Обобщение опыта
материал (4 класс)

     Я начала свою работу по теме самообразования  «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников  как условие развития творческой личности» с первого класса. 2020года

      В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в создании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость  подготовки учащихся  начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.
       Поэтому в настоящее время  широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.
         Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается  в систематической направляющей, стимулирующей  и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.
    Дети  - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по- настоящему увлечь их предметом исследования. Я предоставляю возможность детям самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательный энтузиазм в нужное русло.

Материал может быть использован учителями начальных классов и родителями, как на разных этапах урока, так и во внеурочной деятельности.
 

     Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности.

Диапазон опыта. Исследования    проводила    со всем классом и индивидуально  в процессе основных учебных занятий, на занятиях кружка или во внеклассной работе. Тема исследования младшего школьника должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как в силу возрастных особенностей способность долго концентрировать внимание на одном объекте у учащихся начальной школы ограничена. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_moya_rabota.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации МО «Судогодский район»

ТЕМА:

«Проектно-исследовательская деятельность младших школьников  как условие развития творческой личности»

Автор опыта:

Мосалева Татьяна Ивановна,

                                                            учитель начальных классов,

МБОУ «Вяткинская СОШ»

Вяткино

2023 г.

 

Обобщение опыта

Мосалева Татьяна Ивановна

1. Сведения об авторе опыта.

Ф.И.О.: Мосалева Татьяна Ивановна

Место работы: МБОУ «Вяткинская СОШ»

Педагогический стаж: 11лет 11 месяцев

Специальность: учитель начальных классов

Контактный телефон:89045900790

Электронный адрес: mosalewa.ti@voschool.ru


     Я начала свою работу по теме
самообразования  «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников  как условие развития творческой личности» с первого класса. 2020года

      В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в создании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость  подготовки учащихся  начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.
       Поэтому в настоящее время  широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.
         Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается  в систематической направляющей, стимулирующей  и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.
    Дети  - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по- настоящему увлечь их предметом исследования. Я предоставляю возможность детям самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательный энтузиазм в нужное русло.

Материал может быть использован учителями начальных классов и родителями, как на разных этапах урока, так и во внеурочной деятельности.

     Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности.

Диапазон опыта. Исследования    проводила    со всем классом и индивидуально  в процессе основных учебных занятий, на занятиях кружка или во внеклассной работе. Тема исследования младшего школьника должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как в силу возрастных особенностей способность долго концентрировать внимание на одном объекте у учащихся начальной школы ограничена.  

Длительность работы над опытом.

 I  этап. 2020-2021 г    Теоретический. 

                                 1. Изучение литературы.                               

                                 2. Пробные исследования, анализ результатов

        Изучив научную и методическую литературу по этой проблеме, в которой в основном освещалась работа с учениками старших классов, я решила применить это на своей практике при работе с обучающимися начальных классов. 

 II этап.     2021-2022г  Теоретико-практический

  1. Внедрение в практику  проектно-исследовательской деятельности во внеурочной время
  2.  Изучение теоретического материала по организации проектно-исследовательской деятельности на уроках
  3. Организация пробных исследований на уроках, анализ результатов

III  этап  2022-2024      Практический

  1. Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время   


 Описание опыта

Цели и задачи работы

Основная цель: включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • Углубление своих знаний о проектно-исследовательской деятельности.
  • Организовать работу с классом в урочное время с привлечением занятий внеурочной деятельности по данной теме.
  • Развивать творческие способности обучающихся, исследовательские навыки.
  • Воспитывать активность, интерес к проектно-исследовательской деятельности.
  • Формировать опыт сотрудничества.
  • Воспитывать коммуникативные качества.

Чем исследовательская деятельность отличается от проектной?

Начнём с понятия проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

Основные этапы

Основными этапами проектной деятельности являются:

  1. Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
  2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
  3. Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
  4. Подготовка и защита презентации;
  5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования:

  1. Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
  2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
  3. Определение объекта и предмета исследования.
  4. Выбор метода (методики) проведения исследования.
  5. Описание процесса исследования.
  6. Обсуждение результатов исследования.
  7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов

Темы проектно-исследовательской деятельности выбираю в зависимости от интересов детей. Это может быть фантастическая и экспериментальная, изобретательская и теоретическая.

В настоящее время проектно-исследовательская классифицируются:

  • по составу участников;
  • по целевой установке;
  • по тематике;
  • по срокам реализации.

По количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:

  • индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников)
  • коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся.

В практике используются следующие виды    самостоятельных работ учащихся  : доклады, рефераты, учебные исследования и проекты.  

Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой, дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательства.

Реферат – сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов.

Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности: проведение каких-то опытов, собственные наблюдения, выводы.

Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создаётся проектный продукт. 

Таким образом, рассматривая исследование и проектирование с точки зрения продукта деятельности, можно констатировать, что проект предполагает  какой-либо конечный ощутимый продукт (изделие, модель, информационный справочник), а в исследовании таковой продукт совсем необязателен.

Организация проектно-исследовательской деятельности

Свою работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности я начала со знакомства с результатами  проведения диагностики по изучению интересов и склонностей моих первоклашек. На основе полученных данных создался образ класса и была спланирована дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность нужно строить в сотрудничестве с родителями. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности.

       В 2021-2022 учебном году изучила теоретический материал по вопросу  «Работа с одаренными и способными детьми в начальной школе», где основное внимание уделила методам и приемам индивидуальной  работы по развитию способностей учащихся.                                      

 В 2022-2023уч.году    Во 2 классе провела урок по теме «Люблю природу русскую. Весна». а этом занятии мои второклассники создали коллективный  проект «Книжка-малышка» со стихами собственного сочинения .

                                                                                                   

В 3 классе на уроке литературного чтения по теме «Обобщение по разделу «Собирай по ягодке-наберешь кузовок» использовала задания для развития творческих способной при работе с жанрами Устного народного творчества. Учащиеся не только анализировали готовые пословицы, но пробовали создавать свои.                                                                        

 В 2023-2024учебном году  я  работала по теме «Проблемное изучение материала на уроках окружающего мира.»

В течении года я изучила теоретический материал по данной проблеме. Разработала и провела несколько уроков: «Температура и термометр. Практическая работа «Знакомство с устройством термометра», «Экология и экономика», «Для чего нужна экономика»                            

    Тема по самообразованию «Исследовательская деятельность учащихся начальных классов на уроках окружающего мира»  стала логическим   продолжение  предыдущей темы. Мои третьеклассники уже освоившие методы изучения окружающего мира и работу с различными источниками информации  с интересом проводили исследования по теме «Перепела. Содержание, кормление, разведение», «Условия проращивания  фасоли»

                                                                                               

В 2023-2024уч.году я продолжила  развивать у своих учащихся исследовательские умения и навыки: на уроках математики

на уроках технологии                                                                  

За годы работы по теме «Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника» сформировалась моя позиция как учителя:

1 .Обеспечить формирование предпосылок готовности школьников к успешной проектной деятельности (соответствующих знаний, умений, навыков элементарной исследовательской деятельности)

2. Осознать свои новые роли – консультанта, помощника, а не «проводника» готовых знаний для формального их запоминания учениками.

3. Создать условия, обеспечивающие возможность доступа учащихся к различным средствам и источникам информации

Не секрет, что далеко не все дети класса   стремятся , имеют возможности и способности к такой серьёзной длительной работе. Чтобы такие ученики не остались в стороне от данной деятельности, я привлекаю их внимание к наиболее интересным проектно- исследовательским работам одноклассников и включаю их в работу над проблемой на отдельных этапах выполнения проекта.

 

Но свобода выбора темы для занятия учеником значительно расширяется. Каждый из них может попробовать свои силы и в исследовании проблемы, и в создании собственного поэтического произведения, и в оформительской деятельности и т.д. Для того, что научить исследовать тему с разных сторон, я иногда предлагаю своим почемучкам на выбор одну из предложенных тем. Например: «Кошки.», «Космос.», « Жилище человека»

  Каждый из « почемучек» готовит работу по данной теме   . Затем защищает её на. Дети обмениваются мнениями, отмечают , понравившиеся им моменты, применяют опыт коллег «исследователей». Обязательно детские работы демонстрируются на выставках как в классе, так и в школе, а также в форме презентаций среди одноклассников и учащихся параллельных классов во время классных часов, внеурочных занятий по предмету и т.д. .                                                                    

 Ведь каждый ребёнок должен испытывать удовольствие от своего труда и успешность .

Результативность опыта

Начиная работу по проблеме «Проектно-исследовательская  деятельность младших школьников», я ставила перед собой следующие цели:

1)Выявление детской одарённости.

2)Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к ведению научно-поисковой деятельности и подготовка к самостоятельной исследовательской работе.

3)Развитие способности к созидательной деятельности.

4)Воспитание толерантности, терпимости к чужому мнению, умения вести диалог.

Планомерную работу вела на протяжении 4 лет. Результаты показали успешность применяемых мною методов работы. Изменяется роль ученика: из пассивного, созерцающего существа, который не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность. Проектная деятельность помогает ребёнку в саморазвитии и самореализации, активизирует познавательную и творческую активность, формирует положительные личностные качества.

