"Семья. Семейные ценности".
материал (4 класс)

Елена Владимировна Захарова

Формирование понятия «семья» и семейные ценности у обучающихся через применение активных форм и методов обучения на внеурочном занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaharova_e.v._mbou_shkola_no8.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеурочного занятия

по социально – эмоциональному развитию детей младшего школьного возраста,

проводимого в рамках реализации Программы по развитию личностного потенциала.

Рекомендуемый возраст: 4 класс

Тема: «Семья. Семейные ценности»

Цель:

Формирование понятия «семья» и семейные ценности у обучающихся через применение активных форм и методов обучения на внеурочном занятии.

Задачи:

1.Организовать совместную частично-поисковую деятельность обучающихся по определению понятия семья, основные ценности современной семьи.

2. Развивать умение выражать и распознавать различные эмоции, возникающие в семье в различных ситуациях.

3. Формировать у младших школьников основы саморегуляции поведения.

Оборудование: карточки, микрофон, игровой комплект «Палитра эмоций» (продукт программы), ватман, фломастеры.

Технология: 4К (креативность- упражнение «Ассоциации» (составь «Ромашку», «Синквейн», критическое мышление – работа с «Палитрой эмоций» (игра «Я знаю, что ты чувствуешь»), «Дополни предложение», кооперация – работа в парах и группах, коммуникация – организация диалогов, игра «Экспромт-интервью»)

Во время занятия обучающиеся и педагог сидят по кругу.

Ход занятия

- Здравствуйте, дорогие ребята.

  1. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей.

 Сегодня на занятии мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. Я предлагаю вам послушать одну очень интересную притчу. Она-то и подскажет вам тему нашего сегодняшнего занятия. Итак, мы начинаем!

2.Фоном звучит музыка Моцарта «Плач по любви». (Рассказ педагога сопровождается иллюстрациями к притче)

- Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами.  И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. Вдруг ему навстречу вышел седой старик очень старый, но очень мудрый.

- Куда ты идешь? - спросил старик.

- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки. - Посмотри! - сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась (пауза) Что? СЕМЬЯ.

- Кто догадался, какова тема нашего занятия? (Семья.)

 - Правильно, тема нашего занятия – «Семья. Семейные ценности».

 Семья…Какая она для вас? (выслушиваются варианты рассуждений детей, обращается внимание на проявленные эмоции детей)

-Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. Предлагаю провести упражнение “Ассоциации” (На столе лежат карточки в форме лепестков цветка со словами, характеризующими возможную атмосферу в семье. Каждому ребенку можно выбрать один-два лепестка) (Приложение 1)

Подберите как можно больше существительных, которые у вас ассоциируются со словом «СЕМЬЯ», подумайте, какой семья должна быть. Составьте из выбранных лепестков цветок на доске.

 Какой цветок у нас получился? (Ромашка.) Верно.

Примеры ответов: Семья – это счастье, крепость, дом, уважение, дружба, забота, любовь, тепло, радость, ответственность, уют...

Могут быть варианты ответов: зло, проблемы, ссоры, страдания, споры, обвинения и т. д.

Если ассоциации только положительные, то надо отметить это, если в выборе детей появятся отрицательные варианты, то необходимо коротко остановиться на этом и предложить ребенку заменить лепесток)

-А кто знает, почему именно ромашка? (8 июля Россия празднует День семьи, любви и верности, еще его называют Днем Святых Петра и Февронии Муромских, а символом этого праздника, по традиции, считается ромашка)

-Ребята, посмотрите еще раз на доску и скажите, пожалуйста, какая у нас получилась семья? (дружная, положительная и т.д.).

-Ребята, скажите, какие эмоции чаще всего бывают в дружной семье? (радость, счастье, удивление и т.д.).

- А как Вы думаете, всегда ли в семье бывают только положительные эмоции? (Нет.  Бывают обиды, злость, грусть, ссоры и т.д.).

Экспромт-интервью

-Ребята, скажите, пожалуйста, а у Вас брали когда-нибудь интервью? Кто из вас знает, что это такое (Варианты ответов детей)

Приглашаю двоих участников интервью. Я задаю вопросы, а вы отвечаете. Отвечать надо будет прямо и честно.  

1) Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Если ты во время игры в футбол разорвешь брюки, что скажешь маме?  А папе?

-Какие эмоции при этом ты бы чувствовал?

2) Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Если ты подрался во дворе, что скажешь родителям? – А как ты думаешь, что бы чувствовали твои родители?

(Варианты ответов детей)

        Спасибо за честные ответы!

А всегда ли надо говорить честно? Почему?

(Организация диалога с детьми. Необходимо в ходе диалога подвести детей на обсуждения испытываемых чувств в разных ситуациях, опираясь на их жизненный опыт.)

