Технологическая карта ДПИ 3 класс “Каргопольская игрушка как русский народный промысел” (Сайфутдиновой Е. Р.)
план-конспект урока (3 класс)

Класс: 3 класс Направление: Общекультурное Дата проведения:  Тема:  «Каргопольская игрушка как русский народный промысел». Цель: создание условий для формирования у младших школьников  знаний об особенностях Каргопольской игрушки как составляющей народного промысла и формирование умений рисования Каргопольской игрушки. Задачи: - давать знания об особенностях Каргопольской игрушки как составляющей народного промысла; - познакомить с технологией рисования «Каргопольской игрушки»; - развивать внимание, творческое мышление, умения работать по образцу, слушать учителя и товарищей; - воспитывать интерес к миру и эстетические чувства. Планируемые результаты: Личностные: проявлять интерес к общению друг с другом, сопереживание и доброжелательность по отношению друг к другу Регулятивные: развивать навыки коммуникации (умения слушать собеседника, вести диалог, вежливо обращаться к окружающим людям). Познавательные:   работать с информацией: сравнивать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде Коммуникативные: проявлять умения успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных учебных и жизненных ситуациях; Оборудование: презентация; компьютер; проектор; конспект; раздаточный материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kargap.docx125.79 КБ
Файл kargapol.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия на тему:

“Каргопольская игрушка как русский народный промысел”

Класс: 3 класс

Направление: Общекультурное

Дата проведения:

Тема: «Каргопольская игрушка как русский народный промысел».

Цель: создание условий для формирования у младших школьников знаний об особенностях Каргопольской игрушки как составляющей народного промысла и формирование умений рисования Каргопольской игрушки.

Задачи:

- давать знания об особенностях Каргопольской игрушки как составляющей народного промысла;

- познакомить с технологией рисования «Каргопольской игрушки»;

- развивать внимание, творческое мышление, умения работать по образцу, слушать учителя и товарищей;

- воспитывать интерес к миру и эстетические чувства.

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять интерес к общению друг с другом, сопереживание и доброжелательность по отношению друг к другу

Регулятивные: развивать навыки коммуникации (умения слушать собеседника, вести диалог, вежливо обращаться к окружающим людям).

Познавательные: работать с информацией: сравнивать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде

Коммуникативные: проявлять умения успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных учебных и жизненных ситуациях;

Оборудование: презентация; компьютер; проектор; конспект; раздаточный материал.

Ход занятия:

Этапы занятия

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационно-мотивационный этап. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Внеурочное занятие изобразительного искусства проведу у вас я, зовут меня Есфирь Рафисовна.

-Вы пришли сюда учиться,

Работайте старательно.

Слушайте внимательно!

-Проверьте свою готовность к занятию.

У вас на столе: акварельные краски, кисти, баночка для воды, альбом, салфетка, тычок (ватная палочка), простой карандаш, резинка (ластик).

-Поднимите руку, кто не готов к занятию. Чем Вам помочь?

- Давайте все вместе прочитаем то, что я написала на доске:

- Автор этих стихов Эдуард Успенский.

- Вы согласны с поэтом?

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Проверяют свою готовность к занятию

Читают:

« ... Это правда!

Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне …»

(Эдуард Успенский)

- Да!

II. Самоопределение к деятельности (мотивация).

Целеполагание.

- Сейчас я вам открою на доске, кое-какую картинку, посмотрите внимательно на неё. Что на ней изображено, как вы думаете? (слайд 1)

- А кто-нибудь знает, как называется данная глиняная игрушка?

- Эта глиняная игрушка называется - Каргапольская. (слайд 2)

- Кто уже понял какая тема сегодня будет на занятии?

- Правильно, мы сегодня будем рисовать глиняную Каргопольскую игрушку

Родина каргопольской игрушки - русский Север, Архангельская область.

Пропорции этих фигурок - приземисты, неуклюжи и тяжеловесны. Весёлые плосковатые лица каргопольских мужиков переходят в бороду-лопату, а короткие руки и кривоватые ножки делают фигур забавной и шутливой.

Глиняные бабы с младенцами, птицами, пирогами похожи на древний образ богини-матери.

Любимым персонажем каргопольской игрушки всегда был Конь-Полкан или Полихан-чудо с головой и туловищем человека и телом коня.

Мастера Каргополья создали свой мир глиняной сказочной игрушки, где живут крепкие весёлые люди и добродушные звери и птицы.

