обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2) «Рука в руке» СПб, 2023.
  2. Е. Р. Баенская Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) / — 2е изд. — М.: Теревинф, 2009. — (Особый ребенок)
  3. Баум Хайке. Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха/ Пер. с нем. О. Ю. Поповой.— М.: Теревинф, ; 144 с.
  4. Беркович М. Нестрашный мир. – Спб.: Сеанс, 2009. – 288 с.
  5. Гурли Фюр «Запрещенное» горе» . Минск ОО «БелАПДИиМИ» 2008.
  6. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.
  7. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.- СПб.: Речь, 150 с., илл.
  8. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. Издательство: Владос, 2010, с. 176.
  9. Сара Ньюмен «Игры и занятия с особым ребенком» Руководство для родителей. ЛитРес 2016 г.
  10. Савина Е.А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
  11. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. - М.: «издательство ГНОМ и Д», 64 с.
  12. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и родителей по коррекции множественных нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в условиях школы-интерната

Опыт взаимодействия учителя, логопеда и родителей по развитию речи, коррекции нарушений звукопроизношения у учащихся с задержкой психического развития. Работа с зеркалами на уроках, речевая зарядка, з...

Консультация для родителей и педагогов «Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися с интеллектуальными нарушениями» Часть 1.

Консультация для родителей и педагогов  «Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися с интеллектуальными нарушениями. Часть 1» представлена в форме буклета, в котором к...

Консультация для родителей и педагогов «Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися с интеллектуальными нарушениями» Часть 2.

Консультация для родителей и педагогов  «Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися с интеллектуальными нарушениями. Часть 2» представлена в форме буклета, в котором к...

Формы взаимодействия педагога и семьи

В статье говориться о формах взаимодействия  педагога  и семьи для достижения воспитательных результатов и раскрытия общего потенциала, который несет собой сотрудничество....

Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями.ДОКЛАД

Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения  детей...