- Вы хорошо умеете описывать свои эмоции. Предлагаю в парах поиграть в   игру «Я знаю, что ты чувствуешь» и выяснить эмоции друг друга. Для этого вам необходимо взять ту геометрическую фигуру, которая лежит рядом с вами. Найдите такую же по цвету и форме, это и будет ваша пара.

(В наборе «Палитра эмоций» предлагаются на выбор сюжетные карточки с различными ситуациями. У каждой карточки указан свой номер. Необходимо описать ситуацию и правильно определить ту эмоцию, которую испытывает герой сюжета, выбрав карточку с нужной эмоцией. Одна карточка- одна эмоция) (Приложение 2)

Частичная проверка:

 Прошу поднять карточку под номером 10, какую эмоцию вы выбрали?  Почему?

А теперь кому попалась карточка под номером 17? Какую эмоцию выбрали вы? Объясните.

(Можно проверить работу нескольких пар или всех.)

        Как вы думаете, а всегда ли у детей и взрослых совпадают эмоции на одну и ту же ситуацию? Например, однажды я маленькая упала в лужу, мне было весело, я смеялась, а мама огорчилась. Как вы думаете, почему мы испытывали разные эмоции? (Организация диалога)

         А вы можете привести пример из вашей жизни такой ситуации, когда вы и ваши родители испытывали разные эмоции? (Акцент на жизненный опыт детей)

         В любом случае, вы все равно стараетесь не расстраивать ваших родных.

         - Ваша семья - это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту и будут радоваться вашим успехам и переживать за вас больше всех на свете.

         - А кого вы называете своей семьей? (Задача педагога – выяснить у детей, кого из членов семьи они включают в понятия «семья»)

          - Давайте теперь попробуем подойти творчески к понятию «семья».

          - Какой вид работы не требует много времени, а результат получается интересный, полезный, творческий и почти поэтический? (Синквейн)

           Чтобы его составить, нам надо разделиться на группы. Под стулом у каждого из вас прикреплена карточка с номером. Разделитесь по группам согласно номерам.

          - Составьте синквейн, к слову, семья. (Для каждой группы приготовлено место и необходимые принадлежности)

- Напомню, что синквейн составляется по следующей схеме:

  1. заголовок - ключевое слово;
  2. два прилагательных, ассоциирующихся у учащихся с ключевым словом;
  3. три глагола - по тому же принципу;
  4. фраза, несущая смысловую нагрузку;
  5. вывод-резюме.

Пример синквейна:

1.Семья

2.Дружная. Большая

3.Радуется. Живёт. Богатеет.

4.Вся семья вместе - так и душа на месте.

5.Это семь «я».

Каждая группа представляет свой синквейн.

Итог занятия и рефлексия

      Составляя синквейны, вы определили, что такое семья, а в самом начале занятия представили, какой на ваш взгляд должна быть семья.

(педагог обращает внимание на ромашку).

      Как вы думаете, что нужно сделать каждому из нас, чтобы семья была именно такой?

       Возможные варианты ответов детей:

-понимать друг друга

-не обижать и не обижаться

-доверять друг другу

-прощать

-любить

-быть терпеливым и т.д.

      Вот это и есть самое ценное в семейных отношениях. Это и есть семейные ценности. Это то, что надо хранить в семье. Значит, наша ромашка не простая, а хранитель семейных ценностей.

      Спасибо вам за сегодняшнее занятие. В конце нашей встречи предлагаю поиграть.

Игра «Закончи предложение»

Правила игры: Каждый ученик получает сердечки и самостоятельно заканчивает предложение. (Приложение 3)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья. Семейные ценности. ОРКСЭ 5 класс

Конспект урока по теме "Семья. Семейные ценности" по основам мировых религиозных культур в 5 классе...

Тематический классный час "Семья. Семейные ценности".

Предлагаемая разработка может оказаться полезной при организации и проведении классного часа 1 сентября не только учителям начальных классов, но и среднего звена. Материал может быть использован ...

Классный час "Семья.Семейные ценности"

Разработка классного часа для 2 класса по теме "Семья"...

кл. час "1 сентября. Семья - семейные ценности"

Данная разработка внеклассного мероприятия проводилась на 1 уроке нового учебного года в 3 классе...

Классные часы по теме Семья. Семейные ценности

Вданном материале представлены три варианта классных часов по данной теме...

Семья. Семейные ценности.

1 сентября 2012 года в школе прошел единый классный час. Цель-формирование, возрождение и укрепление у учащихся семейных ценностей и традиций....

Семья.Семейные ценности.

Данную презентацию можно использовать на классных часах....