- И мы вместе нарисуем, вот такого славного полкана, посмотрите на мой образец (слайд 3)

IMG_256

- Что надо знать, чтобы нарисовать эскиз будущей игрушки?

-Кого изображали каргопольцы?

Фигурки людей выглядят немного грубоватыми, коренастыми (с коротким телом). Плечи сливаются с затылком, ноги и руки короткие.

-Какой цвет используют в росписи?

Цвета неяркие, приглушённые: розовые, зелёные, желто-оранжевые бледных оттенков, сиреневато-синие

- А узоры какие используют?

- Правильно, посмотрите на слайд, также они часто изображали, с помощью узоров зёрна и колосья. Круги — изображение солнца. (слайд4)

Рассматривают картинку

- Это глиняная игрушка

- Нет!

- Каргопольская игрушка

Слушают учителя.

Рассматривают образец.

- Сюжет, цвет и узор

- Животных мастера очеловечивают -они заняты тем же делом, что и люди, играют на музыкальных инструментах, несут посуду (например, самовар).

- Кирпично-красный, Зелёный, Чёрный, Охристый (жёлтый), Золотой, Серебряный.

- Полоски, штрихи, ромбы.

III. Организация деятельности по решению цели и задач занятия.

- Хорошо, но перед тем как мы приступим к рисованию, проведём физкультминутку.

Отвели свой взгляд направо.

Отвели свой взгляд налево.

Оглядели потолок.

Посмотрели все вперёд.

Раз -согнуться, разогнуться.

Два -подняться, потянуться.

Три — в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре руки шире.

Пять и шесть — тихо сесть.

Проводят физкультминутку

Разминаются

IV. Практическая часть

Есть разные каргапольские игрушки, сегодня мы с вами нарисуем полкана

Этапы выполнения:

Ребята у вас на парте лежит шаблон полкана.

Обведите его далее начинать роспись надо со светлых крупных цветочных пятен. Тонкие полоски и тёмные точки наносите в последнюю очередь.

Если тёмные и светлые цвета расположены рядом, то начинай со светлого. Не забывать оставить белое поле, иначе игрушка потеряет нарядность.

Теперь разрисуем с вами полкана.

Помним какие есть у нас с вами главные элементы они изображены на доске.

-Приступаем.

Внимательно слушают этапы выполнения.

Приступают к выполнению

V. Итог. Рефлексия деятельности.

Сбор работ. ( Хвалит, благодарит восхищается оригинальными работами)

-На доске – выставка ваших работ. Я очень рада, что у вас получились такие красивые мужички. Прекрасные получились работы!

(Обобщение материала, изученного на уроке)

Вопросы:

— С чем мы знакомились сегодня на занятии?

— Скажите какие бывают виды элементов этих узоров? Какое заково-символическое значение они имеют?

— Скажите какие элементы росписи вы использовали для заполнения?

Рефлексия

– Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?

– Кто считает, что работу не успел завершить?

-Молодцы!Спасибо за работу. Занятие окончено. До свидания.

Подведение итогов занятия

Отвечают на вопросы

Проводят рефлексию.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс

Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Петух и собака» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя:  формирование читательского интереса к устному народному творчеству; развитие умения находить сходство и различие между сказками русского народного творчества....

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Рукавичка» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: ознакомление с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствование навыка чтения.   Планируемые результаты:...

Технологическая карта урока по литературному чтению «Загадки. Русская народная песня «Березонька». С.Маршак «Апрель» (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с произведениями о родной природе, формирования умений видеть красоту родной природы, выраженную в художест...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»" - 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения русской народной сказки «Гуси-Лебеди»; умения анализировать текст пр...

Технологическая карта урок по ИЗО: "Орнамент в русском народном костюме" УМК "Школа России" (4 класс)

Цель урока: познакомить с особенностями национального костюма и ролью орнамента в нем; научить рисовать орнамент.Задачи урокаДидактические:- Формировать умение правильно располагать объекты на листе.-...

Технологическая карта ДПИ 4 класс "Каргопольская игрушка как русский народный промысел. Возникновение и развитие" (Сайфутдиновой Е. Р.)

Ф.И.О. практиканта: Медведева Валентина Андреевна Дата проведения: ________________ Тема занятия: "Каргопольская игрушка как русский народный промысел. Возникновение и развитие" Класс: 4 А» Продо...