Проект " Су-Джок" терапия.
проект

Варфоломеева Наталья Алексеевна

В настоящее время известно множество способов  развития моторики детей младшего школьного возраста, но так как нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание мы решили использовать в своей коррекционно- педагогической работе Су – Джок терапию.

Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_su-dzhok.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №2»

Рассмотрено на  заседании МО

руководитель МО

/_________

Согласовано

заместитель директора по УВР

/________

Утверждаю

директор ГБОУ «СКОШИ №2

/__________/Аюшеев А.Н

Проект «Шариками играем-речь развиваем»

                                                                                                                     Учитель: Варфоломеева Н.А.

                                                                     г.Улан-Удэ

                                                                     2023-2024 г

Пояснительная записка

Руководитель  проекта: Варфоломеева Наталья Алексеевна

Участники проекта: обучающиеся 2 ,3 класса (домашнее обучение) ,учитель, родители

Классификация проекта: групповой.

Целевая установка: интегративный

Срок реализации педагогического проекта: долгосрочный

Проблема: Недостаточно развита моторика рук и уровень развития речи детей.

Актуальность:

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать и это не с проста. С каждым годом наблюдается рост числа детей с нарушениями общей, мелкой моторики и речи.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как "орган речи", такой же, как артикуляционный аппарат.

В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. 

В настоящее время известно множество способов  развития моторики детей младшего школьного возраста, но так как нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание мы решили использовать в своей коррекционно- педагогической работе Су – Джок терапию.

Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.

Актуальность использования су – джок терапии в корекционно – развивающем процессе у детей с речевыми нарушениями состоит в том, что для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему. Детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Основание для разработки проекта: внедрение инновационных методов с детьми, имеющими речевые нарушения.

Цель:  коррекция речевых нарушения у детей с помощью использования Су – Джок терапии, повышение  иммунитета.

Задачи проекта:

1.Воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок.

  1. Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
  2. Развивать общую и мелкую моторику.
  3. Развивать речь детей, расширять словарный запас;
  4. Использовать элементы Су Джок терапии на различных этапах работы по коррекции речи;
  5. Содействовать снижению двигательной  и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;
  6. Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.
  7. Учить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке, повышать уровень их компетентности в вопросах речевых нарушений.

Формы взаимодействия педагога с детьми:

Содержание работы

Срок

Ответственные

  • Пальчиковая гимнастика
  • Развитие координации речи с движениями
  • Рассказывание сказок
  • Совершенствование навыков пространственной ориентации
  • Совершенствование лексико – грамматических категорий
  • Совершенствование навыков употребления предлогов

В течение всего проекта

Учитель: Варфоломеева Н.А.

Формы взаимодействия педагога с родителями:

Мероприятие

Срок

1.

Анкетирование родителей

октябрь

2.

Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках»

ноябрь

3.

Консультация «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений».

декабрь, январь

4.

Индивидуальные консультации по применению Су – Джок терапии в домашних условиях.

В течении всего проекта

5.

Мастер-класс для родителей «Наш дружок-Су-Джок»

март

5.

Анкетирование родителей о результативности применения Су-Джок терапии

апрель

6

Подведение итогов

май

Ожидаемые результаты

Дети:

• проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;

• пополнился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.

• возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

• дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

• у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

 Родители:

• родители стали единомышленниками  по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

• родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;

         Продукт проекта:

- Картотека игр для педагогов и родителей

- Конспекты  по речевому развитию

-  Мастер- класс «Шариками играем – речь развиваем»

-Консультация для родителей: «Применение Су  Джок терапии при коррекции речевых нарушений»; Мастер-класс «Наш дружок – Су Джок»

- Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках»

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

мероприятие

сроки

ответственные

1.Изучение методики «Су – Джок»

ноябрь.

Учитель: Варфоломеева Н.А.

2.Создание условий для внедрения метода «Су – Джок»:

  • Подбор материала для внедрения данного метода.
  • Приобретение шариков «Су – Джок»

ноябрь

Учитель: Варфоломеева Н.А., родители

                                                                         2. Основной этап

 

 

Совместная деятельность с детьми:

Взаимодействие с родителями:

Осуществление проекта

Обучение детей в режимных моментах:

- использование  шариков Су Джок для повышения иммунитета, развития мелкой моторики и речевого развития;

- массаж пальцев эластичным кольцом для стимуляции работы внутренних органов;

- самомассаж прищепками для повышения иммунитета и развития мелкой моторики;

Использование  упражнений и массажа:

-в непосредственно-образовательной деятельности, как физкультминутки,

- перед непосредственно-образовательной деятельностью в форме психологических пауз;

- на прогулках в подвижных играх и спортивных упражнениях;

- на гимнастике;

Самостоятельная деятельность детей

Ежедневный массаж шариками и колечками «Су Джок»

  1. Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках»;
  2. Консультация «Применение Су  Джок терапии при коррекции речевых нарушений»
  3. Индивидуальные        консультации по применению Су –Джок терапии в домашних условиях.
  4. Мастер-класс «Шариками играем –речь развиваем»

5..Родительское собрание

«Шариками играем –речь развиваем»

 

3. Завершающий этап

 

Мероприятие

 

Сроки

 

Ответственные

1.Подведение итогов работы:

  • Анкетирование родителей
  • Сбор фотоматериалов

Апрель-май

.

