Использование здоровьесберегающих технологий в урочное и внеурочное время
материал

Шалыгина Светлана Евгеньевна

Анализ использования здоровьесберегающих технологий в урочное и внеурочное время в корркционной школе для детей с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zd.teh_.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

 Использования здоровьесберегающих технологий в урочное и внеурочное время.

Выполнил: С.Е. Шалыгина

          В своей практике использую здоровьесберегающие технологии с учетом когнитивных и психоэмоциональных  потребностей детей.  Главная цель - создать безопасную, поддерживающую и стимулирующую среду, способствующую их физическому, психическому и социальному благополучию. Необходимо учитывать особенности каждого ребенка (уровень развития, особенности поведения, сопутствующие заболевания и пр.),  Все инструкции и задания  простые, четкие и понятные. Использую  наглядность, жесты, примеры. Постепенно увеличиваю нагрузки и сложности заданий, поддерживаю и поощряю любые, обеспечиваю атмосферу доброжелательности. Применяю технологии регулярно и систематически, чтобы сформировать устойчивые навыки. Адаптирую все технологии  к возможностям и потребностям детей.

        Здоровьесберегающие технологии в урочное время (на уроках).

При организации учебного процесса необходимо хорошее освещение, проветривание помещения, удобная мебель, отсутствие отвлекающих факторов. Соблюдение четкого режима дня. Учитывается утомляемость детей,  чередование видов деятельности. Применяю  яркие и понятные картинки, схемы, модели реальных предметов. Включаю игровые элементы в уроки для поддержания интереса и активности. Адаптирую  задания и темп обучения к возможностям каждого ребенка, создаю ситуацию успеха.  На уроках делаю релаксационные паузы:  короткие перерывы для расслабления, дыхательных упражнений или прослушивания спокойной музыки. Каждые 15-20 минут провожу физкультминутки, которые включают простые и понятные упражнения, направленные на снятие напряжения, улучшение кровообращения и координации движений, упражнения для глаз, шеи, плеч, спины, рук и ног, использование музыки и ритмичных движений, использование специальных упражнений для укрепления мышц спины и живота.  На уроках чтения и речевой практике провожу артикуляционную  гимнастику: упражнения для развития мышц языка, губ и щек, использование картинок и зеркала для контроля правильности выполнения упражнений (гимнастика «Динозаврик»).

           Здоровьесберегающие технологии во внеурочное время.

 Во внеурочное время организую  двигательную активность: подвижные игры, проведение спортивных  соревнований, организация экскурсий. Также во внеурочное время активно занимаемся творчеством: рисуем, лепим,  делаем  аппликации, конструируем. Провожу музыкальные пятиминутки (пение, игра на музыкальных инструментах, танцы). Играем в кукольный  и пальчиковый театр, инсценируем  сказки.  Во время внеурочной деятельности провожу релаксационные занятия: прослушивание спокойной музыки, чтение сказок и стихов, занятия с песком и водой, релаксационные упражнения (например, “дыхание животом”).

Примеры конкретных техник:

  • «Солнышко»: перед началом урока  представляем солнышко и чувствуем его тепло на лице. Это помогает расслабиться и настроиться на работу.
  • «Дыхание животом»: учимся с детьми  дышать животом для  снятия напряжения и улучшения  концентрации внимания.
  • «Облачко»: предлагаю детям представить, что они лежат на мягком облачке и чувствуют, как все мышцы расслабляются.
  • «Волшебный мешочек»: кладу  в мешочек разные предметы и предлагаю детям на ощупь определить, что это такое. Это развивает сенсорное восприятие и мелкую моторику.

Примеры конкретных  физкультминуток:

  • «Ветер дует нам в лицо»:

      Ветер дует нам в лицо (махи руками к лицу).

      Закачалось деревцо (наклоны в стороны).

      Ветер тише, тише, тише (приседания).

     Деревцо все выше, выше (тянутся вверх).

  • «Буратино»:

     Буратино потянулся,

     Раз — нагнулся,

     Два — нагнулся,

     Руки в стороны развел,

     Ключик, видно, не нашел.

     Чтобы ключик нам достать,

     Нужно на носочки встать.

  • «Зрительная гимнастика для глаз»:

      Мы гимнастику для глаз

      Выполняем каждый раз.

      Вправо, влево, кругом, вниз,

       Повторить ты не ленись.

       Укрепляем мышцы глаза.

        Видеть лучше будем сразу.

         Необходимо постоянно отслеживать эффективность используемых технологий и корректировать их в соответствии с потребностями детей. Важно помнить, что здоровьесберегающие технологии – это не просто набор отдельных мероприятий, а целостная система, направленная на создание благоприятных условий для обучения и развития детей.  При правильном и систематическом использовании здоровьесберегающих технологий можно значительно улучшить состояние здоровья, повысить учебную мотивацию и способствовать успешной социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта в урочное и внеурочное время.

В данной работе описывается как я применяю метод проектов в своей практике в урочное и внеурочное время....

Динамические минутки как игровой элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности

Одна из первых задач педагога -научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье...

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы

laquo;Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы». Выступление на ШМО учителей начальных классов....

Здоровьесберегающая деятельность в урочное и внеурочное время

В статье представлены направления внеурочной деятельности для сохранения и укрепления здоровья. Даётся понятие «Кинезиология». Рассматриваются направления и возможности использования кинез...

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

В любую историческую эпоху в любом государстве школа решает три основные задачи: обучать, развивать, воспитывать. Решаются они в основном в процессе преподавания учебных предметов, через их содержание...