Экскурсия в организм человека 2-3 класс (Сайфутдиновой Е. Р.)
план-конспект занятия (3 класс)

Экскурсия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya.docx73.97 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в организм

- Приветствую вас - меня зовут Братец - Лейкоцит. А вы знаете кто такие лейкоциты? (нет)

- Лейкоциты это наши маленькие помощники в теле человека, которые следят и защищают нас от бактерий. Да! Вот такой я!

- Сегодня я хотел привести вам ребятам экскурсию в мою родную страну, называемую - «Организм». (слайд 1)

-Но к сожалению... произошло что-то непредвиденное! На нашу страну напал злой враг! И называет он себя «Бактерией»!

- Посмотрите на доску как он выглядит (слайд 2)

- Что же делать, не пойму! Ребята, а может вы мне поможете?! (да!)

- Это хорошо, но для начала... кто-нибудь знает, что это за враг такой «Бактерия»? (предположения детей/ нет не знаем)

-Бактерии — мельчайшие одноклеточные организмы, которых можно встретить повсюду: в пресных и солёных водоёмах, на поверхности приполярных льдов, в горячих источниках, в почве, на поверхности и внутри тел других организмов. Бывают полезные бактерии - которые приносят пользу, но также бывают болезнетворные бактерии, а точнее их еще называют бактерии - паразиты, которые поселяются в организме человека и вызывают разные болезни.

-И сегодня мы встретились именно с такой бактерией - паразитом, которые вызывает болезни.

- Ведь никому не приятно болеть. Поэтому Я - Лейкоцит обязан защитить свою страну!

- Вы, конечно, уже знаете, что у человека есть внешнее строение – голова, шея, туловище, верхние и нижние конечности. И есть внутренние органы – мозг, легкие, сердце, желудок, печень. Все эти органы в теле человека работают и днем и ночью, практически без отдыха. Но они работают не каждый сам по себе, а все вместе, дружно, согласованно, помогая друг другу. И вот такая совместная, согласованная деятельность всех органов живого существа друг с другом и называется – «организм». (слайд 3)

Конечно, дружно и согласованно все органы работают в теле здорового человека. Но если произойдёт сбой в одном из органов, то это влияет и на весь организм. А для того, чтобы сохранить здоровым ваш организм, необходимо знать устройство тела человека - его органы, и понять, что надо делать, чтобы сохранить здоровым каждый орган вашего тела.

- И сегодня, из-за неожиданного врага, наши органы подверглись нападению. Теперь они не так хорошо справляются со своей работой.

- Давайте поможем им и прогоним из нашего организма эту злую бактерию? (Да, давайте! Мы поможем!)

- Тогда погнали! На помощь организму!

- Вы помните, что в организме человека есть главный командный пункт, такой мощнейший компьютер? Что это кто-нибудь догадался? (мозг!)

- Ну, конечно, это – головной мозг человека. Он расположен в черепной коробке. Но кроме головного мозга у человека есть еще и спинной мозг. Он расположен внутри позвоночника. А от головного и спинного мозга отходят нервы. Они похожие на белые и серые провода толщиной от 14 мм до тончайших, едва заметных. И по ним, как по проводам, передаются сигналы от всех органов к мозгу, а от мозга по нервам идут приказы каждому органу, что ему делать. Все, что делает человек - думает, двигается, видит; все, что делают его внутренние органы – лёгкими вдыхается воздух, сердце выталкивает кровь, желудок переваривает пищу – всё это выполняется по командам мозга, которые отдаются с такой скоростью, которая еще очень нескоро будет доступна самым мощным компьютерам. Головной и спинной мозг, а также нервы, проникающие во все органы тела, составляют нервную

систему человека. (слайд 4)

- Но из-за бактерии все перемешалось и теперь наш мозг и вовсе запутался какие сигналы и куда нужно отправлять.

- Давайте поможем головному и спинному мозгу и с помощью нервов отправим сигналы другим органам.

Игра

(Учитель вызывает детей к флипчарту)

-На флипчарте вывешены карточки с органами. К каждому органу нужно подобрать сигнал с помощью которого орган работает

Сигнал

Орган

Переваривать пищу

Позвоночник

Вдыхать воздух

Сердце

Выталкивать кровь

Легкие

Выполнять наклон

Пищеварение

Смотреть

Глаза

- Посмотрите все ли согласны, правильно ли все выполнили? (да!)

