Технологическая карта ДПИ 4 класс "Каргопольская игрушка как русский народный промысел. Возникновение и развитие" (Сайфутдиновой Е. Р.)
план-конспект урока (4 класс)

Ф.И.О. практиканта: Медведева Валентина Андреевна Дата проведения: ________________ Тема занятия: "Каргопольская игрушка как русский народный промысел. Возникновение и развитие" Класс: 4 А» Продолжительность занятия: 45 минут Цель внеурочного занятия: формирование у учащихся представления об истории возникновения Каргопольской игрушки, знакомство с особенностями этого промысла, дать представление о выполнении элементов на эскизе игрушки. Задачи внеурочного занятия: Дидактические (образовательные): познакомить с историей народных промыслов; отработать умение выполнить эскиз росписи каргопольской игрушки. Развивающие: развивать умение анализировать свой рисунок и рисунок товарища; развивать фантазию и воображение; развивать любознательность, речь, логическое мышление, память. Воспитательные: пробуждать интерес к культуре, истории и праздникам своей страны; воспитывать потребность в использовании правил вежливого общения; воспитывать аккуратность в работе воспитывать уважительное отношение к себе, учителю и друг другу; воспитывать уважение к творческому наследию русских мастеров; воспитывать эмоционально-положительное отношение к процессу рисования; воспитывать аккуратность в процессе работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karg_2.docx444.43 КБ

Предварительный просмотр:

Руководитель практики от организации ________________________/________________

(ФИО) (подпись)

Руководитель практики от ОУ______________________/_____________________

(ФИО) (подпись)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Ф.И.О. практиканта: Медведева Валентина Андреевна

Дата проведения: ________________

Тема занятия: "Каргопольская игрушка как русский народный промысел. Возникновение и развитие"

Класс: 4 А»

Продолжительность занятия: 45 минут

Цель внеурочного занятия: формирование у учащихся представления об истории возникновения Каргопольской игрушки, знакомство с особенностями этого промысла, дать представление о выполнении элементов на эскизе игрушки.

Задачи внеурочного занятия:

Дидактические (образовательные): познакомить с историей народных промыслов; отработать умение выполнить эскиз росписи каргопольской игрушки.

Развивающие: развивать умение анализировать свой рисунок и рисунок товарища; развивать фантазию и воображение; развивать любознательность, речь, логическое мышление, память.

Воспитательные: пробуждать интерес к культуре, истории и праздникам своей страны; воспитывать потребность в использовании правил вежливого общения; воспитывать аккуратность в работе воспитывать уважительное отношение к себе, учителю и друг другу; воспитывать уважение к творческому наследию русских мастеров; воспитывать эмоционально-положительное отношение к процессу рисования; воспитывать аккуратность в процессе работы.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные УУД: формулировать цели и задачи внеурочного занятия, искать и выделять нужную информацию для её использования.

Регулятивные УУД: планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия; производить результаты самооценки.

Коммуникативные: УУД: положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес; соблюдать правила общения на занятии.

Личностные: проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами; готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности.

Образовательные ресурсы:

Оборудование: кисти, гуашь, образцы, раздаточный материал.

Этапы
урока, образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность
обучающихся

Формы
организации учебной деятельности

1

2

3

4

5

#1054;рганизационный этап.

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка
к усвоению изучаемого материала

Словесный

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валентина Андреевна, и сегодня внеурочное занятие проведу я.

- Проверим готовность к занятию.

У вас на парте должны быть: гуашь, кисточки, непроливайка, застеленное рабочее место.

- Итак, начинаем наше занятие. Желаю вам удачи в вашей работе. Пусть всё у вас получится.

Приветствуют учителя и ппроверяют рабочее место.

Ф

II. Актуализация знаний и способов действий.

Словесный

Ребята, а над какой темой мы работали всю четверть?

-А вы хорошо помните эти промыслы?

А теперь ответьте на следующие вопросы:

1. Как называются знаки, обозначающие воду, солнце, землю и т. д. (солярные знаки).

2. Орудие для ручного прядения.

3. Ей украшали рубахи вокруг ворота, по рукавам, по подолу.

4. Как называется главный угол в избе.

- Народные промыслы.

- Солярные знаки.

- Прялка.

- Вышивка.

- Красный.

Ф

III. Целевой

Объяснение задания.

Словесный, наглядный

- Сегодня мы с вами продолжаем говорить о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. Отгадайте загадку:

Кукла, мячик и скакалка,

Самолетик, обезьянка.

И машина, и зверушки

Называются...

- Так о чём это стихотворение, ребята?

«Как вы думаете в какие игрушки играли наши предки?»

«Из каких материалов бывают игрушки?»

Технические приёмы:

"Сейчас расскажу о технике росписи. Мы будем использовать кисти, чтобы создавать орнаменты. Обратите внимание на образцы, которые я вам показала, здесь типичные мотивы — цветы и листья."

- Но сначала вспомним правила техники безопасности перед рисованием:

- Игрушки.

- Игрушки были маленькими
копиями людей, животных

- Дерево, бумага, ткань, глина.

- Сидеть при рисовании нужно свободно и прямо, не горбиться, рисунок держать на расстоянии и всё время сравнивать его с натурой.

