Исследовательская работа "Достойные внимания знаки препинания"
материал

Исследовательская работа "Достойные внимания знаки препинания"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Достойные внимания знаки препинания ” Подготовил Григорьев Андрей ученик 5А класса

Слайд 2

Внимание! Внимание! Мы знаки препинания! Точки, палочки, крючки... Неприметные значки, А во время чтения Требуют прочтения.

Слайд 3

Цель проекта 1 . Развитие культуры письма, совершенствование правописной (пунктуационной) грамотности. 2 .Совершенствование пунктуационной грамотности. 3.Умение ставить знаки препинания в простом предложении.

Слайд 4

Задачи проекта 1.Раскрыть пунктуацию как систему правил постановки знаков препинания с привлечением исторических сведений. 2. Изучить литературу по данной теме проекта. 3. Повышать культуру письменного общения. 4. Уметь ставить знаки препинания в тексте, развивать языковое чутье.

Слайд 5

Актуальность: 1. Повышать культуру речи. 2. «Смысловое понимание» текста. 3. Продолжать изучать сложившиеся в языке пунктуационные нормы. 4. Повышать грамотность учащихся.

Слайд 6

А когда появились знаки препинания? Первым стал употреблять знаки препинания Аристофан Византийский. Ясные намеки на знаки препинания находим у Аристотеля. А в начале I в. до н.э. система знаков препинания была осознана уже теоретически и изложена греческим грамматиком Дионисием Фракийским в книге «Грамматическое искусство».

Слайд 7

В Древней Руси текст писался даже без промежутков между словами (уставом).

Слайд 8

Потребность в знаках препинания начала ощущаться с развитием книгопечатания. Считается, что впервые изображённые примерно так, как сейчас, и с современными значениями знаки препинания были предложены лишь в XVI в. венецианским печатником Альдо Мануцио . Когда же книгопечатание и грамотность распространились достаточно, возникла необходимость дополнить текст вспомогательными знаками, которые облегчили бы его понимание.

Слайд 9

Какие бывают знаки препинания? В русском языке 10 знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки, кавычки.

Слайд 10

Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга в тексте, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложениях. Группы знаков препинания: 1.знаки отделительные (завершения) . ? ! … 2.разделительные (одиночные), - : 3. выделительные (двойные), ( )-

Слайд 11

Посмотрим, что представляет собой каждый знак препинания.

Слайд 12

Точка Загораживает путь, Предлагает отдохнуть. Вот какое объяснение слову точка даёт В. И. Даль: «ТОЧКА (ткнуть) же, значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина». Точка, знак препинания, обозначающий полную законченность повествовательного предложения.

Слайд 13

Запятая Выйдет на дорожку, Всем подставит ножку! Слово запятая – образовалось от глагола запяти ( ся ) — „зацепить( ся )“, „задеть“, „заколоться“. На письме без запятых обойтись невозможно. Они помогают понять смысл написанного, выбрать правильную интонацию, выделить слово или фразу.

Слайд 14

Точка с запятой Если вдруг подъем крутой Иль длинная дорожка, Встретив точку с запятой, Отдохни немножко! Точка с запятой вначале использовалась как вопросительный знак. Чуть позже, после того, как был придуман вопросительный знак, точка с запятой стала использоваться как промежуточный знак между двоеточием и запятой. Точка с запятой — отделительный непарный знак препинания.

Слайд 15

Скобки Нам друг без друга скучно, Друг с другом мы – Неразлучно. Скобки встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался «вместительным». В скобки ставят высказывание, несущее не основную, а дополнительную информацию. ( )

Слайд 16

Двоеточие Зовусь я двоеточие, И я не то, что прочие, Я знак ужасно важный, Взгляни - я двухэтажный! Двоето́чие — знак препинания, употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными смысловыми отношениями с частью текста перед ним.

Слайд 17

Восклицательный знак Друзья мои, приятели, Живу я много лет, Примите восклицательный Мой пламенный привет! Интересна история происхождения восклицательного знака. Он произошёл от латинского восклицания " Io ", выражавшего радость, которое сначала писалось в конце предложения, как обычное междометие, затем обе буквы стали для компактности писаться одна над другой, пока не слились в один символ. Если пишущий ставит в конце предложения восклицательный знак, он показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания.