- Молодцы, вы успешно справились.

Дыхательная разминка

- Я смотрю вы уже устали давайте встанем и сделаем один глубокий вдох, задержим дыхание на 5 секунд и медленно выдохнем, а теперь задержим дыхание на 7 секунд и на 10 секунд.

- Молодцы, присаживайтесь.

-А вы заметили как вы дышали? Давайте вспомним, что мы задействовали при дыхании (нос, лёгкие, гортань)

- Правильно, а заметили ли вы еще, что дышать можно по разному. Дыхание есть грудное, когда мы дышим грудной клеткой; Брюшное, когда мы дышим животом; И смешанное - когда поочерёдно дышим и грудным отделом и брюшным.

- можете попробовать подышать разными способами.

- Для работы всех органов необходим кислород, содержащийся в воздухе, который мы вдыхаем. Без воздуха человек проживёт не более 5 минут. Когда мы вдыхаем воздух, он попадает в носовую полость, затем проходит через гортань в трахею. А дальше – в бронхи. Бронхи – это трубки, по которым воздух проходит в легкие. Взрослый здоровый человек может вдохнуть до трех литров воздуха. Именно в легких в кровь проникает кислород из вдыхаемого воздуха, который необходим для нормальной работы всех органов. Когда человек выдыхает воздух, из организма удаляется углекислый газ.

- Носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие – это органы дыхания или дыхательная система. (слайд 5)

- Кислород теперь надо доставить ко всем внутренним органам. И этой доставкой занимается кровь. Кроме того, кровь разносит еще и питательные вещества, которые она забирает из кишечника. Но чтобы кровь двигалась по кровеносным сосудам, и днем и ночью, без отдыха, трудится маленький мотор.

сердце

- Сердце, разжимаясь, наполняется кровью, а потом сжимается и выталкивает кровь по сосудам, которые пронизывают ваше тело и доходят до каждого органа.

Сердце и кровеносные сосуды – это органы кровообращения или кровеносная система. (слайд 6)

- А теперь давайте и мы попытаемся перенести питательные вещества и воздух по крови.

Игра

- Давайте встанем, разделимся на 2 колонны, в 1 колоне становится 1 вариант, во 2 колонну - 2 вариант. 1 колонна будет разносить питательные вещества, а 2 колонна будет передавать воздух. (учитель раздает 2 мяча).

1. Содержание:

По сигналу «Марш!» впереди стоящие бегут по прямой, слева оббегают конусы, бегут и становятся позади замыкающего, отдают мяч впереди стоящему товарищу по команде и передаёт над головой, из рук в руки - мяч. Мяч передают над головами пока не дойдёт до направляющего. Следующие игроки с мячами делают то же самое, и так до конца, пока капитан команды не вернётся на своё место. Тогда он поднимает мяч над головой, и игра считается оконченной. Та команда, которая пришла первой, получает 3 балла, вторая – 2 балла, последняя – 1 балл.

Правила:

1. Мячи передавать из рук в руки. Не кидать. Не перекидывать.

2. Конусы оббегать с левой стороны. Не перепрыгивать.

3. Мячи не ронять. Не толкаться.

Итоги: побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов

- Молодцы, вы хорошо потрудились и смогли быстро разнести питательные вещества и воздух по кровеносным сосудам! Давайте сядем.

- Как я уже говорил, кровь разносит ко всем органам не только кислород, но и питательные вещества. Где же она их берет?

- Для обеспечения питательными веществами существует пищеварительная система. В нее входит несколько органов – рот, в котором пища измельчается, смачивается и перемешивается, оттуда пища попадает в глотку, проходит по пищеводу в желудок, где проходит дальнейшее переваривание. В процессе обработки пищи большую роль играет и печень. Затем пища поступает в кишечник. В кишечнике пища продолжает перевариваться, и именно из кишечника питательные вещества попадают в кровь.

- Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник – это органы пищеварения или пищеварительная система. (слайд 7)

- А теперь мы с вами проверим нашу систему пищеварения и пополним наш запас энергии (Учитель раздает детям по кусочку яблока)

-Как вы думаете, почему человек не ползает, как червяк, а может сидеть, стоять, ходить?

