Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на летний период "Простые поделки"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Краткосрочная дополнительная образовательная программа «Простые поделки» предназначена для организации досуга детей 6-12 лет в период летних каникул.
По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей и направлена на удовлетворение потребностей учащихся в организации их свободного времени.
Программа кружка «Простые поделки» имеет художественно-эстетическую направленность, так как она создает условия для творческого самовыражения детей посредством знакомства с работы с бумагой в технике оригами, киригами, аппликации и практической деятельностью по созданию творческих художественных работ. Программа учит эстетически относиться к действительности, пробуждает и развивает интерес к декоративной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА КИРОВСКОЕ»
УТВЕРЖДЕНО
Заседанием педагогического совета
Протокол № 4 от г.
Директор МБОУ ДОД
«ДДТ Г. КИРОВСКОЕ»
__________________ Г.Е. Сербина
Краткосрочная дополнительная образовательная программа
«ПРОСТЫЕ ПОДЕЛКИ»
возраст учащихся: 6-12 лет
срок реализации программы: 7 недель
Максимова Алла Львовна,
педагог дополнительного образования
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краткосрочная дополнительная образовательная программа «Простые поделки» предназначена для организации досуга детей 6-12 лет в период летних каникул.
По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей и направлена на удовлетворение потребностей учащихся в организации их свободного времени.
Программа кружка «Простые поделки» имеет художественно-эстетическую направленность, так как она создает условия для творческого самовыражения детей посредством знакомства с работы с бумагой в технике оригами, киригами, аппликации и практической деятельностью по созданию творческих художественных работ. Программа учит эстетически относиться к действительности, пробуждает и развивает интерес к декоративной деятельности.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- Федеральный конституционный закон от г. №5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Донецкой Народной Республики»
- Федеральный Закон РФ от г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от г. №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.»
- Распоряжение Правительства РФ от г. №996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г».
- Постановление Правительства Российской Федерации от г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г. №816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от г. №ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей».
Актуальность данной программы состоит в том, что она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности; стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг в летнее время.
Новизна данной программы заключается в использовании дистанционной формы обучения.
Отличительная особенность программы от уже существующих образовательных программ состоит в том, что дополнительная программа «Простые поделки» является модифицированной. Она разработана на основе образовательной программы кружка «Бумагопластика», разработанной руководителем кружка МБОУ ДОД «ДДТ ГОРОДА КИРОВСКОЕ» Максимовой А.Л. в 2021 году. По сравнению с программой источником уменьшен объем программы по часам, так как программа реализуется только полтора летних месяца, усложнены темы занятий, расширен возрастной диапазон учащихся.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что оригами является одним из уникальных способов обучения детей политехническим знаниям. Превращение листа бумаги в игрушку дети воспринимают как увлекательную игру, не замечая, что в процессе складывания решают очень серьезные математические задачи. Они без труда находят параллели и диагонали, делят целое на части, получают различные виды треугольников и многогранников, читают схемы, с легкостью ориентируются на листе бумаги, развивают моторику пальцев рук, логику и воображение.
Цель: приобщить детей к искусству выполнения поделок из бумаги.
Задачи программы:
1) формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой различной фактуры;
2) развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию;
3) развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, мелкую моторику рук и глазомер.
4) воспитывать эстетический вкус, аккуратность.
Основные характеристики образовательного процесса Программа предполагает участие детей в возрасте от 6 до 12 лет. Программа создана для обеспечения познавательного досуга детей в летний период. В группы набираются дети, посещающие кружок «Бумагопластика» в течение года, а также принимаются все желающие в возрасте от 6 до 12 лет без предъявления особых требований. Наполняемость группы составляет не более 20 человек.
Объем программы: 24 часа.
Срок освоения программы: 7 недель.
Форма обучения: очная. В случае невозможности проведения очных занятий программой предусмотрена дистанционная работа
Режим занятий
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов всего |
2 часа | 2 раза | 4 часа | 28 часов |
Возможна организация индивидуальной работы учащихся 1 час в неделю.
Содержание программы ориентировано на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в художественно-эстетическом развитии и на формирование и развитие творческих способностей детей.
В результате работы с бумагой в различных техниках развиваются и совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Работая в группе, дети учатся сопереживать, проявлять готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда.