Аккуратно работать красками, кистями, карандашами, не размахивать ими перед своим лицом и лицом других людей. 1

Нельзя краски пробовать на вкус.

Бумага должна прикрепляться к рисовальной доске или мольберту с помощью кнопок (скотча), чтобы она не двигалась во время работы.

Рисовальные принадлежности должны храниться в специально отведённом месте.

Ф

Iv.

Основной Постановка художественной задачи.

Выполнение творческого задания

Словесный, наглядный, практический

«Для каргопольской игрушки свойственны три темы: животные, люди и сказочные персонажи - русалки, домовые, полканы. Каждая фигура имела особый смысл.

1. Образ Полкана - один из самых интересных в местной игрушке.

Полкан – крестьянский богатырь, являющий собой образ тихой несокрушимой силы народной, грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой.

2. Свистульки - утушки на Каргополье были самыми распространенными и любимыми детворой игрушками. Лепили их к шумным ярмаркам.

3. Медведи, барашки, козлы едут в санях, работают в кузнице. У славянских народов "медведко" считается подателем плодородия земли.

4. «Тяни-толкай». Фигурка тяни- толкая состоит из двух коней – чёрного и белого. Конь (комонь, клюся, тарпан) – одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага.»

-Вывод: Какие виды игрушек вы запомнили?

#1040;нализ образца

- Посмотрите на образец, представленный на доске.

– Игрушку из Каргополя расписывали разными цветами.

- Назовите цвета.


В цветовой гамме глиняной игрушки Каргополя преобладают белый, зелёный, голубой, красный, чёрные цвета. Каждый цвет в росписи также глубоко символичен:

  • белый — символ нравственной чистоты, добра;
  • жёлтый — символизирует солнце, радость;
  • красный — огонь, красоту, здоровье;
  • зелёный — символ жизни, земли и пашни и т. д.

Picture background

– А теперь, ребята, посмотрите, какими узорами расписывали игрушки.


– Есть ли цветочки или листики на этих узорах. Как называются такие узоры? Мы видим разные фигурки. Круги, полоски, овалы, волнистые линии - такие узоры называются геометрические.

– Значит орнамент какой, ребята? Орнамент был геометрическим и состоял из символов.

-Так выглядит символ Земли. Напоминает вспаханное поле.

- А это зерно. Овал символизирует фигурки колоса, а маленькие красные точечки –отдельные зёрнышки.

- Перед вами символ ростка - дерева жизни. Обратите внимание, как росточек тянется вверх, к солнцу, так и элементы узора направлены вверх.

- Следующий символ - солнце. Солнце красного цвета.

-Все эти знаки-символы вполне узнаваемы, ведь они схожи по форме и цвету с реалистичным изображением. Это говорит о том, что люди передавали свои представления об окружающем мире с помощью узоров.

- полкан, свистульки, медведи, тяни-т толкай

- красный, чёрный, синий, белый, жжелтый, к коричневый

Ф

V. Рефлексия

Словесный

- Ребята, кто закончил, поднимите свои работы. Посмотрим, что у нас получилось.

- Какие они у вас красивые и интересные. Молодцы!

(Учитель оценивает и комментирует каждую работу.)

- Давайте подведём итоги нашего внеурочного занятия.

- Чему мы сегодня научились?

- Смогли ли мы достигнуть поставленных целей?

- Сложно ли вам было? В чем были сложности? Ну ничего, сложности бывают у всех, мы ведь еще только учимся!

- Что ж, наша внеурочное занятие подошло к концу! Вы большие молодцы! Мне было очень приятно с вами познакомиться и поработать! Всем спасибо, до свидания!

- Расписывать Каргопольскую игрушку.

- Да.

Ф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки по теме: Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши

УМК: «Школа России»Класс: 2Тема урока: «Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши»Цель урока: формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой час...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»

ПредметЛитературное чтениеКласс1Тип урокаУрок открытия новых знанийТехнология построения урокаТехнология развития критического мышленияТемаРусские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Ри...

Технологическая карта урока "Что такое сказка? Русская народная сказка "Кот и лиса"

Технологическая карта педагогической мастерской поможет создать условия для активной познавательной деятельности учащихся при изучении русской народной сказки "Кот и лиса", познакомить со зн...

Технологическая карта урока по литературному чтению.Русская народная сказка «Самое дорогое». Особенности бытовых сказок

Технологическая карта урока по литературному чтению. Русская народная сказка «Самое дорогое». Особенности бытовых сказок...

Технологическая карта занятия "Хоровод - основной жанр русского народного танца"

Методическая разработка занятия "Хоровод - основной жанр русского народного танца" предназначена для педагогов дополнительного образования - руководителей театральных студий....

Технологическая карта занятия "Хоровод - основной жанр русского народного танца"

Методическая разработка занятия "Хоровод - основной жанр русского народного танца" предназначена для педагогов дополнительного образования - руководителей театральных студий....

Технологическая карта ДПИ 3 класс “Каргопольская игрушка как русский народный промысел” (Сайфутдиновой Е. Р.)

Класс: 3 класс Направление: Общекультурное Дата проведения:  Тема:  «Каргопольская игрушка как русский народный промысел». Цель: создание условий для формирования у младших школьников  знаний о...