скелет

-Именно скелет поддерживает форму человека и помогает ему держаться прямо, а не растекаться по земле подобно медузе или червяку. Кости скелета защищают внутренние органы человека от травм. Но, даже имея скелет, человек не сможет двигаться. Для того чтобы сгибались и разгибались руки и ноги человека, поворачивалась голова, чтобы человек мог наклониться и разогнуться, необходимы мышцы, или мускулы, что одно и то же. Любое движение, совершаемое человеком, даже моргание совершается мускулами. Мускулы крепятся к костям и по команде головного мозга растягиваются. И тогда мы, например, разгибаем руки. Или мускулы укорачиваются и становятся более толстыми. Говорят, что мышца сократилась. При сокращении мышц руки или ноги сгибаются.

-Кости скелета и мышцы составляют опорно-двигательную систему.(слайд 8)

- Давайте и мы проверим нашу опорно-двигательную систему и разомнёмся.

Физкультминутка на осанку

Мы проверили осанку (ходьба на носках на месте)

И свели лопатки.

Мы ходили на носках,

А потом на пятках (ходьба на пятках).

Мы идем, как все ребята (ходьба на месте),

И как мишка косолапый (ходьба на внешнем своде стопы).

Потом быстрее мы пойдем (бег на месте)

И после к бегу перейдем. (ходьба на месте)

-молодцы, мы хорошо разомнулись, садитесь.

-Конечно, огромную роль в жизни человека еще играют и органы чувств .

-Кто какие органы чувств знает? (предположения детей)

-Вы все правильно сказали: – органы зрения - глаза, органы слуха - уши, орган обоняния – нос, орган осязания – кожа, орган вкуса – язык. От них информация об окружающем мире передаётся в мозг человека. (слайд 9)

- И сейчас мы проверим наши органы чувств:

- Орган вкуса мы уже проверили, когда вы ели яблоко, какое оно было, что вы чувствовали? (сладкое/кислое/сочное/спелое)

- Орган осязания, вокруг нас расположено много предметов, давайте возьмём ручку, какая она на ощупь? (холодная, гладкая, длинная), а теперь давайте потрогаем свою одежду, какая она? (шершавая, мягкая, тёплая) и т.п

- А теперь проверим орган обоняния, сейчас я вызову несколько человек и они должны отгадать по запаху, что у меня в пакете (учитель поочереди вызывает детей, дети угадывают ) (в пакет можно положить кожуру апельсина/ мыло/ розу/ кожуру картошки /свеклы /лука и т.д)

- А орган зрения как мы проверим - быстро поморгав, посмотрев на лево, что мы видим? (ответы детей), посмотрев на право, что мы увидим? (ответы детей).

- Отлично, вы хорошо справились

И правда, все органы тесно связаны друг с другом и составляют единое целое – организм человека.

Вот и закончилась наша экскурсия. Мы успешно смогли помочь нашим органам справиться с атакой бактерии и прогнали ее! Давайте похлопаем друг другу!

И закончить экскурсию я хочу вот такими строчками:

закончить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОМ Как устроен организм человека в 4 классе

Хочу поделиться материалами, которые помогут учителю провести урок интересно с минимальными затратами драгоценного времени. Удачи, коллеги!...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Организм человека" для 3 класса

Конспект урока по окружающему миру: "Организм человека". Данный конспект урока был составлен для учащихся 3 класса имеющих тяжелые нарушения речи....

Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме «Организм человека». 3-й класс

Конспект  урока окружающего мира по теме «Организм человека». 3-й класс...

Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме «Организм человека». 3-й класс

Конспект  урока и презентация по окружающему миру по теме «Организм человека». 3-й класс...

Итоговый урок-игра по разделу "Организм человека"(2-4 классы)

Данный урок может проводиться как итоговый по разделу «Организм человека» по любой программе начальной школы. Дети делятся на разновозрастные группы ....

Тест по теме "Организм человека" для 3 класса.

Тест представлен по программе Плешакова....

Экскурсия по экологической тропе на пришкольном участке «Экологическое путешествие» 3 класс (Сайфутдиновой Е. Р.)

Цель: Создание условий для формирования умений наблюдать за явлениями природы и живыми организмами. Время проведения - Май Задачи: Образовательные: Познакомить учащихся с методами полевых исс...