При организации образовательного процесса используются различные методы по способу организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ); наглядный (показ видео, иллюстраций, работа по образцу); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Формы организации деятельности учащихся на занятиях различны:
- фронтальный - одновременная работа со всеми обучающимися – просмотр презентаций с объемными фигурами в разных техниках, показ и обсуждение образцов;
- групповой (парный) - организация работы в парах для создания объемных фигур;
- индивидуальный - индивидуальное выполнение творческих работ во время обучения в дистанционном формате.
Ожидаемые результаты освоения программы и способы их проверки В результате обучения по данной программе учащиеся
будут знать:
- правила ТБ при работе с ножницами, клеем, бумагой;
- техники работы с бумагой: оригами, киригами, аппликация;
будут уметь:
- правильно пользоваться ножницами, клеем,
- соблюдать правила безопасности труда;
- следовать устным инструкциям педагога;
- владеть элементарными приемами работы с бумагой в техниках оригами, киригами, аппликации.
Оценка результатов освоения программы производится в форме включенного педагогического наблюдения на занятиях и оценки готовых работ учащихся.
Подведение итогов реализации программы
По итогам реализации образовательной программы проводится итоговая выставка работ, выполненных в течение обучения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 часа в неделю
№ | Тема | Кол-во часов | Ссылка | ||
Теор. | Практ. | Всего | |||
1 | История возникновения оригами. ТБ при работе с бумагой и ножницами. Закладки для книг «Веселые монстрики» | 0,5 | 1,5 | 2 | |
2 | Опыты с бумагой. Свойства бумаги. Основные линии («гора», «долина») и приемами складывания. Кошелек из бумаги | 0,5 | 1,5 | 2 | |
3 | Базовая форма «Книга». Изготовление игрушки «Подвижная змея». | 0,5 | 1,5 | 2 | |
4 | Киригами-оригами. Открытка «Тортик» | 0,5 | 1,5 | 2 | |
5 | Базовая форма «Двери». Копилка | 0,5 | 1,5 | 2 | |
6 | Базовая форма «Треугольник». Летучая мышь | 0,5 | 1,5 | 2 | |
7 | Фокусы с бумагой. Подвижные игрушки оригами. Игрушка-неваляшка | 0,5 | 1,5 | 2 | |
8 | Базовая форма «Двойной треугольник». Подвижные игрушки оригами. Прыгающий заяц | 0,5 | 1,5 | 2 | |
9 | Базовая форма «Двойной квадрат». Водяная бомбочка. Изготовление игрушки «Пикачу». | 0,5 | 1,5 | 2 | |
10 | Элементарные понятия о геометрических фигурах. Понятие о сторонах и углах квадрата. Деление пополам стороны и угла с помощью сгибов (без применения линейки). Собака Кусака | 0,5 | 1,5 | 2 | |
11 | Подвижные игрушки оригами. Прыгающий котик | 0,5 | 1,5 | 2 | |
12 | Киригами-оригами. 3D открытка на День рождения Выставка детских работ | 0,5 | 1,5 | 2 | |
13 | Леденец в технике оригами. Бантик. Работа с двухсторонней бумагой. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
14 | Коллективная объемная аппликация «В синем море». | 0,5 | 1,5 | 2 | |
15 | Индивидуальная работа Подготовка к участию в конкурсах, выставках. Изготовление поделок в технике оригами, киригами, аппликации. | 1 | 6 | 7 | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. История возникновения оригами. ТБ при работе с бумагой и ножницами. Закладки для книг «Веселые монстрики». 2. Опыты с бумагой. Свойства бумаги. Основные линии («гора», «долина») и приемами складывания. Кошелек из бумаги. 3. Базовая форма «Книга». Изготовление игрушки «Подвижная змея». 4. Киригами-оригами. Открытка «Тортик» 5. Базовая форма «Двери». Копилка 6. Базовая форма «Треугольник». Летучая мышь 7. Фокусы с бумагой. Подвижные игрушки оригами. Игрушка-неваляшка. 8. Базовая форма «Двойной треугольник». Подвижные игрушки оригами. Прыгающий заяц 9. Базовая форма «Двойной квадрат». Водяная бомбочка. Изготовление игрушки «Пикачу». 10. Элементарные понятия о геометрических фигурах. Понятие о сторонах и углах квадрата. Деление пополам стороны и угла с помощью сгибов (без применения линейки). Собака Кусака 11. Подвижные игрушки оригами. Прыгающий котик 12. Киригами-оригами. 3D открытка на День рождения. Выставка детских работ 13. Леденец в технике оригами. Бантик. Работа с двухсторонней бумагой. 14. Коллективная объемная аппликация «В синем море». 15. Индивидуальная работа Подготовка к участию в конкурсах, выставках. Изготовление поделок в технике оригами, киригами, аппликации. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Кадровое обеспечение Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными знаниями и опытом практической работы с дошкольниками, младшими школьниками. Педагогические технологии, методы, приемы и формы организации образовательного процесса Процесс обучения выстроен так, что ребенок идет от восприятия и усвоения новой учебной информации (объяснительно – иллюстрационный метод) к воспроизведению полученных знаний и освоенных приемов, способов деятельности (репродуктивный метод) через участие в эффективном поиске, эвристической беседе (частично – поисковой или эвристический метод). Центральное место в обучении и творческом процессе занимают практические занятия, наглядный материал, показ приемов изготовления аппликации из цветной бумаги других поручных материалов. В тесной взаимосвязи со словесными методами обучения используются наглядные методы. К ним относятся: метод демонстрации, метод иллюстрации. Для активизации деятельности учащихся используются следующие формы организации учебной работы: 1. Фронтальная – демонстрация наглядного материала, постановка вопросов; 2. Индивидуальная – работа с отстающими (дополнительное объяснение задания) или одаренными детьми (представление им самостоятельности в работе), работа в дистанционном формате. 3. Групповая – при которой коллектив делится на несколько групп с учетом способностей, возраста, темпа работы. Учебно-методическое обеспечение:
Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами. Заготовки изделий. Образцы изделий. Презентации с объемными фигурами в разных техниках. 2) Литература для педагога: 1. Афонькин С.Ю. Игрушки. / С.Ю. Афонькин — М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. — 128 с. - (Библиотека оригами). 2. Афонькин С.Ю.,Кошелев В.М. Вырезаем и складываем. – СПб. : Кристалл, 2006. 3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2008. 4. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Скрипторий 2003, 2007. 5. Макарова Н.Р. Секреты бумажного листа. - М.: Мозаика - Синтез, 2007. 6. Макарова Н.Р. Тайны бумажного листа. - М. : Мозаика - Синтез, 2008. 7. Роенко И.П. Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки изприродных материалов. - Харьков/Белгород : Клуб семейного досуга, 2012. 8. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. / ДонателлаЧиотти – М. : Мир книги, 2008. – 96 с. – (Детское творчество). 9. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. – Самара: Федоров, 2000. 3) Ссылки на материалы для использования во время работы с детьми в дистанционном формате Материально-техническое обеспечение 1) Учебные столы и стулья; 2) Выставочные стенды; 3) Белая бумага, цветная бумага тонкая, двухсторонняя цветная бумага, цветной картон, белый картон; 4) Линейки, простые карандаши, цветные карандаши; 5) Ластики; 6) Ножницы; 7) Клей-карандаш; 8) Бумажные салфетки; 9) Лоскутки ткани. Методическое обеспечение программы Теоретическая подготовка Критерий 1: теоретические знания по основным темам учебно-тематического плана программы Показатель: соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям Метод диагностики: тестирование Тестовое задание 1. Как называется искусство складывания бумаги? а) мозаика б) оригами, в) макраме 2. В какой стране возникло искусство «Оригами»? а) в России; б) в Китае; в) в Японии. 3. Как звали человека, который придумал «Оригами». а) Акира Йошизава, б) Лев Толстой в) НиколайII 4. Страна, в которой было изобретено изготовление бумаги? а) Япония; б) Китай; в) Россия. 5. Из какой геометрической фигуры складывают модуль «треугольник»? а) треугольник, б) квадрат, в) прямоугольник 6. Основной прием работы с бумагой в стиле ОРИГАМИ перегибание, склеивание, вырезание 7. Из какой геометрической фигуры складывают модуль «кусудама»? а) треугольник, б) квадрат, в) прямоугольник 8. «Оригами» в переводе на русский означает: а) сложенная бумага; б) божество. 9. Кусудама – это... а) шар из бумаги, собранный из отдельных элементов-модулей; б) название, религии в Японии; в) название одного из крупнейших вулканов в Японии. 10. Из чего делают бумагу. а) из древесины; б) из старых книг и газет; в) из железа. 11. Что означает тонкая основная линия в оригами? а) контур заготовки; б) линию сгиба. 12. Какие свойства бумаги ты знаешь? а) хорошо рвется; б) легко гладится; в) легко мнется; г) режется: д) хорошо впитывает воду; е) влажная бумага становится прочной.