Слайд 18

Вопросительный знак Вечно думая над смыслом, Изогнулся коромыслом. Вопросительный знак встречается в печатных книгах с XVI века, но для выражения вопроса лишь в XVIII веке. Знак произошел от латинского слова « Quaestio » (вопрос) , которое сокращено до « Qo » ставился в конце вопросительных предложений, а затем слилось в один символ. Вопросительный знак требует ответа. В устной речи ему соответствуют особого рода интонация и вопросительные слова.

Слайд 19

Тире Ляжет палочкой на строчку: Проходите по мосточку . Тире первым начал применять русский писатель Н. Карамзин. Правда, называл он его «черта», а языковед А. Барсов — «молчанкой». Название тире (черта) заимствовано из французского языка . Тире ставят, если хотят показать, что в сообщении есть пропуск каких-то слов. Часто тире отмечает опущенную глагольную связку. Тире ставится, если нужно отметить, что одно событие следует за другим. –

Слайд 20

Многоточие Рядом три сестрички-точки, Значит, нет конца у строчки. Многоточие или „знак пресекательный “ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше. Многоточие — знак препинания в виде нескольких (в русском языке - трёх) поставленных рядом точек. В большинстве случаев обозначает незаконченную мысль или паузу автора. …

Слайд 21

Кавычки Мы кавычки, мы сестрички, Так у нас уж повелось . Интересна история появления этого знака. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка — „лягушка“. Таким образом, кавычки — „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“. Кавычки — парный знак препинания, который употребляется для выделения прямой речи, цитат, отсылок, названий и отдельных слов. « »

Слайд 22

Смайлик Точно установить, кто придумал смайл , самый веселый и жизнерадостный символ Интернета, вряд ли возможно, так как многие претендуют на авторство. Для Интернета смайлик, наверное, то же, что для человечества колесо. Он эволюционировал от веселого рисунка до набора знаков препинания: двоеточие и закрывающая скобка. С этимологической точки зрения все ясно: " smile " по-английски "улыбка".

Слайд 23

Казни́ть нельзя́ поми́ловать — распространённое крылатое выражение для описания двух взаимоисключающих возможностей .

Слайд 24

Казнить нельзя, помиловать Казнить нельзя, помиловать — (не казнить, помиловать).

Слайд 25

Казнить, нельзя помиловать Казнить, нельзя помиловать — (казнить).

Слайд 26

Фраза приписывалась различным русским царям, начиная с Петра I, хотя появилась она довольно поздно и, возможно, восходит к западным источникам. Так, резолюция «Помиловать нельзя. Сослать в Сибирь» — приводилась в газетной колонке американского журналиста «Хотите верьте, хотите нет». Так будто бы ответил Александр III на прошение о помиловании, но императрица Мария Фёдоровна переставила точку.

Слайд 27

Зачем нужны знаки препинания? «Знаки ставятся по силе разума», - писал основоположник русской грамматики М.В. Ломоносов. «Они, знаки препинания, существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание», - говорил А.С. Пушкин. «Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться», - считал К.Г. Паустовский.

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

 Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...

Презентация "Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами."

Презентация к уроку русского языка "Роль знаков препинания в письменной речи.  Запятая в предложениях с однородными членами" в 3 Л классе.   ...

Конспект урока "Роль знаков препинания в письменной речи.Запятая в предложениях с однородными членами."

Конспект урока "Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами."...

Урок русского языка 4 класс Знаки препинания в предложениях

Обобщение и систематизация знаний об изученных видах предложений изнаках препинания в них....

Урок русского языка 4 класс Знаки препинания в предложениях Презентация

Презентация к уроку "Знаки препинания в предложениях"...

Конспек урока по родному (русскому) языку, 4 класс. Тема: Как и когда появились знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи.

Конспект урока по родному (русскому) языку в технологии РКМЧП.  Тема: "Как и когда появились знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи", 4 класс....

Рабочий лист к уроку русского языка по теме : "Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки."

Рабочий лист к уроку русского языка в 1 классе по теме : "Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки." к УМК "Школа России"....