 

Учитель:

Варфоломеева Н.А.

2. Открытое занятие для родителей.

март

Учитель:

Варфоломеева Н.А.

 3. Презентация (родительское собрание)

 

 

апрель

Учитель:

Варфоломеева Н.А.

Внедрение Су – Джок терапии в режимных моментах:

Понедельник:

 гимнастика

И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке массажер.

1-руки развести в стороны;

2-Руки поднять вверх и переложить массажер в другую руку;

3-руки развести в стороны;

4-опустить руки.

  Автоматизация звуков

  Дети катают массажные шарики между ладонями, проговаривая стихотворение на автоматизацию звука [c]: «На сосне сидит сова, говорит она слова...»

  Пальчиковая гимнастика

 «Этот пальчик гриб нашёл (на большой палец), этот пальчик чистить стал (указательный), этот резал (средний), этот ел (безымянный), ну этот всё глядел (мизинец)». (Поочередно надевая эластичное кольцо на каждый палец)

Вторник:

  Совершенствование лексико-грамматических категорий.

 Упражнение "Один-много".

 Педагог катит шарик по столу ребёнку, называя предмет в единственном числе. Ребёнок, поймав ладонью массажёр, откатывает его назад, называя существительное во множественном числе.

Совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие внимания, памяти.

 Дети выполняют инструкцию взрослого: надеть колечко на мизинец правой (левой) руки и т.д.

 Ребёнок закрывает глаза, взрослый одевает колечко на любой его палец. Ребёнок должен назвать, на какой палец одето колечко.

Пальчиковая игра «Черепаха» 

(у детей в руках Су Джок).

Описание: упражнение выполняется сначала

 на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь

(дети катают Су Джок между ладоней

Среда:

Развитие цветовосприятия

Дидактическая игра «Разложи шарики по цвету»

Совершенствование лексико-грамматических категорий.

 Упражнения "Назови ласково", "Скажи наоборот" ( дети проговаривая слово прокатывают шарик между ладоней и передают соседу)

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

 Упражнение выполняется сначала

на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо  Су Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец)

 -С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо  Су Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо  Су Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец).

Четверг:

 Совершенствование навыков употребления предлогов.

 По инструкции педагога ребёнок кладёт разноцветные шарики соответственно: в коробку, под коробку, около коробки. Затем наоборот - ребёнок должен описать действие взрослого.

Развитие цветовосприятия

Дидактическая игра « Сделай разноцветные шарики и назови их»

Пальчиковая игра «Ёжик»

 Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи

(дети катают Су Джок между ладонями)

Пятница:

 Звуковой анализ слов.

 Для характеристики звуков используются массажные шарики трёх цветов: красный, синий, зелёный. По заданию педагога ребёнок прокатывает между ладоней соответствующий обозначению звука шарик.

 Автоматизация звука Ш

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,    (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний)

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа.   (мизинец)

Сказка «Ёжик»

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек

 По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

 (шарик между ладошками)

 Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

 Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

 (движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

 (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)

В результате внедрения Су – Джок терапии в коррекционно – развивающую работу у детей улучшилась общая и мелкая моторика, координация речи с движением, снизилась заболеваемость. Повысился интерес к играм лексико – грамматического содержания.

Таким образом, Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.

Вывод:

По данным анкеты родители положительно относятся к применению метода Су – Джок терапии в работе с детьми. Многие из родителей приобрели массажеры для использования этого метода в домашних условиях.

Анализ анкетирования родителей

  1. Как Вы относитесь к применению инновационных технологий в работе с Вашими детьми:

             Положительно-2

             Отрицательно-0

             затрудняюсь ответить-0

  1. Любите ли Вы играть со своим ребенком?

Да-2

Не совсем-0

  1. Как часто играете с ребенком?

Часто-0

Редко-0

В свободное время-1

По настроению ребенка-1

 

  1. Занимаетесь ли Вы с ребенком пальчиковой гимнастикой?

Да-0

Нет-

Иногда-2

  1. По чьей инициативе занимаетесь физическими упражнениями вместе с ребенком?

По своей-1

Совместно-1

  1. Какие формы работы наиболее приемлемы для Вас:

             консультации     -0                     круглый стол-0

             семинар-практикум    -2             другое-0

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"

ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса  Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта  Я – горожанин!О...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!

Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить  1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....