Критерий 2: теоретические знания по основным темам учебно-тематического плана программы Показатель: соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям Метод диагностики: викторина Вопросы викторины: 1. Из чего люди делали бумагу? Из обрезков шелковых и льняных тканей, волокон крапивы, льна – в Китае, из древесной коры, бамбука, риса, пшеницы - в Японии, из древесины – в странах Европы и России. 2. Что означает слово «оригами»? Ори – складывать; ками – бумага. 3. Чем оригами отличается от других прикладных искусств? Аппликация, папье-маше, вырезание силуэтов и т.д. основаны на прибавлении и вычитании материала, а оригами – искусство целого. 4. В какой стране родилось искусство оригами? 3-4 век до н.э. – Китай, 8 век – Япония 5. Кто в Японии и Китае владел искусством оригами? В Китае – монахи. В Японии – служители религии, позже аристократы. 6. Какие фигурки складывали в этих странах в религиозных целях? Фигурки животных, растений, людей (связано с религией обожествления природы), домики, мебель, одежда, бумажные коробочки, шары кудусамо (с травами подвешивались над постелью больного, в храмах), гирлянды журавликов. 7. Какие фигурки складывались светскими людьми? Символы дружбы, доброго пожелания – записки в форме бабочки, журавля, цветка. Фигурки использовались в качестве печатей. 8. Когда оригами попало в Европу? В 19 веке японские маги складывали фигурки за считанные секунды, удивляя публику. 9. Когда оригами распространилось по миру? В середине ХХ века, после 2 Мировой войны. 10. Кто сейчас увлекается оригами в разных странах? В Англии и Америке – клубное занятие, повод для общения. В Голландии – прикладное искусство. В России – прием обучения и развития (педагоги и ученики). 11. Что символизирует журавлик? Счастье и долголетие. 12. Как называется самая древняя книга по оригами? «Тайна сворачивания 1000 журавликов» (18 век) #1057;колько журавликов сложила 12 летняя девочка из Хиросимы? 644 14. Где установлен монумент, на котором в годовщину атомной бомбардировки вешают гирлянды из 1000 журавликов? В Японии в г. Хиросима есть парк Мира 15. Что означает слово «кириками»? Киру- резать, ками – бумага. #1063;то означает слово Кусудама ? Модульное оригами. В древней Японии - «Лекарственный шар», использовался для целебных сборов и благовоний.
ЛИТЕРАТУРА Литература для педагога 1. Афонькин, С. Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделей. М.: Bestiary, 2017. - 664 c 2. Проснякова Т. Забавные фигурки. Модульное оригами.М., АСТ- ПРЕСС, 2011г. - 104 с 3. Соколова С.В. Оригами. Большая настольная книга для всей семьи.240 лучших проектов для совместного творчества. – М. ИД «Домино», 2009. Литература для учащихся и родителей 1. Агапова, И. 100 лучших оригами для детей- М.: Лада, 2009. 240 c. 2. Водяная, Л.А. Оригами - чудеса из бумаги. - М.: Феникс, 2010. 853 c 3. Журавлева, И.В. Искусство оригами - М.: АСТ, 2008. 638 c. 4. Рудник, Т. Ф. Волшебная страна оригами - М.: Феникс, 2005. 224 c. 5. Гарматин А. Оригами для начинающих. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Владис», 2006. 20 с.: ил. По теме: методические разработки, презентации и конспектыДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л... Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Начальное техническое моделирование» разработана в соответствии с «Законом об образовании... Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» МБУДО «Дом детского тво... Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные экологи» МБУ ДО «Дом детского... Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Техническое творчество»Пояснительная записка Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию ... ![]() РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 классДанная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ... ![]() Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПбЭта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания... |