        Мои ученики активные участники различных творческих конкурсов, олимпиад,. Исходя из выше сказанного, я делаю вывод, что методы работы , которые я применяю на уроках и во внеурочной деятельности раскрепощают ребёнка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.

Я ставлю перед собой цель и в дальнейшем продолжить работу в этом направлении.

 Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают  в себя: поддержание исследовательской активности, развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать.
    Первичные навыки исследования ребёнок получает на интегрированных уроках  «Природа и человек». Это уроки -  исследования: «Свойства воды», уроки – экскурсии: «Растения лугов, лесов», «Осенний листопад», уроки – наблюдения: «Муравьи», «Первый снег», «Зимующие птицы», уроки – творчества: «Путешествие капельки воды», «Я – снежинка», практические работы: «Лекарственные растения», проведение опытов.
    Мои учащиеся- «маленькие почемучки», им интересно всё! На протяжении пяти лет в нашей школе работает клуб «Я - исследователь». Занятия проходят один раз в неделю, с первого класса. Планирование курса происходит совместно с детьми и родителями.
   Устное анкетирование позволяет выделить мне интересы моих учеников. В первом классе занятия носят пассивный характер (сама рассказываю детям о том, почему идет снег, как светят звезды и многое другое), а во втором классе получение знаний идет методом поиска – исследования.
      Для решения задач использую коллективный учебный диалог, создание проблемных ситуаций, чтение – рассматривание, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из разного материала, экскурсии, опыты, выставки детских работ.
      Во втором классе работа нацелена: на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследования; развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты исследования. Включение младших школьников в исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации. Ребята учатся прогнозированию, выделению основной мысли, аргументированному выражению своих мыслей.
        В третьем классе в центре внимания – обогащение исследовательского опыта через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, её средствах и способах, осознание логики исследования и развитие  исследовательских умений.
       В четвертом классе по сравнению с предыдущими этапами обучения увеличивается сложность учебно-исследовательских задач, достигается осознанное и развернутое рассуждение, обобщений и выводов. Формы и виды деятельности  школьников- мини-исследования, уроки-исследования, групповая работа, ролевые игры, самостоятельная работа, коллективное исследование и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент.
 
7.      Результативность использования проектно – исследовательской деятельности в учебном процессе.
     В результате формируется личность с менталитетом: мои ученики раскрепощены, верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Я отношусь к ним  с уважением  – на занятиях царит атмосфера сотрудничества, совместного поиска методом проб и ошибок.
    Необходимо помогать детям, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
   Одна из задач учителя  - поощрять творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять желание порыва, творческой идеи учащегося, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Также важно, чтоб исследование было посильным для ребенка и доступным для детского восприятия.
      Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, достичь какой – то цели. Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд.
Детей, которые занимаются исследованиями, легко распознать и оценить среди сверстников. У них особый блеск глаз, виден интерес к познанию всего, что их окружает.
   Созданный мной кружок «Проект» стал важной частью жизни класса и родителей.  Дети и родители находятся в постоянном поиске, наблюдении, проводят опыты и эксперименты, создают презентации. Родители стали частыми гостями в классе, «маленьким исследователям» нравится перед ними выступать, защищать свои исследовательские работы и проекты. А всё это потому, что дети видят, какой результат приносит их совместный труд, как гордятся ими родители     В 2015-2016 учебном году мои ребята очень активно приняли участие в исследовательских конкурсах.
  Все проекты и исследовательские работы дети защитили на школьной конференции.
 Лучшие проекты ребят размещены на сайте школы.
 
     8.     Заключение.
 
    Я считаю, что у нашего кружка интересное будущее. Планируем продолжить работу, вовлекая большее количество учащихся и родителей, активней используя образовательные возможности социального окружения.
     Работа кружка «Я – исследователь» сплотила детей и учителя, детей и взрослых и привела к высоким результатам взаимопонимания.
     Я познакомила вас с проектно – исследовательской деятельностью учащихся и надеюсь, что мой опыт хотя бы немного поможет вам вырастить настоящих творцов, а не простых исполнителей. Ведь главный результат этой работы – не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребёнком сообщение, составленная яркая презентация или даже склеенный из бумаги робот. Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новообразований.
      Организуя исследовательскую деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий мы воспитываем у детей интерес  к познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаём для детей условия, способствующие развитию у младших школьников  навыков исследовательской работы.
         Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует формированию у учащихся обще - учебных умений и навыков.
    У детей, включенных в исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки. Им предоставляется возможность творить в основной для младших школьников деятельности – учебной.
      Итак, исследовательская деятельность ребёнка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.
     Проанализировав свою работу, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребёнка».
      Всегда в делах, всегда в заботах.
      Учить детей – моя работа.
Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы    Э.Кинг...

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

Обобщение опыта работы с родителями.

Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....

Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"

Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...